Слайд 2
Наскальные изображения урочища Тамгалы
В 1957 году экспедиция Института
истории, археологии и этнографии в 170 км от Алматы
наткнулась на причудливые наскальные рисунки. Специалисты считают, что самые древние петроглифы появились здесь в середине II тысячелетия до н. э.
- По рисункам Тамгалы можно прочитать всю историю народностей, населявших с древности территорию Казахстана, - объясняет Буркитбай Аяган. - Подобные рисунки существуют во многих странах, но наши не имеют аналогов в мире. На небольшом участке собраны тысячи рисунков, складывается впечатление, что в Тамгалы специально приезжали люди, чтобы оставить о себе память в виде изображений на скалах. В рисунках отражены и доисламские религиозные верования племён, есть изображение буддийского храма, языческая символика, символика тенгрианства, элементы шаманизма.
Слайд 3
«Золотой человек»
Уже сама находка «Золотого человека» произвела фурор
в научном мире. Для сакско-скифской культуры были характерны царские
курганы. Многие из них подверглись разграблению ещё в древние времена. «Золотого человека» спасло то, что осквернители курганов рыли вертикально с вершины к центру. «Золотой человек» был захоронен на краю кургана.
- Золотое шитьё на платье «Золотого человека» - абсолютно уникальная вещь, не встречающаяся ни в одной стране мира, - говорит Б. Аяган. Учёные относят его к III-V веку до н. э. сакско-скифской культуры. Где находится оригинал, не афишируется - скорее всего, где-нибудь в хранилище центрального банка. Сейчас мы можем видеть только копию «Золотого человека».
Слайд 4
Домбра
Во время раскопок города Койкырылган около Арала нашли
скульптуру глиняного человека с домброй в руках, датируемой III-IV
веком до н. э. На наскальных рисунках в Жамбылском районе изображены танцующие люди и музыкальный инструмент, напоминающий домбру, принадлежащие к периоду неолита (4000 лет до н. э.).
Известна легенда о Джучи-хане «Хромой кулан», XIII век. Сын Джучи-хана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, обещал залить горло расплавленным свинцом тому, кто поведает ему печальную весть о сыне. Все боялись сообщить отцу правду, и только кюйши Кетбуга сыграл на домбре сочинённую им музыку, из которой отец всё понял. Но казнить ему пришлось не кюйши, а домбру, после чего, согласно Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется IIII — V веками до н. э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие.
Слайд 5
Подземные мечети Мангыстау
Находятся в труднодоступных местах полупустынной зоны
Мангистау. Климат здесь жёсткий - жгучее солнце, песчаные бури,
что и заставило древних жителей полуострова искать уединения в скалах. К тому же считалось, что такая отрешённость от внешнего мира благотворно влияет и на очищение души при совершении молитвы.
Подземные мечети Мангистау расположены в геофизических аномальных зонах - таких, как Стоунхендж в Англии, лестничные пирамиды в Мексике, искусственные глиняные холмы в Китае. Звуковая акустика такова, что во всех комнатах одинаково слышны проповеди, сколько бы людей там ни находилось. Если мечети Бекет-ата соединить между собой воображаемой линией, то получатся два равнозначных треугольника. По древним поверьям, треугольник - символ вечности.
Слайд 6
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи
Построенный в городе Туркестане в
1396-1399 годы по приказу эмира Тимура персидскими мастерами, мавзолей
является храмом-шедевром центральноазиатского зодчества, собравшим в себе архитектурные наследия прошлых веков.
Керамические свойства материалов мавзолея по прочности в 5 раз превышают современные кирпичи. В усыпальнице стоят бронзовые подсвечники, подаренные Тимуром в память Ахмета Яссауи, датируемые XIV веком. С XVI века в мавзолее и около него начали хоронить известных людей: Жолбарыс- хана, Аблай-хана, Казыбека, Жаныбека и др.
В июне 2003 года мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи внесён в список Мирового наследия ЮНЕСКО
Слайд 7
Юрта
С древних времён юрта практически не претерпела серьёзных
изменений. Для казахов она была собственным микрокосмосом. впервые новорождённого
пеленали в отцовской юрте. Вырастая и женившись, он получал наследство - белую юрту. Уходил из жизни в траурной юрте.
Переносная сборно-разборная конструкция её гармонично подходила к кочевому образу жизни казахов. Покрывалась юрта кошмой из бараньей шерсти осенней стрижки. Юрты, сооружённые в честь торжества, покрывались белой кошмой, её специально подбеливали мелом, известью или краской, полученной из обгоревших костей животных.
Слайд 8
Байтерек
Комплекс «Астана-Байтерек» сооружён по образцу эскиз-проекта президента Казахстана Нурсултана Назарбаева
под влиянием казахской народной сказки о батыре Ер-Тостике. Высота
«Байтерека» составляет 97 метров - именно в 1997 году Астана стала столицей Казахстана. Сплетённая из железобетона, металла и стекла композиция завершается золотым шаром, в котором размещён панорамный зал, откуда посетители могут видеть новую столицу с высоты птичьего полёта. Комплекс «Астана-Байтерек» был сооружён всего за полгода.