Слайд 2
Во II в. н. Э. на Южный Урал
и в Приуралье пришли с востока кочевые племена гуннов.
В их лице наш край впервые встретился с тюркоязычными народами. Родиной древних тюрок ученые считают предгорья Алтая. Согласно легенде, первые тюрки родились от брака человека и волчицы. Ныне потомки древних тюрок представлены очень разными народами, живущими на громадной территории от Средиземноморья (турки) до Восточной Сибири (якуты). В Приуралье в течение II-IV вв. гунны смешались с сарматами и другими местными народами. В IV в. массовое движение гуннов на запад положило начало эпохе Великого переселения народов, в ходе ее в степях Евразии несколько раз обновлялось население. С востока на запад шли народы, каждый из которых, будучи изгнанным со своей территории, завоевывал земли у менее сильных соседей, собирая под знамена побежденные, часто иноязычные племена. Смешение пришельцев с уральцами привело к образованию новых археологических культур.
Слайд 3
Великое переселение не только соединяло различные народы, но
и разводило народы родственные далеко друг от друга. Находки
археологов свидетельствуют, что в середине VIII в. древние венгры пришли из лесостепей Зауралья в Южное Приуралье и через столетие продолжили движение на запад до тех пор, пока не обрели родину там, где течет голубой Дунай и где сейчас находится государство Венгрия.
Слайд 4
Из степей Приазовья на Дунай переселилась и часть
тюрок, которых называли болгарами (булгарами). Со временем они растворились
среди славянского населения, но страна на южном берегу Дуная и ныне носит название Болгария. Другая часть булгар отправил ась на северо-восток – на Волгу, где создала еще одно государство. С конца I тысячелетия Волжская Булгария оказывала большое влияние на жизнь народов Поволжья и Прикамья.
Слайд 5
На берегах Камы булгары основали фактории для торговли
с местным населением. О том, как далеко на север
заходили булгары, говорит тот факт, что одна из их факторий находилась неподалеку от современнoгo города Соликамска. Верхнее Прикамье булгары называли «стршный Вису». Знакомы они были и со «страной Йура» (Югра), располагавшейся «за Вису на Море страха». Булгарские предметы были также найдены в погребениях южноуральских кочевников: глиняная посуда, изготовленная не вручную, а на гончарном круге, украшения и монеты. Неутомимые булгарские торговцы, а также воины-наемники из числа уральцев, служивших Волжской Булгарии, сыграли свою роль в I распространении на Урале религии ислама или мусульманства – веры в единого бога Аллаха.
Слайд 6
Волны Великого переселения народов распространились далеко к северу
от основных дорог кочевников. Даже в лесах Прикамья в
середине 1 тыс. появился курганный обряд погребения. Здесь, в IV-V вв., при смешении гляденовцев с пришельцами-уграми сложились две родственные археологические культуры - ломоватовская (на территории от современного г. Перми до верховьев р. Камы) и неволинскаая (бассейн р. Сылвы).
Слайд 7
Ломоватовская культура по-лучила свое название от мо-гильника на
р. Ломоватовке Чердынского района. Ломова-товцы были оседлыми земле-дельцами, скотоводами
и охотниками, на землях кото-рых в VII - IX вв. возникли поселки металлургов и куз-нецов. Было развито пряде-ние, ткачество, гончарство, обработка кож, кости и дерева. Городища строили на речных мысах ограждая их с одной стороны рвом и валом. Вокруг городищ располага-лись селища. Умерших соп-леменников хоронили как в курганах, так и в бескур-ганных могильниках на высо-ких берегах рек
Слайд 8
Неволинцы также разво-дили скот, занимались земледелием, были зна-комы
с обработкой де-рева, металла и кости. Более полусотни их
кур-ганов обнаружено на ок-раине деревни Броды Kyнгypcкoгo района Пермского края. В IX в. неведомое событие зас-тавило большую часть неволинцев покинуть об-житые места Вероятно, они переселились в Ниж-нее Прикамье, где вошли в число народов Волжс-кой Булгарии.
Слайд 9
В IX-Х вв. на территории от Чусовского озера
на севере до реки Чусовой на юге на основе
ломатовской сложи-лась родановская культура. Основу хозяйства составляли пашенное земледелие и ско-товодство. Высокого уровня достигли ремесла: метал-лургия, металлообработка, ювелирное дело. С XI в. Ро-дановы на реке Боровой за-нимались солеварением. Это самые ранние сведения о до-быче соли на Урале. Рода-новцы – предки современных коми-пермяков. Их история развивалась под сильным булгарским влиянием.
Слайд 10
Примерно в XII-XII вв. на берегах реки Чусовой
и ее крупнейшего притока Сылвы появились новые угорские племена.
Они смешались с местным наслением (возможно потомками неволинцев) и дали начало новой – сылвенской культуре. Значительню роль в хозяйстве играли скотовосдство и охота, меньшую земледелие. Пушнина была важным предметом торговли сылвенцев с Волжской Булгарией. Булгары нанимали отважных охотников и для военных услуг.
Слайд 11
В лесном Зауралье и на Северном Урале в
первых веках II тысячелетия жили предки манси и хантов.
Они также были охотниками и рыболовами и через пос-редничество родановцев вели торговлю с Волжской Бул-гарией. Благодаря этой тор-говле в зауральских и запад-носибирских святилищах поя-вились серебряные изделия из Ирана, Византии, Западной Европы.
Слайд 12
В начале ХIII в. с востока пришли несметные
полчища новых завоевателей – монго-лов. Половцы были разгром-лены, покорены
или изгнаны из южноуральских и южнорусских степей. Под ударами хорошо организованной монгольской армии пала Волжская Булгария. Тяжело пришлось и бывшим прикамским данникам булгар. Племена охотников за пушным зверем уходили в северные леса. В 40- х гг. ХIII в. монгольский хан Батый провозг-ласил создание государства Зо-лотая Орда, владения которого простирались от Западной Си-бири до Крыма. В вассальной зависимости от Орды оказались и русские княжества.
Слайд 13
В степях Южного Урала, где размещалась одна из
облас-тей Золотой Орды, жили раз-нообразные племена, переме-щенными монголами из
Сиби-ри и Алтая. Их языческие свя-тилища были подобны зимним домам. Перед каждым святи-лищем устанавливалось ка-менное изваяние предка. Родственник-мужчины собира-лись здесь на поминальный пир. Каменный предок так же принимал участие в пир-шестве: ему мазали рот ба-раньим салом. По окончании церемонии родственники уез-жали и часто больше не возв-ращались. Иногда святилище при этом сжигалось