Слайд 2
Общие особенности античной философии
Философия- жемчужина древнегреческой культуры
Слайд 3
Содержание
Античная культура и философия.
2. Отличительные особенности античной философии.
3.
Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские школы
Цель: рассмотреть
возникновение, эволюцию и своеобразие античной философии
Слайд 4
1. Античная культура и философия
Слайд 5
ФИЛОСОФИЯ
Возникает на рубеже VII –VI веков до Н.Э.
в трех странах одновременно:
в Древней
Индии,
в Древнем Китае,
в Античной Греции
Слайд 6
Карта Древней Греции
Карта Древней Греции
Слайд 8
Философия возникает
в русле
критики традиционного мировоззрения
.
Формирование философии связано с распадом родовой
общины и переходом к социально дифференцированному обществу.
В основе – создание железных орудий труда, развитие земледелия, ремесла, торговли, перемены в социально-экономических и политических отношениях и образе жизни (появление каст, сословий и классов, разделения умственного и физического труда, первых государств, науки и образования).
Индивид выделяется их коллектива, получает права, включая право голоса
Слайд 9
Социокультурные предпосылки развития античной философии
Древнегреческий полис, институты политической
демократии, гражданское сознание
Достоинство личности, равноправие свободных граждан, свобода слова
Плюрализм
мнений, искусство убеждения и обоснования, «рынок идей»
Личное интеллектуальное творчество, духовная самостоятельность, независимость в мировоззрении
Слайд 10
Античная философия
Античная философия (от лат. antiques -
древний) - древнегреческая и древнеримская; охватывает период с YII-VI
вв. до н.э. по Y-VI вв. н.э.
Основная тема - первоначало (основа) мира и важнейшие характеристики мироздания, составляющая которого – человек.
Первый античный философ - Фалес, последний — Боэций.
Слайд 11
София - мудрость
В Греции различали «мудрецов» (sophoi) и
«любителей мудрости» — философов (philosophoi)
Слайд 12
Все мудрецы, достигнув не только славы, но и
богатства, оставили следующие назидания тем, кто стремится разбогатеть:
Фалес: "Не
богатей дурными средствами".
Питтак: "Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют"; "Победы должны быть бескровными"; "Нажива ненасытна".
Биант: "Наибольшее богатство - ничего не желать"; "Недостойного за богатство не хвали".
Хилон: "Лучше потеря, чем дурная прибыль, от одной горе на раз, от другой навсегда".
Периандр: "Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе".
Слайд 13
Античная философия развивалась под влиянием, с одной
стороны - мифологии, с другой стороны - формирующейся в
Древней Греции науки.
Цель философа — понять «целое как целое», в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию. Объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия.
Аристотель считал, что начало философии — в удивлении человека перед миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
Слайд 14
Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны
- мифологии, с другой стороны - формирующейся в Древней
Греции науки.
Цель философа — понять «целое как целое», в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия.
Понять с помощью разума, используя рациональную аргументацию.
Объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делают искусство и религия.
Слайд 15
Начало философии,
Считал Аристотель, — в удивлении человека перед
миром и самим собой, а способность удивляться присуща природе
человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству.
Слайд 22
2. Отличительные особенности античной философии
Слайд 23
Античная философия
(сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего
непосредственного существования с 7-6 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.
Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами космоса, недоступными для человеческого влияния? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим неподвижность и постоянство стихий.
Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
Слайд 24
Общая характеристика античной философии
Античная философия возникла в
греческих полисах (торгово-ремесленных
городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и
Крыма,
собственно Греции — в Афинах, в эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие
мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация,
здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений.
Особенности
Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в
неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками
политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э.
шло от мифологии и религии к науке и философии.
Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита»)
и идеализм («линия Платона»).
Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика.
Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии.
В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiques – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Слайд 26
Центры развития античной философии
Ионийское побережье.
Афины.
Рим.
Слайд 27
Основополагающие принципы античной философии
Космоцентризм.
Идеал рациональности.
Созерцательность.
Слайд 28
1. Космоцентризм
Главное понятие: КОСМОС (воплощение Логоса)
Основная идея:
Поиск
единой сущности мироздания, уверенность в гармонии космоса, гармоничности и
разумности социального мира и нравственности, космической эманации
Слайд 29
Принцип античной философии
КОСМОЦЕНТРИЗМ
идею порядка, организованности, оформленности.
Противоположность Хаосу.
Др.-гр. термин «Космос» выражает
Слайд 30
Место человека в мироздании
Греки рассматривали человека и
космос в единстве; космос выступал у них как одушевленный,
живой, подобный человеку. Выше космоса человек не поднимался.
Красота – космически гармоничное и соразмерное.
Слайд 31
2. Идеал рациональности
Высокая оценка разума (Логос)
Основная
идея:
Истина – в разуме, а не чувствах
«Разумение -
величайшая добродетель,
и мудрость в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая»
Гераклит
Слайд 32
Космос
как воплощение идеи порядка («Логоса») -
разумной
познаваемости Блага и Красоты природы.
Слайд 33
3. Созерцательность
Отсутствует эксперимент как основа науки
Цель –
познание истины, созерцание «начал», вечного и неизменного (сущности)
Теория –
высшее Благо
Наука и «искусство» (техника) отделены друг от друга
Слайд 34
Теория -
(от греч. theoria -рассмотрение, исследование , учение):
интеллектуальное
созерцание, к которому мы прибегаем в математическом и философском
познании;
Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя (наблюдателя) - активной позиции (участника).
Слайд 35
Пифагор противопоставил созерцание действованию, позицию зрителя - активной
позиции. По свидетельству Диогена Лаэрция, Пифагор утверждал, что жизнь
подобна играм, на которые одни приходят, чтобы участвовать в состязаниях, другие - чтобы торговать, а третьи для того, чтобы присматриваться. И эту последнюю позицию Пифагор считал наиболее благородной, ибо ее придерживались не ради стремления к славе и выгоде, но исключительно ради стремления к познанию. Это понятие созерцания, рассматривания у ранних греков включало в себя созерцание как красоты, так и правды, лишь со временем дифференцировавшись на понятия "эпистемологическое" и "эстетическое".
Слайд 36
Отличительные особенности
античной философии
Особенности античной философии
Отличительной особенностью античной
философии является единство трех взаимосвязанных
между собой моментов: объекта
исследования, метода и цели.
Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях
космоцентризма.
Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую
характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению
всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными
данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент,
логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но
и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с
реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений,
религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных
образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне
(диалектика мышления).
Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет
и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины,
чистом желании достичь ее.
Слайд 37
Характерные черты античной философии
Слайд 38
3. Периодизация развития античной философии и основные натурфилософские
школы
Слайд 39
В развитии античной философии можно с некоторой
долей условности выделить несколько этапов и периодов
Существует несколько вариантов
периодизации:
1) по предмету исследования,
2) по хронологии.
Слайд 40
Античная философия проходит два этапа развития (по предмету
исследования)
Натурфилософия:
Откуда взялась природа?
ФАЛЕС-первый греческий
философ:
«Что есть первопричина всего существующего, космоса?
Антропологическая философия:
В чем основное отличие человека от животного?
СОКРАТ:
«Познав себя, человек познает, как устроена природа.»
Слайд 41
Особенности
Натуралистической ориентации присущи:
космоцентризм;
поиск первоначала, породившее все
сущее. Представители различных натуралистических школ обнаруживают субстанциональные основы вещей
(т.е.
то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего
сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей - в числах (Пифагор); сущность вещей - в их бытии (Парменид); все вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п.;
декларативно-догматический метод философствования;
гилозоизм (одушевление неживой природы).
Антропологический (гуманистической) ориентации присущи:
доминантные темы — этика, политика, законы, риторика, искусство, язык,
религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой (социо-культурное бытие в противоположность природному);
смещение оси философского поиска с космоса на человека.
Слайд 43
Исторические периоды развития античной философии
Слайд 44
Периоды развития античной философии
Традиционно выделяют:
раннюю классику (натуралисты, досократики —
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Парменид, Зенон, Ксенофан, Демокрит и
др.; главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение);
среднюю классику (софисты: Парменид, Горгий и др.; Сократ и его школа; киренаики и киники; главная проблема — сущность человека);
высокую классику (Платон, Аристотель и их школы; главная проблема — синтез философского знания, его проблем и методов и др.);
Эллинизм (Эпикур и Лукреций; Пиррон и Секст Эмпирик; стоики раннего периода — Зенон из Китиона и Хрисипп, Панэций и Посидоний, поздние римские стоики или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.; главные проблемы — мораль и свобода человека, проблема познания и т. д.). К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отношение Бога и человека (неоплатоники - Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский).
Слайд 45
Вариант периодизации
ппеепериодриодп
период
Слайд 46
Вариант периодизации развития античной философии
Античная и греко-римская философия
имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в.
до н.э. и до 529 г.н.э., когда император Юстиниан закрыл философские школы в Афинах. В этой истории различают ряд периодов.
Основные периоды развития античной философии
I Период ранней классики
Общая характеристика: натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и
Космоса (между VI и V вв. до н.э.).
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан,
Пифагор, Демокрит и др.
II Период средней классики
Общая характеристика: гуманистический период с его проблемой человека
Представители: Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик,
Антифонт, Антисфен и др.
III Период высокой классики
Общая характеристика: период большого синтеза с его главной проблемой
— синтез философского знания.
Представители: Платон, Аристотель и их школы.
Слайд 47
IV Эллинизм
Общая характеристика: период эллинистических
школ с его главными проблемами —
мораль и свобода
человека, проблемы познания и т.п.
Представители: Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний,
поздние римские стоики, или неостоицизм:
Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.
V Религиозный период античной мысли
Общая характеристика: основные проблемы — структуры Космоса, судьбы Космоса и
человека, отношения Бога и человека и т.п.
Представители: Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др.
Слайд 48
Периоды и школы античной философии
Слайд 52
Философия —
это любовь человека к истине и правде,
это — «знание ради самого знания» (Аристотель). Это знание
ради достижения свободы духа.
Именно так понимая философию римский политический деятель и мыслитель Цицерон (I в до н. э.), сказавший, что не любить философию -все равно, что не любить собственную мать.
Философия — не просто поиск истины, но и способ жизни, присущий свободному человеку.