Слайд 4
Основоположник позитивизма
Огюст Конт
(1798-1857)
Осн. соч. «Курс позитивной философии»
в 6 тт. (1830-1842)
Слайд 5
Огюст Конт выделил три стадии в
интеллектуальной эволюции человечества:
1. Теологическую, когда воображение господствовало над рассудком;
2.
Метафизическую, когда абстрактное умозрение преобладало над наблюдением;
3. Позитивную, когда стало господствовать позитивное мышление
Слайд 6
Позитивное мышление -не объясняет явления, а ограничивается нахождением
устойчивых отношений сходства и последовательности явлений
Слайд 7
Позитивизм – это сциентистское направление в философии, стремящееся
исключить из рассмотрения мировоззренческую проблематику
Позитивизм, выступая как философия науки,
ратовал за научные методы познания
Задача позитивной философии – устранить все понятия и идеи, которые противоречат эмпирическому складу мышления
Слайд 8
При таком подходе игнорировалось значение теоретических конструкций и
преувеличивалось значение эмпирии
Огюст Конт следовал традиции философии Иммануила Канта,
где «явления» отделялись от «вещей самих по себе»
Слайд 9
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Осн. соч.:
«Система рассудочной и индуктивной
логики» 1843 г.
«Утилитаризм» 1863 г.
«Огюст Конт и позитивизм» 1865
г.
Слайд 10
Герберт Спенсер (1820-1903)
Осн. соч.: «Система синтетической философии» 1862-1896
гг.
Слайд 11
Второй этап позитивизма -эмпириокритицизм
(конец XIX-начало XX вв.)
Слайд 12
Основоположники эмпириокритицизма:
Эрнст Мах
(1838-1916)
Осн. соч.:
«Анализ ощущений
и отношение физического к психическому» 1886 г.
«Познание и заблуждение»
1905 г.
Слайд 13
Р. Авенариус (1843-1896)
Осн. соч.
«Критика чистого опыта»
Слайд 14
Основатель нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмомОснователь нового
философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт
познания принимает не мышлениеОснователь нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъектОснователь нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материюОснователь нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объектОснователь нового философского учения, названного им «эмпириокритицизмом». Авенариус за отправной пункт познания принимает не мышление или субъект, не материю или объект, а опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми, а потому метод Авенариуса заключается в чистом описании эмпирически данного. Учение Авенариуса о «принципиальной координации» («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта») отвергает объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. [2] Объективной истине Авенариус противопоставляет биологическую ценность познания по принципу наименьшей траты сил. Целью Авенариуса являлась разработка философии как строгой науки наподобие позитивных природоведческих дисциплин.
Слайд 15
Эмпириокритицизм – критика опыта
Целью критики опыта было очищение
опыта от внеопытных данных (от «метафизики»)
Источником проникновения «метафизики» является
интроекция.
Слайд 16
Интроекция – «вкладывание» опыта в субстанцию
Опыт должен мыслиться
бессубстратно, поэтому для «очищения» опыта необходимо устранить интроекцию
Слайд 17
Вопрос о носителе опыта должен быть исключен, т.е.
ощущения следует считать не субъективными, а «ничьими»
Ощущения – элементы,
из которых состоит мир
Различие между субъективным и объективным (психическим и физическим) только в функциональном различии одних и тех же элементов (т.е. ощущений)
Слайд 18
Эмпириокритики, в отличие от основоположников позитивизма, опираются не
на философию Канта, а на философию Д. Юма и
Дж. Беркли
Эмпириокритицизм (махизм) – это берклианство в юмистской редакции
Слайд 20
Неопозитивизм в первые десятилетия ХХ века формируется как
логический позитивизм.
Логический позитивизм проблему истины трактует как проблему правильности
языка
Цель такой философии – прояснение мысли на основе анализа языка
Слайд 21
Людвиг Витгенштейн (1889-1951)
Осн. соч.:
«Логико-философский трактат» 1921г.
«Философские исследования» 1953
г.
Слайд 22
Мориц Шлик (1882-1936)
Осн. соч.:
«Allgemeine Erkentnislehre» 1925
Слайд 23
Бертран Рассел (1872-1970)
Осн. соч.:
«Principia Mathematica» в 3-х тт.
1910, 1912, 1913 гг.
Человеческое познание, его сфера и границы»
1948 г.
Слайд 24
Карл Поппер (1902-1994)
«Логика научного исследования» 1935 г.
«Открытое общество
и его враги» 1945 г.
«Личность и ее мозг» 1977
г.
«Реализм и цель науки» 1983 г.
Слайд 25
Альфред Тарский (1902-1984)
Осн. соч.:
«Понятие истины в формализованных языках»
1936 г.
«Семантическая концепция истины и основания семантики» 1944 г.
Слайд 26
Принципы логического позитивизма:
Слайд 27
1. Дихотомия аналитических и синтетических высказываний
2. Конвенционализм
3. Верификация
4.
Физикализм
5. Операционализм
6. Фальсификация
Слайд 28
Лингвистический позитивизм
Работы позднего Л. Витгенштейна, изданные в 50-60
гг. (после его смерти)
Непосредственно данным и подлежащим анализу остается
язык
Логические позитивисты анализировали язык исходя из его соответствия логическим нормам
Но правильны ли сами эти нормы?
Слайд 29
Л. Витгенштейн считал, что нужно изучать язык как
данность, а не перекраивать его в соответствии со своими
теориями
«Философия не должна вторгаться в фактическое употребление языка; она в конечном счете только описывает его»
Слайд 30
Нельзя навязывать языку единую логику
Язык рассматривается через теорию
игр
В действительности мы имеем дело с различными правилами разных
«лингвистических игр»
Слайд 31
Бессмысленно говорить об истинности какого-либо высказывания, если оно
фактически употребляется
Установление фактического словоупотребления и есть нахождение истины. Философия
должна ограничиться описанием обыденного (естественного) языка.
Слайд 32
Философия, занимающаяся поисками объективной истины или правильностью языка
– «болезнь духа»