Слайд 2
Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры
Культурологи
выделяют две социальные формы существования культуры: массовая и элитарная.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах.
Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей:
- рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус;
- стандартизованных по форме и содержанию;
- предполагающих коммерческий успех; и
- распространяемых средствами массовой информации.
Ее потребляют все люди независимо от страны и места проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Слайд 3
Вехи формирования массовой культуры
1870 - время рождения: принятие
в Англии закона об обязательной грамотности, в результате чего
всем стал доступен главный вид художественного творчества XIXв. – роман.
1895 – изобретение кинематографа, не требующего даже элитарной грамотности для восприятия информации в картинках.
Сер.XX – легкая музыка, радио, магнитофоны, телевидение усиливали развитие массовой культуры.
Слайд 4
«Если Рим дал миру право, Англия – парламентскую
деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные
США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру»
Збигнев Бжезинский, американский политолог.
Слайд 5
Признаки массовой культуры:
Специфические признаки серийного характера массовой культуры
Примитивиза-
ция
отноше-
ний между
людьми
Развлекате-
льность, за-
бавность,
сентимен-
тальность
Натуралис-
тическое
смакование
насилия и
секса
Культ ус
пеха силь-
ной лич-
ности и
жажда об-
ладания
вещами
Культ посред-
ственности,
условность
примитивной
символики
Слайд 6
Массовая культура характеризует особенности производства, культурных ценностей в
современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.
При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Слайд 7
Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы,
происходящие в природе и человеческом обществе. Целью массовой культуры
является стимулирование потребительского сознания у реципиента. Что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека.
Слайд 8
Идейная основа современной массовой культуры - философия позитивизма.
Позитивизм проявился как натурализм, для него характерно сведение социального
к биологическому и стремление любыми путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить их несуществующими или заставить о них забыть. В рамках позитивистской концепции реанимируется и так называемый «культ казенного оптизима» и «американской мечты».
Слайд 9
Философия прагматизма тесно связана с массовой культурой. По
мнению американского философа Д.Дьюи, в основе художественного творчества лежит
не отражение предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который он трактует как «результат взаимодействия организма и его окружения». Истинно то, что имеет практическую пользу.
Слайд 10
Практической реализацией прагматизма в массовой культуре является такая
важная ее структура – как реклама. Она реализует основное
кредо прагматизма, которое заключается в том, что истинным является то, что полезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.
Слайд 11
Философия З.Фрейда - фундамент современной массовой культуры.
Он разработал
учение о врожденных бессознательных структурах – инстинктах. Они подавляются
обществом и это вызывает неосознанную ненависть индивида к нему, которая выражается в агрессивности.
Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании человеческих инстинктов страха, секса и агрессивности.
Слайд 12
XX в. – век страха. В реализации инстинктов
страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве
фильмы ужасов и фильмы о природных катастрофах, монстрах, сверхъестественных силах, инопланетянах. Тема «катастрофы», «страха» постепенно овладевает людьми.
Слайд 13
На кино- и телеэкранах все чаще стали использоваться
трагические события: акты жестокого терроризма и похищения людей. И
вместо того, чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой перспективе.
Слайд 14
Элитарная культура как антипод массовой культуры
Элитарная культура -
вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в
силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Слайд 15
Элита
Высокая степень деятельности,
продуктивности, активности
(по Р.Михельсу,
Г.Моску)
особый «орган восприятия»
способствует общественному прогрессу
(по Ортеге)
часть общества, наиболее способная к духовной деятельности , одаренная
высокими нравственными и эстетическими
задатками (по Ф.Ницше)
Слайд 16
В культурологических концепциях Ф.Ницше, сформулированных их в знаменитых
трудах:
«Рождении трагедии из духа музыки»(182);
«Человеческое слишком человеческое»(1878)
«Веселая наука»(1872)
«Так
говорил Заратустра»(1884)
элитарная концепция проявляет себя в виде «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, уникальной эстетической восприимчивостью.
Слайд 17
Классификация теорий элит
К концу ХХ в сложилась классификация
теории элит которую можно представить при помощи следующей схемы:
Биологическая
Психологическая
Техническая
элитой
являются люди, занимающие высшие места в обществе
благодаря своему биологическому и генетическому происхождению
в основе концепции лежат исключительно психологические
качества элитарной группы
совокупность людей, владеющих и управляющих
технической стороной производства