Слайд 2
За многие столетия развития прикладного искусства у адыгов
выработался своеобразный стиль орнамента, основу композиции которого составляют симметрично
расположенные элементы животного и растительного происхождения, роговидные завитки животных, трилистники или пятилистники.
Традиционным в орнаментальном искусстве адыгов является изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах и выражает древний культ животных. Вышитый на женской одежде бараний рог выполнял магическую роль оберега, предохранения от злых духов.
Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями адыгов. Они верили в магическую силу плодовых деревьев, а также липы, ясеня, дуба, боярышника, которые могли исцелить от болезни и приносить счастье.
Слайд 3
для композиции адыгского узора, основанной на упорядоченном расположении
на предмете или вещи одного или нескольких мотивов, свойственны:
лаконичность изобразительных элементов, симметричность построения мотива, гибкость и плавность линий, контрастность цвето-тоновых сочетаний фона и рисунка узора, гармония общего колористического решения с учетом назначения вещи или предмета, которые в совокупности делают узор в высшей степени художественно-выразительным.
Слайд 9
Техника городской вышивки.конец 19 в.
Слайд 13
В декоративной обработке древесины излюбленным приемом украшения
была резьба
нескольких видов — от более простой контурной до трехгранно-
выемчатой,
плоско-рельефной и сквозной (ажурной) с использованием тради-
ционного орнамента — солярного, растительного и зооморфного. Сочетание
нескольких методов отделки позволяло получать удивительные по красоте и
изяществу изделия
Слайд 16
Орнамент кинжалов
Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим
из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру, стебли
заканчиваются двух – и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, гладкой чернью и позолотой.
Слайд 18
Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых –
стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому
на искусстве адыгов отразились все этапы. У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками (пIуаблэ, хьацыр) из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства.
Слайд 19
Циновки
Адыгские циновки в силу своей
многофункциональности (использовались как декоративные
ковры-панно и па-
ласы, жесткие матрацы, намазлыки, являлись принадлежностью похоронного
обряда)
несли основную эстетическую нагрузку в украшении интерьера жили-
ща.Орнаментом украшались и другие предметы обихода, изготовлявшиеся ме-
тодом плетения: веера, корзины, коробочки для рукоделия и др.
Слайд 23
Орнамент в шитье мог быть скромным и неброским,
но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем
были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцевОрнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцевОрнамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамента на одежде почти у всех народов схож.
Слайд 24
Золотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание.
Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол
подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинокЗолотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинокЗолотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричнымЗолотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромбЗолотому шитью и орнаменту черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависело от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бордюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде вырастающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнёным, наоборот довольно лаконичным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные.
Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие вета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.