Слайд 2
ТАМБОВСКАЯ ВЫШИВКА ВО МНОГОМ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СЛОЖИВШЕМУСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ
О РУССКОЙ ВЫШИВКЕ. В НЕЙ МЫ ВИДИМ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧЁРНОГО ЦВЕТА И ПЛОТНУЮ ВЫШИВКУ КРЕСТОМ.
Слайд 3
Старинные тамбовские вышивки выполнены на белом фоне чёрным
шёлком в сочетании с золотыми и серебряными нитями. Вышивки
решались в строгой графической манере. Чёрным цветом обшивался контур узора, а внутри фигуры сплошь заполнялись цветными шелками, иногда довольно яркими. Этим вышивкам характерно центричное построение композиции, когда практически всегда орнамент вписывался в квадрат.
Слайд 4
Другим вариантом является полоса орнамента. Она строилась путём
комбинации простейших геометрических фигур, и это давало возможность создания
новых и новых узоров.
Слайд 5
Третья группа тамбовских вышивок основывается на диагональном движении.
В этом варианте иногда используются стилизованные женские фигуры.
Слайд 6
Выделяется также группа узоров с изящным и лёгким
рисунком, где контуры орнамента вышиты тонкой чёрной линией шва
«роспись», а небольшие фигурки внутри орнамента заполнена шёлком. Эти орнаменты возникли в более позднее время. Тамбовские вышивки составлены из квадратов, разнообразных форм, различных розеток-цветков, звёздочек небольшой величины, крестообразных фигурок. Техника выполнения вышивки — двойной или простой крест, счётная гладь, роспись.
Слайд 7
Цветовое решение тамбовских вышивок ещё больше подчёркивает их
самобытность. Графический контурный рисунок формы внутри заполняется разного цвета
шелками — терракотовым, зеленоватым, охристо-золотистым, голубым.
Слайд 8
В начале XIX века создатели вышивок еще помнили
смысловое значение украс, жив был и обряд чтения узоров.
Девушки собирались на него в своих лучших нарядах, парни выбирали в провожатые старых женщин, и те, показывая им вышитые девушками передники и подолы рубах, поясняли смысл узоров. Но во второй половине прошлого – начала нашего столетия содержание народного узорочья стало забываться...
Слайд 9
Особенно нарядными были женские праздничные одежды, отличавшиеся обилием
украс и совершенствованием их исполнения. А в год замужества
и до рождения первенца узорочье на одеждах должно было быть самым щедрым: расшитые рубаха и передник, сияющий золотом, серебром, жемчугом, цветными каменьями и стеклами кокошник, золотошвейные и низанные из бисера шейные украшения носила тогда молодая женщина. Вышитыми были и верхняя одежда, пояс, рукавицы, обувь.
Слайд 10
Вышитыми тканями убирали крестьянский дом: на стол постилали
скатерти-столешницы, кровать застилали простыней с нарядным краем или подвешивали
широкий подзор. А брачную постель в свадебном обряде покрывали узорной алой или красной наволокой. В праздники и дни семейных торжеств самые красивые полотенца-платы, «убрусы», «накрючники» и «наспишники», названные так по деревянным крючьям-спицам, развешивали вдоль стен, вешали на окна, на божницу.
Слайд 11
Не менее сорока полотенец необходимо было припасти к
свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» – жениху в
знак согласия невесты и ее родителей на брак. А когда в день свадьбы он приезжал за невестой, изукрашенное полотенчико-ширинку клали жениху в шапку. Полотенцами одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей.
Слайд 12
Свою особую роль играло оно в родильных и
крестильных обрядах. А когда умирал человек, полотенце повязывали ему
на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение сорока дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нем «отдыхает душа умершего. А в дни поминовений вывешивали полотенце за окно, чтобы «пришедшие» умершие родители по нему вошли в дом. Полотенца дарили в церковь, вешали в часовни, украшали ими праздничные березки, обетные, придорожные и надмогильные кресты.
Слайд 13
И эта обрядовая роль полотенец, крестьянской одежды и
убранства кровати заставляет нас с большим вниманием отнестись к
их узорам, придающим этим вещам более глубокий смысл.