Слайд 2
ПЛАН
Постановка проблемы человека в европейской философии.
Человек в биологическом
измерении.
Социально-социологический подход к изучению человека.
Проблема человеческого бытия в современной
философской антропологии.
Слайд 3
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
В
классической философии философии присутствует стремление уловить постоянную субстанцию человечности,
понимаемую чаще всего, либо:
А) совокупность природных качеств (человеческая природа),
Б) как разум, сформированный социальными требованиями и интеллектуальными возможностями личности (социальная сущность человека).
Слайд 4
СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Субстанциональный подход признает доминирование природных начал в
человеке. Он представляет человека в качестве натурализованного субъекта, ориентированного
на собственное тело и руководствующегося в своей жизни собственными чувствами и эмоциями.
Слайд 5
АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Древние эллины учили развивать телесные
возможности. Они придавали красоте тела особое значение.
В то
же время эллины подчеркивали, что красота тела должна соответствовать красоте духа.
Слайд 6
УЧЕНИЕ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ (греческий эпикуреизм и киренаики)
Существенный признак
человека состоит в его способности различения удовольствия и неудовольствия.
Задача: к удовольствию надо стремиться, а неудовольствий избегать как того требует природа человека.
Высшей ценностью называется сама жизнь в ее позитивных чувственных проявлениях.
Эпикур
Слайд 7
ПОИСК ГАРМОНИИ ТЕЛЕСНОГО И РАЗУМНОГО В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Огромное
значение греки придают категории «мера».
Мера создает гармонию в
сочетании тела как природного объекта и души, - объекта сформированного воспитанием и личными волевыми усилиями.
Человек сам становится «мерой всех вещей».
Протагор
Слайд 8
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Человек имеет две природы: духовную,
данную Богом (бессмертная душа) и биологическую (смертную), приобретенную самим
человеком.
Человеческая природа рассматривалась в Средневековье как зло, которое надо всячески уничтожать.
Слайд 9
ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Человеческая природа и тело рассматриваются как
Божественный дар.
Уважение к природе человека стало частью гуманизма эпохи
Возрождения, формой самоутверждения индивида в многогранности его внутренних сил и жизненных проявлений.
Рафаэль
Слайд 10
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Человек как божественное
творение обладает качествами, составляющими его природную сущность:
способность к
творчеству,
индивидуальная свобода,
безграничная возможность собственного творения,
героизм, титанизм, выражающие мощь природы, и человека как высшего существа.
Портрет
Цезаря Борджиа
Слайд 11
ПРОТИВОРЕЧИЯ ГУМАНИЗМА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Признание за каждым человеком природного
права быть свободным, творческим и телесным создавало основу для
вседозволенности и открывало путь к беспредельному эгоизму и индивидуализму как принципу поведения.
Бог понимается как необходимый нравственный барьер, переступить через который, значит отрицать права другого человека быть божественным.
Слайд 12
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII
Антропологической парадигмой Нового времени был
механицизм.
Механистическая антропология покончила природным хаосом в понимании человека.
Механистическая антропология
признала существование естественных природных законов, определяющих социальное поведение человека.
Человек в концепции Нового времени предстает как некий самостоятельный атом, жизнь которого определяется механическими законами природы.
Слайд 13
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII
Два подхода к определению природных законов
антропологии Нового времени
Природные
качества
Агрессивность
(Гоббс)
Доброта
(Хатчесон. Руссо)
Слайд 14
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Человек рассматривается как исторически изменчивое
существо. «Человек есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс).
Духовные качества
человека меняются в зависимости от времени и окружающей среды.
Человек есть то, что представляют собою его нравственные и духовные качества.
Слайд 15
ОГРАНИЧЕННОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Попытка понять человека только как существо
природное или социальное и в этом смысле как существо
постоянное обречена на провал.
Рассмотрение человека в единстве биологических и социальных начал не создает законченной картины его сущности и природы.
Слайд 16
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Структура личности
Зигмунд Фрейд
Личность
(«сверх-Я»)
Сознание
(«Я»)
Бессознательное
(«Оно»)
Слайд 17
ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА
Бессознательные импульсы и влечения лежат в
основе всех проявлений человеческого духа.
Человек, постоянно переживает конфликт между
сознанием и бессознательными влечениями (либидо).
Либидо обусловливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности.
Бессознательное может функционировать двумя способами: а) путем «сублимации» (перевода энергии в другой вид деятельности) и б) «вытеснения» влечений в самые дальние уголки психики, накладывая на них жестокий запрет.
Вытеснение становится источником отрицательной энергии и агрессивности.
Слайд 18
ДЕФИНИЦИИ
Индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода,
с сохранением присущих единому целому свойств и качеств. Говоря
об индивиде, мы, прежде всего, выделяем его биологические свойства.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на необычность человеческого существа.
Личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений.
Слайд 19
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ХХ ВЕКА
Центром антропологической философии XX в.
является онтология человека.
Центром «новой онтологии» становится духовно-психический феномен (сознание
и бессознательное), взятый в неразрывном единстве с человеческим бытием.
Бытие человека многопланово и противоречиво: бесконечность возможностей и ограниченность их реализации.
Самопознание – цель и метод философской антропологии ХХ века.
Слайд 20
СТРУКТУРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Николай Гартман)
Бытие наслаивается друг на
друга, Обнаружить его сложно, так как оно постоянно меняется.
ученые лишь препарируют действительность согласно своему усмотрению.
Подлинное бытие обнаруживает себя в форме «онтологического шока», возникающим при столкновении человека с миром, при обнаружении границы наших возможностей.
Слайд 21
ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Экзистенция - это человеческое «Я», которое означает,
что человек созидает сам себя не по заранее заданному
плану, а самостоятельно, в своем собственном внутреннем мире.
Экзистенция личности понимается как процесс самопроектирования, самоинтерграции, саморефлексии, возникающий в рамках общения «я» с «другим».
Слайд 22
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ
Сущность человеческого бытия нельзя выразить отвлеченными
понятиями.
Необходимо живое, трепетное понимание жизни, выявляемое через поток
сознания человека, его переживания, неповторимые чувства, т.е. специфические душевные состояния.
М. Хайдеггер
Слайд 23
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Человек не поддается
теоретическому определению т.к. изначально он собой ничего не представляет.
Личность развивается на основе существующих в культуре законах, традициях, правилах, общественных представлениях.
Процесс освоения социально-культурного наследия называется социализацией.
Карл Ясперс