Слайд 2
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько
подходов, рассмотрим некоторые из них, которые являются основополагающими для
последователей, изучающих эту область детского творчества
Рассмотрим какие этапы и стадии выделяли Г.Кершенштейнер и К.Риччи.
Слайд 3
Первый этап:
стадия «каракуль»
Которая начинается, по их мнению, в
возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой
случайные следы на бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.
Слайд 5
«Стадия последующей интерпретации»
Возникает в период от
2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения
этой стадии практически не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.
Слайд 7
Второй этап:
«изобразительный»
Этот этап также имеет несколько стадий.
Первая
стадия «рисунка с примитивной выразительностью»
По мнению Г.Кершенштейнера, относится к
3-5 годам. Именно в этот период, по словам исследователей (Г.Кершенштейнера и К.Риччи), «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.
Слайд 9
Стадия «схематизма»
Состоит в том, что в этот
период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и
его независимость от внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.
Слайд 11
Стадия «чувства формы и линии»
Характеризуется стремлением дошкольника
сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные
черты того или иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.
Слайд 12
Стадия «правдоподобного изображения»
Является появляющаяся точность в передачи
пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом
изображение на этой стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.
Слайд 13
Стадия «реального изображения»
Характерна только для детей старше
10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать
с натуры, соблюдая композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.
Слайд 14
Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями.
Несколько
иной подход к определению этапов развития детского изобразительного творчества
имеется у А.В.Бакушинского, который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту»
Слайд 15
Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид:
Первый этап «период
двигательно-зрительной установки психики»:
от рождения до 3-х месяцев (в этот
период аппарат восприятий крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире;
с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве;
с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете;
осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».
Слайд 16
Второй этап «доизобразительный»:
рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка
в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение
первичного сенсорного опыта);
первично-аналитический период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода;
период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований;
орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.