Слайд 2
…Там шелюга и бор сосновый,
И лес там сказочно
красив.
Над полем радуга - подковой,
Над речкой - косы юных
ив.
И. Шубин « Дьяковка»
Жемчужина Заволжья
Слайд 3
У большинства людей чувство Родины в обширном смысле
- родной страны, Отчизны, дополняется ещё чувством родины малой,
родины в смысле родных мест. Эта малая родина предстаёт перед человеком со своим особым обликом, со своей неповторимой
красотой и сопровождает его всю жизнь.
Это уникальное место, оазис на стыке степи и полупустыни.
И называется оно - село Дьяковка Краснокутского района
Слайд 4
ПОЧЕМУ ДЬЯКОВКА?
Дьяковка - одно из наиболее старинных сёл
в районе и вообще в степном Заволжье. Основано оно
выходцами из центральных регионов Российской империи.
1763г – манифестом Екатерины II в Заволжье было дозволено селиться не только немцам, но и старообрядцам. Вот одним из таких поселений и стала Дьяковка, которая возникла как небольшой хутор с молитвенным домом. На рубежеXVIII – XIX веков это поселение стало селом с деревянной церковью. Село Дьяковка официально берет свое начало с 1800 года.
Первоначально село имело звучное название Березняки. Вероятно, оно возникло потому, что в Дьяковском лесу много берёзовых колок (берёзы растут группами).
Существует две версии того, почему Березняки переименовали в Дьяковку.
Самая первая версия – распространённая фамилия в селе - Дьяков.
Вторая версия имеет историческую основу.
В 1824 году по инициативе и на средства состоятельного жителя села Иоанна Иоанновича Дьякова был построен православный храм. В обиходе сельчан появилось словосочетание « церковь Дьякова», в последствии это словосочетание преобразовалось в Дьяковку.
Слайд 5
Село входило сначала в Саратовский, потом с 1835
года в Новоузенский уезд Саратовской губернии.
С 1851 по
1859 годы вместе с Новоузенским уездом подчинялось Самарской губернии.
Затем входит в Салтовскую волость, в начале 20 века село становится волостным центром, а с 1913 года подчиняется Краснокутской волости.
С 1924 года с образованием АССР немцев Поволжья входит в Экгеймский кантон, который в мае 1942 года переименовывается в Комсомольский район, последний в 1959 году присоединяется к Красному Куту.
Слайд 6
По архивным данным местного краеведа Н. В. Журихина,
в 1910 году в Дьяковке проживало более семи с
половиной тысячи человек. Это почти в два раза больше, чем тогда в Красном Куте – волостном центре. Впрочем, сама Дьяковка некоторое время была центром волости. В селе были две земские и одна церковно - приходская школы, приёмный покой [больница] с врачом, фельдшером и акушеркой, был свой ветеринарный врач. Работали два кирпичных завода, так как рядом с селом песчаный карьер, консервный завод. Двадцать три ветряных, три паровых и одна водяная на Еруслане мельницы, почта, земский и военно-конный участки. Несли службу полицейский пристав с урядником и помощник лесничего. Еженедельно проходили базары [у нас и сейчас есть улица Базарная] и трижды в год ярмарки. Словом, Дьяковка была в степном Заволжье крупным торгово-экономическим центром. Могла быть в селе и железная дорога, но старожилы воспротивились прокладке «чугунки», боялись, что коровы и овцы найдут свою смерть от железного коня.
История
Слайд 7
В Дьяковке очень много интересных названий.
Зелёный Клин -
это часть села в виде клина, треугольника. До сих
пор он радует нас шелковистой изумрудной травой, но дьяковцы сейчас там не живут, а живут рядом, в Анапе.
Легенда гласит, что первым на этом месте поселился дед Анап. С тех пор жители этой части села гордятся звучным названием Анапа.
Чибирёвка раньше называлась Чигирёвка, по названию устройства для полива огорода. Жители этой части села жили на берегу реки Еруслан и поливали свои огороды речной водой с помощью чигиря. Это большое колесо с вёдрами, соединёнными цепью. Колесо вращалось с помощью лошади. Вёдра наполнялись водой, поднимались вверх, а когда опускались, вода выливалась в корыто, из корыта - в грядки.
Со временем люди забыли значение слова “ чигирь”, и название части села из Чигирёвки стало Чибирёвкой, а сельчан, живущих там, называют чибирями.
Давным-давно женщины нашего села любили одеваться в длинные юбки, в кофты, а сверху надевали фартук, его называли передник или запон. Во время разговора женщины не знали, куда деть свои натруженные руки, и прятали их под запон, который заголялся [поднимался]. Так появилась Заголяевка.
Топонимика села Дьяковка
Слайд 8
Верхнёвка – самая высокая часть села, иначе её
называют Бугор.
За Верхнёвкой есть Лысый бугор. Его назвали так
потому, что на нём не было никакой растительности.
Из поколения в поколение дьяковцы рассказывают историю о том, что на Лысом бугре жили разбойники. Они грабили тех, кто ехал через Дьяковский лес на базар в с. Ровное. На бугре разбойники делили награбленное. Местный житель Медведев [имя его не установлено] усыпил разбойников, положив в топившуюся печь куриный помёт, и сдал их местной власти.
Разбойников давно нет, а вот выпускники школы любят встречать рассвет на Лысом бугре и зарывать в его песок разные предметы с записками для потомков.
Лысый бугор уже давно не лысый, а вот название осталось наряду с другими: Большой бугор, Верблюжья шишка. Большой бугор, потому что есть Средний. Вместе бугры похожи на верблюжьи горбы.
Ещё один знаменитый бугор - это Разрытая шишка.
В середине его находится округлая яма.
Слайд 9
Историческая память односельчан.
Советскую власть в Дьяковке учредили летом
1918 года. Сначала был создан комитет бедноты. Коржаков Б.
Ф. стал секретарём, а председателем избрали П. П. Шубина.
Завалишина А. Н.,1902 г. рождения, в своём письме рассказала следопытам Дьяковской средней школы о том неспокойном времени:
« В 1918 г. в округе зверствовала банда Пятакова. Весной, во время разлива реки, бандиты неоднократно наступали на село. Во время одного такого наступления они разгромили почту, где я работала телефонисткой. Бандиты зверствовали. Комсомольцу Хлынову Петру распороли живот, жене военкома отрезали груди; Дерябину, Маштачкову, Филатову – выкололи глаза, отрубили кисти рук. Ночью тайно похоронили их в братской могиле на кладбище».
С трагическими для Дьяковки событиями связано название «Глухие копоня». Это место находится за селом, если ехать в с. Салтово. 31 марта 1921 года контрреволюционная банда, руководимая дьяковскими эссэрами Хлопотиным и Лебедевым, расстреляли здесь коммунистов. Они тоже захоронены в братской могиле. Всего здесь покоится более двадцати человек. Дьяковцы берегут память о погибших, школьники ухаживают за братской могилой и памятником гражданской войны.
Слайд 10
Дьяковцы в годы Великой Отечественной войны.
Не обошла стороной
дьяковцев и Великая Отечественная война.
На полях сражений сложили
головы 185 односельчан. За всю войну на фронт ушло около пятисот дьяковцев - полноценный стрелковый батальон. Они с честью выполнили свой воинский долг. Особо гордятся Воропаевым Павлом Павловичем, который прошёл через всю войну до Берлина и дослужился до полковника - командира гвардейского полка. Он награждён тремя орденами Великой Отечественной войны, орденами Суворова, Кутузова, Невского, Хмельницкого, орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями.
Слайд 11
История церкви святителя Николая Чудотворца
Здание церкви возвели основательное,
каменное, с толщиной стен до метра, но небольшое. В
1863г. при помощи прихожан к храму пристроили трапезную и колокольню. И была церковь самым приметным ориентиром в округе. Установка колокола стала большим событием для села. Доставили колокол на станцию Лепехинка, но до храма надо было преодолеть ещё 12 километров. Взялись за дело всем миром. По брёвнам перекатывали колокол почти три дня, а потом всё село собралось на его освещение и установку. По вечерам далеко-далеко был слышен тягучий, печально - торжественный звон. Он славил прожитый трудовой день, а порой помогал путнику, заплутавшему в темноте ночи или в ненастную погоду.
В1936 году приход закрыли. Долго не могли сбросить с колокольни колокол, а когда сельские активисты смогли это сделать, задрожала земля. Отколовшиеся куски колокола, иконы прихожане тайно ночью брали себе домой.
Во время войны в помещении церкви располагался учебный воздушно-десантный батальон, а после войны здание было передано под Дом культуры.
В1991 году верующие односельчане направили письмо Архиепископу Пимену с просьбой вернуть им и селу церковь. Так началось возрождение Прихода Святителя Николая Чудотворца.
Слайд 12
В1997 году настоятелем прихода назначается – о. Димитрий
Шевченко. С верой в душе о. Димитрий принялся за
возрождение церкви. Значительную роль сыграло и Постановление областного правительства о мерах поддержки по сохранению культурных ценностей. В прилагаемом к нему списке объектов культурного наследия значилась и церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Дьяковка.
Инициативная группа прихожан написала письмо с просьбой о помощи в деле воссоздания церкви депутату госдумы Вячеславу Володину. При его поддержке дьяковская церковь была включена в рамках инвестиционной программы на финансирование в 2005 году. По этой программе на восстановительные работы был перечислен 1 млн. рублей. В планах о. Димитрия - изготовление иконостаса, благоустройство близлежайшей территории. И вновь, как и прежде, церковь святителя Николая Чудотворца, освещённая лучами солнца, отовсюду видна в селе, отливает синими куполами надежды и веры, без которых не может жить человек.
Слайд 14
География
Село располагается на реке Еруслан в
южной части
района недалеко от границы
с Волгоградской областью. В окрестностях
села
на 17 тысячах гектаров раскинулся
памятник природы Дьяковский лес.
Слайд 15
Дьяковский лес является самой ценной жемчужиной нашей малой
Родины.
Это самый южный лес в Европе, произрастает на песчаных
почвах и в суровых климатических условиях. Находится на стыке засушливой степи и полупустыни.
С севера на юг по среднему течению реки Еруслан в Краснокутском районе зеленый клин протянулся на 19 километров, а с запада на восток - почти на 30.
Слайд 16
До революции лес был собственностью частных лиц и
крестьянских общин.
Потом его национализировали и он стал государственным достоянием
и изучается учёными. Здесь создан ботанический заказник - Дьяковский лес, цель которого - сохранить для будущих поколений это поистине редкое явление природы. Пока, к сожалению, точных данных о происхождении Дьяковского леса нет. Но, как считал на основании многолетних наблюдений учёный И.И. Худяков, Дьяковский лес является свидетелем влажного климата в Заволжье в давние времена послеледникового периода.
Имеет статус памятника природы, так как единственный крупный
лесной массив в сухих Заволжских степях. Этот своеобразный уникальный уголок заволжской природы представляет собой остатки широко распространённых в прошлом по долинам рек лесов.
В лесу растут сосна, дуб, берёза, осина, тополь, шелюга, тёрн, боярышник, акация, калина, рябина, ясень, вяз, смородина, клён, черёмуха, ракитник, ветла, ива, орешник и другие породы деревьев и кустарников, мятлик дубравный, кювера европейская, дикие рожь и овёс. Растительный аспект местности меняется очень быстро - сменяющие друг друга цветение ковыля, шалфея, подмаренника и других трав преображают весь облик местности. Есть и более редкие для этих мест растения — папоротники и орхидеи.
Обитают волки и лисы, зайцы и косули, кабаны и олени, а также барсук, светлый хорь и хомяк.
Слайд 23
Дуб желаний
Дуб, который по приданию может лечить
и радовать.
Одно из старейших растений Дьяковского леса.
Слайд 24
В апреле 2008г. в результате пожара, произошедшего по
причине неосторожного обращения с огнем, погибло более 15га реликтового
Дьяковского леса. В настоящее время силами местного лесхоза ведутся восстановительные работы: расчистка сгоревших участков леса, посадка новых деревьев и кустарников.
Слайд 25
Благодаря своим достопримечательностям и живописной природе село представляет
большой туристический интерес.
Дьяковка располагает развитой
инфраструктурой, в которую
входят средняя образовательная
школа с музеем и детский сад,
дом культуры, библиотека, почта,
больница и две аптеки.
Продолжает работу лесхоз, на
базе распавшегося совхоза
создан целый ряд фермерских
хозяйств.
Село Дьяковка в наши дни
Слайд 26
В селе базируется вольерное хозяйство института
проблем экологии
и эволюции имени А. Н. Северцова, где выращиваются молодые особи
дрофы
для восстановления её популяции.
В частности, с 2004 года несколько выращенных здесь птенцов были переправлены в Великобританию, где происходит попытка восстановить популяцию этой птицы, исчезнувшей в первой половине XIX века[
Слайд 28
В краю родном забытая частица,
Я весь натянут, как
струна.
Сюда спешу святой воды напиться,
К тебе, моя родная сторона.
Вдали
оставив след тропы бродяжной,
К тебе пришел очиститься душой,
И ту любовь, что испытал однажды,
Сравнить с любовью хочется большой.
Я снова трелью нежной соловьиной
Черту своим скитаньям подведу.
Пусть будет путь безрадостным и длинным,
Но я сюда дороженьку найду.