Слайд 2
Тема 1.
Идеология в американском обществе
Слайд 3
Идеология – система убеждений, с помощью которой люди
воспринимают и интерпретируют реальность
- формирует упрощенное видение окружающего мира
(«система координат»);
- объясняет, что хорошо, а что плохо в существующем обществе и предлагает универсальные «рецепты» исцеления социальных «недугов»;
- позволяет индивиду чувствовать себя частью сообщества. Идеология как средство от «социального одиночества»
Слайд 5
Политическая социализация – процесс усвоения индивидами и социальными
группами политических установок, ценностей и убеждений, существующих в обществе
Факторы
политической социализации:
- семья и родители;
- школа;
- СМИ;
- рабочее место, трудовой коллектив;
- религия;
Слайд 6
«Американская исключительность»
1) критическое отношение к власти государства и
федеральному правительству;
2) индивидуализм;
3) опора на собственные силы и мнение;
4)
американская концепция равенства, справедливости и свободы;
Слайд 7
1) Страх перед сильным государством
- Билль о правах
(1793 г.). Идея защиты прав индивида, в том числе
от вмешательства со стороны государства;
- уважение свободных рыночных отношений и презрение к коллективизму;
- терпимое отношение к имущественному неравенству (влияние протестантизма);
Слайд 8
Барри Голдуотер (1909 – 1998)
«Мой страх перед централизованным
правительством в Вашингтоне сильнее, чем мой страх перед Москвой»
Слайд 9
2) индивидуализм.
- убеждение в превалировании интересов индивида над
интересами государства;
- желание делать бизнес и управлять собственными жизнями
без вмешательства государства;
«Все, что способно нарушить наше право думать о самих себе, выносить собственные суждения, принимать самостоятельные решения, жить так, как мы хотим, является не только аморальным, но и кощунственным» («Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Political Life», 1985)
Слайд 10
3) Опора на собственные силы и мнение
-
ориентация на собственное суждение, недоверие к «признанным авторитетам»;
- уверенность
в собственной правоте, несмотря на мнение известных людей (политиков, ученых, общественных деятелей и т.д.);
- конфликт с традиционными общественными структурами, такими как церковь;
- роль правительства и государства сводится к улучшению жизни отдельных людей. В противном случае, неподчинение считается оправданным;
Слайд 11
4) Американская концепция равенства, справедливости и свободы
Равенство:
-
материальное неравенство оправданно, если сохраняется равенство возможностей;
- политическое равенство
(право участвовать в политических процессах, избирать правительство, а также равенство перед законом);
- ценность каждой человеческой жизни («все люди сотворены равными», независимо от пола, этнического происхождения или экономического положения);
Слайд 12
Справедливость:
- равенство перед законом и политическое равноправие;
- справедливое
распределение благ и привилегий: в соответствии с заслугами индивида;
NB!
– проблема неравенства доходов и предоставления федеральным правительством социальных гарантий нуждающимся слоям населения
Слайд 13
Свобода:
- политическая свобода (свобода участия в политической жизни
общества, возможность влиять на правительство).
- гражданские свободы (равноправие всех
членов общества, равенство перед законом).
- экономическая свобода (право выбирать место работы, право распоряжаться своим имуществом и т.п.).
Слайд 14
Идеология и внешняя политика США
Конец XVIII – XIX
вв.:
1. независимость (мечта американцев о Новом мире);
2. территориальная экспансия
(божественное провидение лежало в основе создания американского государства и дает право на экспансию – «предопределенная судьба»);
3. вера в предназначение нации («город на холме», божественная миссия – спасение республиканских ценностей от диктатуры «сверху» и произвола «снизу»);
Слайд 15
Первая половина ХХ века:
- идеализм В. Вильсона;
-
изоляционизм vs интернационализм;
Вторая половина 1940-х – конец 1980-х гг.:
-
капитализм vs социализм;
- либерализм vs коммунизм;
«Холодная война» в идеологических терминах – борьба свободы против рабства, противостояние гуманизма и материализма
Слайд 16
Внешняя политика и идеология США после «холодной войны»:
-
«распространение демократии»;
- борьба «цивилизованного мира» и «варварства»;
- «ось зла»
и «государства-изгои»;
- «война с террором»
Враги «свободы» в XXI веке – диктаторы на периферии, международные террористические сети, радикальные исламисты.
Слайд 17
«Американская исключительность» во внешней политике США:
1. США –
особая нация с особой ролью в истории человечества («земля
обетованная», «богоизбранный народ», «народ-искупитель»).
- Новый Свет – земля свободная от греха;
- внешний мир – источник искушения;
- ошибки американцев – свидетельство того, что силы зла действуют против них;
Слайд 18
2. Дистанцирование от Европы (Старого Света).
=> приверженность
свободе, морали и стремление к совершенствованию человечества
3. Исторические закономерности
(подъем и упадок государств, добившихся гегемонии) не действуют в отношении США
- американская нация является лидером мирового прогресса;
- все, что делают США, является расширением границ человеческих достижений.
Слайд 19
Фундаментальные основы общественно-политической мысли США:
1. Библейская мысль
2.
Республиканизм
3. Либерализм
4. Консерватизм и радикализм
Слайд 20
1. Библейская мысль
- Америка – часть «божественного эксперимента»
(любое событие является частью предначертанного свыше плана). Люди только
исполняют божественный замысел (Бог не завершил сотворение земного мира);
- Америка постоянно стоит перед выбором: следовать праведному пути и заслужить расположение Бога или отвергнуть библейские заповеди и обречь себя на судьбу многих других народов, пришедших в упадок после своего восхождения.
Слайд 21
2. «Республиканизм» – приверженность принципу, согласно которому управление
«общественными делами» должно осуществляться сообществом граждан.
NB! «Общественное благо» определяется
не монархами или политическими элитами, а всеми гражданами республики;
NB! «Республиканская добродетель» – граждане должны быть готовы к героическим поступкам и самопожертвованию во имя «общего блага»
Слайд 22
3. Либерализм – представление об индивиде как главной
фигуре политических процессов, положение которого является главным критерием оценки
любой политической системы.
Центральное положение – критика убеждения, что политическая власть абсолютна, неделима и дарована Богом (со времен Адама до наших дней);
Главные темы:
- индивид как субъект, стремящийся к максимизации своей выгоды;
- способность политических структур помогать индивидам добиваться их целей;