Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Художественные промыслы России (9 класс)

Содержание

История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие
Презентацию выполнила:Учитель географии МОУ СШ № 130 Гетман О.М.Художественные промыслы России История    Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним В России известны: Боди – арт;Жостовская роспись;Абрамцево-кудринска резьба;Богородская резьба;Ростовская финифть;Берёста;Павловские платки;Гжель; Палехская миниатюра;Крестецкая Боди-арт    Боди-арт «искусство тела» — одна из форм авангардного искусства, где главным Жостовская роспись    Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи Абрамцево-кудринска резьба    Абрамцево-кудринска резьба - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся Богородская резьба    Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий Ростовская финифть    Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в Палехская миниатюра    Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской Крестецкая строчка    Крестецкая строчка  — народный промысел развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде. Дымковская игрушка    Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских Вятское кружево    Вятское кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской Абашевская игрушка    Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, Каргопольская игрушка    Каргопольская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в Филимоновская игрушка    Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Гжель    Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более Скопинская керамика    Скопинская керамика — гончарные изделия, производимые в городе Скопин Рязанской Берёста    Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей Павловские платки    Павлопосадские платки – изделия Павлово-посадской мануфактуры. Предприятие может Спасибо за внимание!
Слайды презентации

Слайд 2 История
Народные художественные промыслы восходят

История  Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам

к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже

образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров. В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение народных художественных промыслов, программно противопоставлявшихся массовому промышленному производству бытовых изделий.

Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение.

В СССР отдельные мастера художественных промыслов были объединены в артели и кооперативы, что постепенно ухудшало качество изделий в угоду выполнению плана.

Слайд 3 В России известны:
Боди – арт;
Жостовская роспись;
Абрамцево-кудринска резьба;
Богородская

В России известны: Боди – арт;Жостовская роспись;Абрамцево-кудринска резьба;Богородская резьба;Ростовская финифть;Берёста;Павловские платки;Гжель; Палехская

резьба;
Ростовская финифть;
Берёста;
Павловские платки;
Гжель;
 Палехская миниатюра;
Крестецкая строчка;
Дымковская игрушка;
Вятское кружево;
Абашевская игрушка;
Каргопольская игрушка;
Филимоновская

игрушка;
Скопинская керамика.



Слайд 4 Боди-арт
Боди-арт «искусство тела» — одна

Боди-арт  Боди-арт «искусство тела» — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом

из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека,

а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом Боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах.

Направление возникло на ранней стадии авангарда, но получил особое распространение в период постмодернизма, который прибегает к нему как к элементу инсталляций и перфоманса, некоторые искусствоведы относят его какционизму.



Слайд 8 Жостовская роспись
Жостовская роспись -

Жостовская роспись  Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических

народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского

района Московской области.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. Расположены металлургические заводы были в Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых.



Слайд 12 Абрамцево-кудринска резьба
Абрамцево-кудринска резьба -

Абрамцево-кудринска резьба  Абрамцево-кудринска резьба - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной

усадьбы Абрамцево.

Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.



Слайд 16 Богородская резьба
Богородская резьба, богородская

Богородская резьба  Богородская резьба, богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в

игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и

скульптуры из мягких пород дерева. Его центром является посёлок Богородское.

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Но самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.



Слайд 20 Ростовская финифть
Финифть — особый вид прикладного

Ростовская финифть  Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве

искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании

с металлом.

Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок



Слайд 24 Палехская миниатюра
Палехская миниатюра — народный

Палехская миниатюра  Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая

промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки,

ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.



Слайд 28 Крестецкая строчка
Крестецкая строчка  — народный промысел развивавшийся

Крестецкая строчка  Крестецкая строчка  — народный промысел развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде.  Вышивка

с 1860-х годов в Крестецком уезде.

Вышивка выполнялась на

ткани из льна, причём нити основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Родиной Крестецкой строчки считается деревня Старое Рахино. С 1860-х годов местные крестьянки стали наносить особенные узоры на домотканое льняное полотно. Недорогие и изящные изделия пользовались большим спросом у скупщиков, которые перепродавали их в больших городах. Надомный промысел Крестецкая строчка распространился за пределы Рахинской волости только после 1890 года. Ныне стилизованная крестецкая строчка изображена на флаге Крестецкого муниципального района Новгородской области.



Слайд 32 Дымковская игрушка
Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская

Дымковская игрушка  Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных

игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в

заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.



Слайд 36 Вятское кружево
Вятское кружево — один

Вятское кружево  Вятское кружево — один из народных промыслов, развитых в Кировской области и

из народных промыслов, развитых в Кировской области и являющихся её визитной карточкой.

Вятские кружева появились в начале XVIII века. Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц. Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений. Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.



Слайд 40 Абашевская игрушка
Абашевская игрушка — русский художественный

Абашевская игрушка  Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском

промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области.

Абашевская игрушка - , русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области. Возникновение промысла Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Мастер Ларион Зоткин Известность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей.



Слайд 44 Каргопольская игрушка
Каргопольская игру́шка — русский

Каргопольская игрушка  Каргопольская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе

художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.



Слайд 48 Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка — русский художественный

Филимоновская игрушка  Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской

промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил

от деревни Филимоново, где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.



Слайд 52 Гжель
Гжель — один из традиционных

Гжель  Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое

российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся

правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать, а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель. Допускается образование гидронима Гжель из балтийского.

Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в прошлом веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:



Слайд 56 Скопинская керамика
Скопинская керамика — гончарные

Скопинская керамика  Скопинская керамика — гончарные изделия, производимые в городе Скопин Рязанской области.

изделия, производимые в городе Скопин Рязанской области.

Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.

Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к нему во II половине XIX века. Приостановилось во время Первой мировой войны и в 20-е годы. С 1934 года производство возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».



Слайд 60 Берёста
Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы:

Берёста  Лозоплетение — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного

домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба,

корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала - "лоза" произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый прут, он используется для плетения как в Европе, так и в Азии, кроме того, в Азии плетут из такого материала, как ротанг и бамбук. Техника плетения из лозы может быть самой разнообразной.

В России из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. К 1913 г. плетением занимались уже 37 тыс. кустарей в 17 губерниях, а в 1920 г. был выпущен каталог, который предлагал тщательно разработанные формы книжных полок, кресел, столов, шестиместных скамей и пр. Наиболее крупные центры плетения из ивовой лозы были сосредоточены в бывшей Московской губернии и Звенигородском уезде. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров.



Слайд 64 Павловские платки
Павлопосадские платки – изделия

Павловские платки  Павлопосадские платки – изделия Павлово-посадской мануфактуры. Предприятие может похвастаться

Павлово-посадской мануфактуры. Предприятие может похвастаться тем, что предприятию на

государственном уровне придан статус народного художественного промысла России. Платки же являются своеобразным символом России.

Традиции, которые свойственны павлопосадским платкам, сложились ещё в начале XIX века и сохранились до настоящего времени. В 1860 году они появились в Павловом Посаде и сразу же стали очень популярными: ведь благодаря павлопосадским мастерам и мастерицам появились специальные набойные доски, при помощи которых и наносили орнамент, мастерски вырезали на досках тончайшие узоры, превосходно умели подобрать цвет узора и вплести в платок особенные золотые нити.



  • Имя файла: hudozhestvennye-promysly-rossii-9-klass.pptx
  • Количество просмотров: 215
  • Количество скачиваний: 0