Слайд 2
Актуальность опыта
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на
занятиях по изобразительной деятельности, так ка именно изобразительная деятельность
способствует развитию сенсомоторики – согласованности глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев.
Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином – это пластилиновая живопись (пластилинография).
Слайд 3
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как:
внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной
координации детей, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся согласованными, а движения пальцев диффернцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Слайд 4
Цель:
Всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Слайд 5
Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию
в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
2.
Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
3. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
4. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
5. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
6. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Слайд 6
Этапы работы:
Подготовительный
Практический
Обобщающий
Слайд 7
Подготовительный этап.
На этом этапе я изучила нормативно-правовую базу
и методическую литературу. Планирование работы осуществлялось в соответствии с
требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС.
Слайд 8
Практический этап:
На этом этапе проводилась непосредственная работа с
детьми – апробация авторских наработок, конспектов занятий проведения диагностических
исследований.
Слайд 9
Обобщающий этап:
На этом этапе проводился анализ и обработка
полученных результатов.
Слайд 10
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные
темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь
ему раскрыться.
Слайд 11
Методы и приемы:
Наглядные
Практические
Словесные
Слайд 12
Наглядные методы:
Демонстрация наглядных средств. Наглядность оживляет процесс обучения,
способствует побуждению у детей интереса к технике пластилиновой графики.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения– этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.
Показ образца.
Анализ детских работ в конце занятия (стараюсь привлечь внимание детей к результатам их деятельности; помочь детям понять достижения и ошибки в изготовлении).
Слайд 13
Практические методы:
В развитии творческих способностей ведущая деятельность детей
художественная. Она состоит при условии овладения детьми общими и
самостоятельными способами художественной деятельности и направлена на получение конкретного продукта. Нельзя научить детей чему-либо, только показывая и рассказывая о технике изображения, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности. На занятиях дети изготовляют исходные формы, дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из пластилина, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы лепки, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.
Слайд 14
Словесные методы:
Позволяют в кратчайший срок передать детям
информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее
решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы, чтение схем.
Слайд 15
Формы:
Групповая – основная форма работы по развитию творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста. Группа состоит из
6-8 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. Технология проведения групповых занятий может быть разной. Главное чтобы дети сидели компактно, но на некотором расстоянии, не мешая, друг другу. Внутри подгруппы дети могут переговариваться, общаться, делиться опытом.
Пальчиковые игры и упражнения– форма работы выбрана для развития мелкой моторики, координации и синхронизации движения обеих рук, а также для расслабления и отдыха на занятиях.
Оформление и организация выставок – выставки работ проходят два раза в год. Любуясь результатами своей работы, дети получают эмоциональное удовлетворение. Это способствует их самовыражению, повышает их самооценку.
Слайд 16
Средства:
Художественные средства
Наглядные средства
Технические средства
Слайд 17
Художественные средства:
Пластичный материал (разноцветный пластилин).
Бросовый и природный
материал.
Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики,
палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Слайд 18
Наглядные средства:
Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
Таблицы с
технологическими карточками способов лепки.
Образцы работ, фотографии.
Интернет
ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений.
Слайд 19
Технические средства:
музыка,
видеофильм,
слайд – шоу, презентация.
Применение
этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание
детей на занятиях, развить воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Слайд 20
Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие.
Занятия проводились в игровой форме. Для эмоционального настроя на
занятиях использовались музыкальные произведения.
Каждое занятие – новый шаг в познании чего-то нового и оригинального для ребенка.
Слайд 21
Структура занятия:
Структура занятий может быть гибкой и изменяться
от целей и задач, но включает в себя 3
части: вводная, основная, заключительная.
Слайд 22
Вводная часть:
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно
здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый
материал. Во вводной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, подвижную или пальчиковую игру.
Слайд 23
Основная часть:
В основной части или практической объясняются и
показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания,
активно перерабатывая их, опираясь, на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом и провести индивидуальную работу.
Слайд 24
Заключительная часть:
Очень важна заключительная часть, в ней
подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в
конце занятия – важное условие развития изобразительного творчества. При рассматривании работ, выслушиваются все дети, которые желают высказаться по поводу своего творчества, пережитых впечатлений. Обязателен анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе. При этом оцениваются достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументируется оценка и придается ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
Слайд 25
Работа с родителями:
Одним из важнейших условий развития творчества
является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция
в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью активно привлекаются к совместной работе все родители. Для них проводятся беседы, консультации («Что такое пластилиновая живопись?», «Влияние пластилиновой живописи на развитие детей», «Как сохранить детские работы») красочно оформлены памятки («Рисование пластилином», «Рассматриваем и оцениваем детские работы») по работе с пластилином, среди родителей проводится анкетирование.
Слайд 26
Диагностика:
В результате проделанной работы мною была проведена диагностика
по развитию мелкой моторики рук через пластилинографию, которая показала
следующие результаты:
Слайд 28
Вывод:
Таким образом уровень развития детей стал выше. Результаты
диагностики показали, что развитие мелкой моторики пальцев рук заметно
улучшилось.
Слайд 30
Занятие «Чебурашка»
Занятие «Обитатели нашего края»
Слайд 31
«Матрешки-подружки»
Ах, матрёшечка-матрёшка.
Хороша, не рассказать!
Слайд 32
«Зимующие птицы»
Власюк Кристина
«Птичка-синичка»
Брялин Макар
«Снегирь»
Слайд 34
Шипова Маша
«Удивительный подводный мир»
Слайд 35
Результативность опыта:
Результаты педагогической деятельности показывают:
У
детей появился повышенный интерес, творческая активность.
В работах
детей преобладают новизна и оригинальность.
Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Слайд 36
Опыт работы свидетельствует: изображение в оригинальной технике
с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности.
Слайд 37
«Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить
трудиться… Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой
и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
Слайд 38
Список литературы:
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. - М., 1967.
2. Григорьева Г. Г. Развитие
дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.