Слайд 2
Мы предлагаем рассмотреть и обсудить следующие вопросы:
Понятие
«воображение»
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Условия, способствующие развитию детского воображения
Виды
деятельности для развития воображения
Практическая часть семинара
Слайд 3
Воображение - это психически познавательный процесс создания новых
образов путём переработки материалов восприятия и представлений, полученных в
прошлом опыте.
Для развития творческих способностей необходимо создавать определенные условия:
физическое развитие детей;
создание обстановки, стимулирующей развитие
творчества;
предоставление ребенку самостоятельности;
доброжелательная помощь ребенку;
комфортная обстановка.
Слайд 4
Развитие воображения в дошкольном возрасте.
Складываются предпосылки представлений и
подражаний
Воображение появляется в игре
Воображение на опоре реальных предметов и
действий с ними
Слайд 5
Условия, способствующие развитию детского воображения
Развивать речевые и мыслительные
навыки
Стимулирование детей
Ориентировка на личность ребенка
Расширение, уточнение,
обогащение опыта ребенка
«зона ближайшего развития»
Слайд 6
Когда же возникает воображение?
Воображение у ребенка начинает развиваться
довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно
занимает больше места в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Слайд 7
В возрасте 4-5 лет воображение
становится творческим - сюжеты детских игр, выдуманных рассказов становятся
богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы
воображать, фантазировать,
детям 4-5 лет надо
действовать (строить,
рассказывать и т.д)
Слайд 8
В 5 лет ребёнок уже может фантазировать
мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты
и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Слайд 9
Не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а
искать как можно больше собственных оригинальных решений, не бояться
свободно высказывать их, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.
Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинять своё воображение определённому замыслу, следовать намеченному плану.
С самого начала мы должны раскрыть перед ребёнком смысл творческой деятельности:
Слайд 10
Жить без мечты невозможно, но если ребёнок живёт
только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь,
он может превратиться в бесплодного мечтателя. Именно поэтому, начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помогать ребёнку воплощать свои замыслы, подчинить его воображение определённым целям, сделать его продуктивным.
Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастет менее социально активным, заорганизованным.
Развитие двигательного творчества формирует ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.
Слайд 11
Специальная работа воспитателя по ознакомлению детей с разными
сферами жизни (работа повара, парикмахера, железнодорожника, врача и т.п.)
обогащает и развивает их игры. А вместе с развитием сюжета игр развиваются способности творческого воображения, накапливается тот материал, который пробуждает и направляет фантазию малыша.
Виды деятельности для развития воображения
Слайд 12
Игры и упражнения для развития творческого воображения
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников,
создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Педагог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу)
Слайд 13
Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать
свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные
дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)
Слайд 14
«Волшебная труба»
Пособие: Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры:
Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно
больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«Угадай кто это, и назови эмоцию»
Цель: развитие мимики и двигательного аппарата, воображения.
Ход игры: один ребенок передает эмоциями и движениями какого либо животного, а остальные дети должны назвать животного.
Например: счастливый кот, злой медведь, грустная собака
Слайд 15
Методика "Как спасти зайку"
Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Цель.
Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на
преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению.
Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"
Обработка данных.
В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.
Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.
Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.
Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.
Слайд 16
Игра «Камешки на берегу».
Цель: учить создавать новые образы на
основе восприятия схематических изображений.
Используется большая картина, изображающая морской берег.
Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.
Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.
Слайд 17
«Апельсин»
Цель: координация речи с движением. Развитие тонкой моторики.
Работа над темпом и ритмом речи.
Мы делили апельсин. (Рука
сжата в кулачок)
Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)
В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)
Слайд 19
«Поросята»
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.
1.Развивать мелкую
мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и
ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
Пальцы рук растопырены; поочередно «идем» по поверхности стола каждым из пальчиков.
Этот толстый поросенок
Целый день хвостом вилял, (Показываем мизинцы.)
Этот толстый поросенок
Спинку о забор чесал. (Показываем безымянные пальцы.)
Ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Этот толстый поросенок
Землю носом ковырял, (Показываем средние пальцы.)
Этот толстый поросенок
Что-то сам нарисовал. (Показываем указательный палец.)
Ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Этот толстый поросенок -
Лежебока и нахал, (Показываем большие пальцы.)
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.)
физ. культуры применяются различные технологии и приёмыв такие как
пальчиковые игры, креативная гимнастика, логоритмические упражнения, упражнения методики игрового стретчинга, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения и релаксации, ритмические разминки, разные подвижные и словесные игры, самомас-
сажи, все это способствуюет раскрытию творческого потенциала детей, воображению, навыков самовыражения через движение.
Развитие воображения дошкольника средствами физической культуры.
Слайд 21
Обогащение двигательного опыта происходит каждый день, программа развития
основных движений разнообразна, а если одно и то же
движение будет иметь разную игровую окраску, то это не только разнообразит двигательный опыт детей, но и разовьет воображение. Например - лазанье по гимнастической стенке может быть и «зарядка от обезьянок» и «поиск дороги к детскому саду» и «пожарной вышкой». Проводятся весёлые игровые досуги, например «Приключение снеговичка», «В осеннем лесу» и т.д., в игровые занятия включаются ОРУ с образами животных, птиц, насекомых.
Игры на развитие воображения: «Море волнуется» (разные темы), «Магазин игрушек», «Где мы были, мы не скажем…», «Волшебные превращения» и т.д.
Слайд 22
Комплекс гимнастики. «Сказка про гусеничку».
Цель: Развивать
воображение, формировать правильную осанку, гибкость мышц и суставов; развивать
эмоциональную отзывчивость, учить детей передавать в движении образ гусеницы и ее действия.
(Все упражнения выполняются сидя на полу, руки за спиной в упоре).
1).«Жила-была гусеничка, и она любила гулять». Последовательно сгибать и разгибать ноги
Упражнение «гусеничка гуляет» с продвижением вперёд по кругу, руки за спиной в упоре
2). «Вдруг как что-то загремит»
Упражнение «гром» Пятками постучать по полу попеременно.
3). «И пошёл дождь»
Упражнение «дождь» Пальцами ног постучать по полу попеременно.
4). «Вернулась гусеничка домой» Ноги прямые, руки в упоре за спиной, пятки
Упражнение «домик» врозь, пальцы ног соединить.
5). «Решила гусеничка заняться рисованием» «Рисуем» пальцами ног на полу,
Упражнение «рисуют наши ножки» попеременно правой и левой ногами.
6). «Наступила ночь. Пора нашей гусеничке спать» Правой стопой гладим левую ногу от
Упражнение «спокойной ночи» пальцев и как можно выше. Затем наоборот.
Слайд 23
Упражнение на координацию «Левая и правая»
Цель: развивать творческий
потенциал, воображение, умение
владеть своим телом; развивать мелкую моторику
рук.
Содержание: Показывать имитацию движение руками. Проговаривать
несколько раз от лица разных персонажей (мышка, медведь, лягушка).
Левая и правая – строят города.
Левая и правая – водят поезда.
Левая и правая – умеют шить .
Левая и правая – умеют дружить.
Слайд 24
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых
творческих способностей ребёнка, подразумевающего развитие воображения и гибкого, нестандартного
мышления. Основными задачами развития речевого творчества детей являются:
Развитие творческого воображения, образного мышления.
Повышение умственной и речевой активности.
Формирование навыков и умений связного речевого высказывания.
Развитие способности анализировать свои высказывания.
Метод игровых ситуаций.
Эффективным методом развития познавательных и творческих способностей дошкольников является метод игровых ситуаций, который последовательно включает серию игр на развитие творчества и познания дошкольников.
логопедия
Развитие воображения дошкольника средствами логопедии.
Слайд 25
«ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ».
Игра начинается со слов: «Представь себе, что
люди могли бы ходить только на руках. Что бы
тогда было?» Перечень тем может быть самым разнообразным и касаться человека, его привычек и характера, явлении природы, животных, предметов быта. Например: что было бы, если бы...:
• ... вместо дождя с неба падали конфеты?
•... снег лежал круглый год?
• ... тридцать три дня шел дождь не переставая?
• ... в водопроводе водились крокодилы?
• ... по небу можно было ходить пешком?
• ... люди умели летать?
• ... медведи жили в гнездах?
• ... на деревьях росли батоны?
• ... по реке плавали арбузы?
• ... на небе вместо Луны висел воздушный шарик?
• ... дома были сделаны из ваты?
• ... вилки были сделаны из шоколада?
• ... у человека глаза были на затылке?
Слайд 26
Психологические игры для развития воображения у детей
Что было
бы, если...
Цели: Эта игра развивает творческие способности детей. Вместе
с тем, Вы сами имеете прекрасную возможность лучше узнать детей, понять их чувства, надежды и желания. Вы можете использовать эту игру по окончании какой-либо работы, в конце дня или тогда, когда у Вас есть дополнительное время для работы с группой.
Инструкция: Я хотела бы сыграть с вами в игру, в которой все как в сказке. Что было бы, если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?
Дайте каждому ребенку решить, каким животным он хотел бы быть. После этого каждый ребенок должен выйти на середину, назвать это животное, показать, как оно движется, как "разговаривает". На вопросы типа "Что было бы, если бы..." не бывает правильных или неправильных ответов. Мы хотим просто развить фантазию и интуицию детей.
Другие вопросы для обсуждения в этой игре:
— Какое желание ты загадаешь, если найдешь волшебную лампу?
— Куда ты полетишь, если у тебя будет ковер—самолет?
— Что было бы, если бы тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
— Что было бы, если бы ты был учителем?
— Что было бы, если бы ты стал совсем зеленым? Чем ты тогда будешь?
— Если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?
Слайд 27
Сказка про Машу (диагностическая)
Жила - была девочка
Маша. Проснулась она однажды утром, видит солнышко светит в
окошко. Обрадовалась Маша и засмеялась. Вот так: демонстрируется эмоция веселья, радости.
Решила она пойти погулять. Взяла игрушки, вышла во двор, а там нет никого. Где же все ребята, удивилась Маша. Вот так: демонстрируется эмоция удивления.
Скучно Маше одной играть. Грустно ей стало. Вот так... демонстрируется эмоция грусти. Потом она решила все - таки поиграть в песочнице. Сыплет Маша сухой песок в формочки, а пирожки рассыпаются. Маша снова насыпает, опять не получается! Сердится Маша, злится. Вот так... демонстрируется эмоция злости.
Вдруг как польет дождик, как посыплются на Машу холодные капли. А рядом нет никого. Испугалась Маша. Вот так: демонстрируется эмоция страха.
Заплакала Маша. Услышала мама плач, выглянула в окошко и говорит: «Что же ты, доченька, не видела тучу? Все ребята перед дождем домой убежали, беги и ты домой». Ушла Маша домой, а дождик - то уже кончился. Снова солнце выглянуло, ребята во двор вышли. Маша тоже к ним пошла. Стали вместе пирожки печь. Пирожки больше не рассыпались, потому что дождик песок намочил. Маше совсем хорошо стало. Вместе хорошо играть, спокойно.
Вот так: демонстрируется эмоция спокойствия.
«Салат из сказок».
Цель игры: Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.
Ход игры: Интересно сочинять сказку, используя морфологическую таблицу, где по вертикальной оси перечисляются названия сказок, а по горизонтальной оси – их герои. Выбор героев может быть произвольным. Дети могут выбрать сразу всех героев, место действия, а далее соединяют все в один сюжет.
Другой вариант: дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.
Слайд 29
Учиться танцевать при помощи игры, что может быть
лучше?
Слайд 31
«Роль игры и воображения в преподавании хореографии детям»