Слайд 2
Двоичный код
Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть
представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0
и 1.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак).
Слайд 3
Кодирование и декодирование
Кодирование – преобразование входной информации в
форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.
Декодирование – преобразование данных
из двоичного кода в форму, понятную человеку.
Слайд 4
Способы кодирования
Способы кодирования и декодирования информации в компьютере,
в первую очередь, зависит от вида информации, а именно,
что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.
Слайд 5
Представление чисел
Для записи информации о количестве объектов используются
числа. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые
называют системами счисления.
Система счисления – совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
Слайд 6
Позиционные и непозиционные системы счисления
Все системы счисления делятся
на две большие группы:
Количественное значение каждой цифры числа зависит
от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
0,7
7
70
Количественное значение цифры числа не зависит от того, в каком месте (позиции или разряде) записана та или иная цифра.
XIX
Слайд 7
Римская непозиционная система счисления
Самой распространенной из непозиционных систем
счисления является римская. В качестве цифр используются: I(1), V(5),
X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Слайд 8
Позиционные системы счисления
Первая позиционная система счисления была придумана
еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная,
т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления.
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Слайд 9
Основание системы счисления
Количество различных символов, используемых для изображения
числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.
Слайд 11
Двоичное кодирование текстовой информации
Начиная с 60-х годов, компьютеры
все больше стали использовать для обработки текстовой информации и
в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.
Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).
Слайд 12
Двоичное кодирование текстовой информации
Для кодирования одного символа требуется
один байт информации.
Учитывая, что каждый бит принимает значение 1
или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов.
28=256
Слайд 13
Двоичное кодирование текстовой информации
Кодирование заключается в том, что
каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от
00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).
Важно, что присвоение символу конкретного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.
Слайд 14
Таблица кодировки
Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита
поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.
Для
разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standart Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена.
Слайд 15
Таблица кодировки ASCII
Стандартной в этой таблице является только
первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000)
до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.
Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.
В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).
В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536 ) различных символов.
Слайд 16
Таблица стандартной части ASCII
Слайд 17
Таблица расширенного кода ASCII
Слайд 18
Обратите внимание!
Цифры кодируются по стандарту ASCII в двух
случаях – при вводе-выводе и когда они встречаются в
тексте. Если цифры участвуют в вычислениях, то осуществляется их преобразование в другой двоичных код.
Возьмем число 57.
При использовании в тексте каждая цифра будет представлена своим кодом в соответствии с таблицей ASCII. В двоичной системе это – 00110101 00110111.
При использовании в вычислениях код этого числа будет получен по правилам перевода в двоичную систему и получим – 00111001.
!
Слайд 19
Кодирование графической информации
Создавать и хранить графические объекты в
компьютере можно двумя способами – как растровое или как
векторное изображение. Для каждого типа изображений используется свой способ кодирования.
Слайд 20
Кодирование растровых изображений
Растровое изображение представляет собой совокупность точек
(пикселей) разных цветов.
Для черно-белого изображения информационный объем одной точки
равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Для четырех цветного – 2 бита.
Для 8 цветов необходимо – 3 бита.
Для 16 цветов – 4 бита.
Для 256 цветов – 8 бит (1 байт).
Цветное изображение на экране монитора формируется за счет смешивания трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Т.н. модель RGB.
Для получения богатой палитры базовым цветам могут быть заданы различные интенсивности.
4 294 967 296 цветов (True Color) – 32 бита (4 байта).
Слайд 21
Кодирование векторных изображений
Векторное изображение представляет собой совокупность графических
примитивов (точка, отрезок, эллипс…). Каждый примитив описывается математическими формулами.
Кодирование зависти от прикладной среды.
Слайд 22
Двоичное кодирование звука
Звук – волна с непрерывно изменяющейся
амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче
для человека, чем больше частота, тем выше тон.
В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация – непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.
Слайд 23
Просто анекдот
Наборщица приходит к врачу.
Врач:
-Скажите "а".
-Маленькое или большое?