Слайд 2
Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и
практике дошкольного образования относится к числу актуальных.
Архитектура оказалась самым
трудным самым недоступным искусством, язык которого понятен и привлекателен только для очень немногих. Эта трудность архитектуры проистекает из присущего ей своеобразного эстетического противоречия. Дело в том, что архитектура есть, с одной стороны, самое материальное, самое вещественное и, с другой – самое абстрактное искусство.
Слайд 3
С какого возраста знакомить детей с архитектурой
Лучше всего
начинать знакомить детей с архитектурой с 5 лет, это
самый любознательный и восприимчивый для этих знаний возраст. В этом возрасте дети с удовольствием смотрят презентации и слушают то, что им рассказывают. Дети до 5 лет ещё живут в своем мире «здесь и сейчас». И, конечно, в этом «здесь и сейчас» какие-то науки пока не актуальны. Их интересует всё только конкретное.
Слайд 4
Зачем детям рассказывать об архитектуре
Архитектура – это то,
что нас окружает почти всегда (кроме времени, когда мы
на дикой природе). Важно, чтобы люди (не только дети, кстати) начали замечать и анализировать, что происходит вокруг них. Пытались понять, как устроен этот мир. Архитектура создает определённый настрой, рождает мысли и желания. Хорошо, когда человек может отслеживать, что именно влияет на его состояние. Иногда это делается намеренно, иногда случайно.
Но это сложное объяснение, для взрослых. Дети по природе своей любопытны и готовы воспринимать факты и информацию «просто так», впрок. И да – им можно рассказать об архитектуре. Для кругозора, для общего развития и развития объёмно-пространственного мышления. Но больше – для умения задавать вопросы и искать ответы: а почему так, на чём держится вот та штука, а это что такое и зачем оно нужно?
Слайд 5
Этапы знакомства детей с архитектурой
1-й – Знакомство детей
с понятием «архитектура», профессией «архитектор»; путешествие в историю жилищ
(«Древнее зодчество», «Из чего построен дом», «Мой родной город»); цикл занятий «Юный архитектор» (художественно-творческая деятельность).
2-й – Виды архитектуры; дома в разных странах; народное жилище (жилища народов населяющих Северный Кавказа); памятники архитектуры (Кремль, «Памятники архитектуры города Невинномысска (Ставрополя)»); «Юный архитектор» (художественно-творческая деятельность) .
Слайд 6
Архитектуру, конечно, лучше всего смотреть в естественных условиях.
Но проблема в том, что очень редко на улице
можно видеть архитектуру, которая является произведением искусства. Её приходится смотреть по картинкам. Но детали можно увидеть и на наших многоэтажных домах.
Какой способ лучше выбрать для знакомства детей с архитектурой
Всегда есть возможность обратить внимание ребёнка на то, что на последнем этаже многоэтажки нет окон. Там, как правило, ряд глухих плит. Почему? Можно ли их как-то выделить? А если ли на них нарисовать картины?
Так же в любом городе можно разглядывать окна и видеть, что они разные. Даже на самых простых многоэтажных жилых домах окна хотя бы трех типов – для кухни (маленьких комнат), для больших комнат, лестничные.
Слайд 7
А есть ещё окна с балконами. И все
окна разные. А на детских рисунках часто окна одинаковые.
Это из-за того, что дети не заметили, не обратили внимания, не задумались. Если им сказать о том, что окна в домах разные, то, видя фотографии домов в других городах, они заметят, что окна отличаются.
И ещё нужно постоянно общаться, и рассказывать про архитектуру. Задача педагога не вложить за занятие некое знание, а вызвать у детей желание наблюдать и видеть, что происходит вокруг.
Слайд 8
Значительное место в работе по ознакомлению детей с
архитектурой необходимо уделять и продуктивным видам деятельности. В рисовании
на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой. То же происходит и на занятиях по лепке и аппликации.
Слайд 9
Роль воспитателя в ознакомлении детей с искусством
архитектуры трудно переоценить. Воспитатель выступает посредником между ребёнком и
обширным, прекрасным миром искусства. Он должен не только систематизировать разрозненные знания ребёнка об архитектуре, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной и последовательной.
Слайд 10
Как разглядеть в малыше архитектора
Есть
классический подход: увидеть однажды, что «малыш любит строить домики».
Строить домики-укрытия любят все дети. Но если из любого конструктора малыш строит в первую очередь дом, а не машинку – скорее всего ему это важно и нужно. И шансы стать архитектором у него есть.
Но не обязательно архитектура должна стать профессией. Основное количество знаний, которые мы дадим ребёнку, пригодится и любому художнику (в самом широком смысле этого слова) и просто для расширения кругозора. Профессиональная ориентация – это уже у подростков. Готовы ли они идти в архитекторы и заниматься этим всю жизнь, или это просто увлечение – это уже решится гораздо позже.
Для нас же гораздо важнее пробудить в детях интерес к искусству архитектуры, к окружающему миру, умение мыслить и видеть прекрасное.