Слайд 2
М.В.Ломоносов — гениальный ученый, писатель и художник. Возродил
изготовления смальт в России, создал школу мозаичного искусства. Ещё
при жизни учёного это было отмечено в центре мозаичного искусства - в Италии.
Слайд 3
Цели работы
- изучить жизнь и деятельность М.В.Ломоносова
- изучить
историю мозаики в России
- научиться работать со справочной литературой и интернет-ресурсами - провести опыт по окрашиванию стекла
Слайд 4
Ломоносов один из величайших ученых в истории химии.
Он определил роль и значение химии, ее место среди
наук. Имел отчетливое представление о химически чистом веществе и реактиве. Был создателем многих химических производств (глазурей, стекла, фарфора). Открыл и экспериментально подтвердил закон сохранения вещества при химических превращениях.
Слайд 5
Мозаика – один из старейших отделочных материалов, древний
вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится
с итальянского языка слово «мозаика».
Слайд 6
Одним из лучших материалов для создания мозаики считается
смальта. В Византии в убранстве храмов использовали золотистую и
синюю смальту. На Руси смальта появилась в 11 веке. Но с 13 века, храмы на Руси стали украшать росписью, которая вытеснила смальту и о ней забыли почти на шесть веков.
Слайд 7
Смальта - это цветное стекло, только непрозрачное. Оба
материала (и смальту, и стекло) получают из кварцевого песка,
добавляя в него оксиды разных металлов, которые являются красителями. Но при изготовлении смальты, используют соль калия, а не натрия, и минеральных добавок в смальте гораздо больше, чем в обычном стекле.
Слайд 8
Ломоносов знал, что мозаика была известна еще Киевской
Руси, и он решил возродить это древнее искусство в
России, снабдить его новым материалом, разработать рецептуру для получения смальт. Было поставлено около 4000 опытов.
Слайд 9
Смальты Ломоносова были ярче итальянских. Ломоносов разработал методы
отливки и шлифовки смальты, из которой составлялись картины. Отыскал
лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась.
Слайд 10
За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в
ней, согласно сохранившимся документам, было создано 40 мозаичных картин,
из которых до нашего времени сохранились только 23.
Слайд 11
В середине 19 века была организована мастерская Императорской
Академии художеств, где начали обучать мастеров мозаики. Частная мастерская
династии Фроловых – самая известная того времени, с ней сотрудничали Л.Н.Бенуа, В.М. Васнецов, Н. Рерих. Мастерская работала и после революции. Мастера украшали мозаикой станций метро Москвы ( «Маяковская», «Павелецкая», «Новокузнецкая»).
Слайд 12
В конце 20 века мозаика стала все чаще
использоваться при украшении интерьеров. В Зеленограде существует завод по
производству смальты.
Слайд 13
Получение окрашенного стекла
В качестве основы – пузырьковое стекло,
растираем его в порошок
Слайд 14
Делим полученный порошок на четыре части. Две засыпаем
в емкости, две взвешиваем.
Слайд 15
Из двух частей готовим шихту (смесь порошка и
оксида из расчета – 10% оксида). Берем оксид хрома
и оксид меди.
Слайд 16
Получилось четыре пробы – в двух должно получиться
бесцветное стекло, в двух – цветное.
Слайд 17
Порошок засыпан в емкости и отправляется в печь.
Примерно на час, температура около 800С.
Слайд 18
Полученные образцы
Эксперимент показал, как получается окрашенное стекло. Мои
образцы сделаны по упрощенной технологии. Оксид хрома придает стеклу
зеленый цвет, оксид меди – фиолетовый. На производстве используют кварцевый песок, минеральные добавки, соли калия и натрия, оксиды, более мощные печи и особый режим времени.
Слайд 19
Мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой
страницей в истории русского искусства.
Слайд 20
При работе над данным исследованием я узнала много
нового о М.В.Ломоносове, мозаике. Смогла поставить интересный опыт по
окрашиванию стекла. Химия – замечательная наука, позволяющая узнать много нового об окружающем нас мире.