Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по информатике на тему Язык программирования Паскаль

Содержание

АлгоритмСвойства алгоритмадискретность: состоит из отдельных шагов (команд)понятность: должен включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)определенность: при одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результатконечность: заканчивается за конечное число шаговмассовость: может применяться многократно при
Программирование  на языке ПаскальТема 1. Введение АлгоритмСвойства алгоритмадискретность: состоит из отдельных шагов (команд)понятность: должен включать только команды, известные ПрограммаПрограмма – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программированиянабор команд для компьютераКоманда Простейшая программаprogram qq;begin { начало программы }end. { конец программы }комментарии в Вывод текста на экранprogram qq;begin write('2+');  { без перехода } writeln('2=?'); Задания«4»: Вывести на экран текст ПеременныеЗадача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.Протокол: Введите два Программаprogram qq;begin { ввести два числа } { вычислить их сумму } ПеременныеПеременная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно Имена переменныхВ именах МОЖНО использоватьлатинские буквы (A-Z)цифрызнак подчеркивания _заглавные и строчные буквы ПеременныеТипы переменных:integer		{ целая }real		{ вещественная }и другие…Объявление переменных:var 	a, b, c: integer;Выделение Как записать значение в переменную?a := 5;Оператор присваивания5Оператор – это команда языка Блок-схема линейного алгоритманачалоконецc := a + b;ввод a, bвывод cблок «начало»блок «ввод»блок «процесс»блок «вывод»блок «конец» Как ввести значение с клавиатурыread ( a );Оператор ввода5 Ввод значений двух переменныхчерез пробел:	25 30через Enter:	25 	30read ( a, b );Ввод Оператор вывода{ вывод значения переменной a}{ вывод значения переменной a и переход Сложение двух чиселЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран их Полное решение	program qq;	var a, b, c: integer;	begin  writeln('Введите два целых числа'); Как изменить значение переменной?	program qq;	var a, b: integer;	begin	 a := 5;	 b Арифметические операции+ сложение		– вычитание * умножение		/ деление div деление нацело (остаток отбрасывается)mod program qq;	var a, b: integer;		 x, y: real; 	begin	 a := 5; Порядок выполнения операцийвычисление выражений в скобкахумножение, деление, div, mod слева направосложение и Ручная прокрутка программыprogram qq;var 	a, b: integer;begin a := 5; b := Вывод целых чиселprogram qq;var a, b: integer;begin a := 15; b := Вывод вещественных чиселprogram qq;var x: real;begin x := 12.345678; writeln ( x Задания«4»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение.  Пример:	 Введите Программирование  на языке ПаскальТема 2. Ветвления Разветвляющиеся алгоритмыЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее из Вариант 1. Блок-схемаполная форма ветвленияблок «решение» Вариант 1. Программа	max := a;max := b;полная форма условного оператора	program qq;	var a, Условный оператор	if then begin  {что делать, если условие верно} Что неправильно?	if a > b then begin  a := b; Вариант 2. Блок-схеманеполная форма ветвления Вариант 2. Программа		program qq;	var a, b, max: integer;	begin  writeln('Введите два целых Вариант 2Б. Программа	program qq;	var a, b, max: integer;	begin  writeln('Введите два целых Что неправильно?	if a > b then begin   a := b; Задания«4»: Ввести три числа и найти наибольшее из них.  Пример:		Введите три Программирование  на языке ПаскальТема 3. Сложные условия Сложные условияЗадача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести Вариант 1. Алгоритмначаловвод x'подходит'конецданетx >= 25?данетx Вариант 1. Программа		program qq;	var x: integer;	begin  writeln('Введите возраст');  read ( Вариант 2. Алгоритмначаловвод x'подходит'данетx >= 25  иx Вариант 2. Программасложное условие	program qq;	var x: integer;	begin  writeln('Введите возраст');  read Сложные условияПростые условия (отношения)  <    >=  = Сложные условияПорядок выполнения (приоритет = старшинство)выражения в скобкахnotandor, xor=, =, Особенность – Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c := Задания«4»: Ввести номер месяца и вывести название времени года.  Пример:		Введите номер Программирование  на языке ПаскальТема 4. Циклы ЦиклыЦикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.цикл с известным числом шаговцикл Циклыprogram qq;begin writeln('Привет');  writeln('Привет');  writeln('Привет');  writeln('Привет');  writeln('Привет'); end. Циклыprogram qq;begin { сделай 5 раз }  writeln('Привет'); end.i := i + 1; АлгоритмначалоПривет!конецданетi = 5?i := 0;i := i + 1;еще не сделали ни Циклыprogram qq;var i: integer;begin for i:=1 to 5 do  writeln('Привет'); end.«Для ЦиклыЗадача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1 до Алгоритмначалоi, i2, i3конецнетдаi Алгоритм (с блоком «цикл»)началоi, i2, i3конецi2 := i * i;i3 := i2 Программаprogram qq;var i, i2, i3: integer;begin  for i:=1 to 8 do Цикл с уменьшением переменнойЗадача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел Цикл с переменной	for := to   do begin  {тело цикла} Цикл с переменнойОсобенности:переменная цикла может быть только целой (integer)шаг изменения переменной цикла Цикл с переменнойОсобенности:в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла (почему?)при изменении Цикл с переменнойОсобенности:после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение переменной Сколько раз выполняется цикл?a := 1;for i:=1 to 3 do a := for i:=1 to 9 do begin  if   ??? Как изменить шаг? – IIИдея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k Как изменить шаг? – IIIИдея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная k Задания«4»: Ввести a и b и вывести квадраты и кубы чисел от
Слайды презентации

Слайд 2
Алгоритм
Свойства алгоритма
дискретность: состоит из отдельных шагов (команд)
понятность: должен

АлгоритмСвойства алгоритмадискретность: состоит из отдельных шагов (команд)понятность: должен включать только команды,

включать только команды, известные исполнителю (входящие в СКИ)
определенность: при

одинаковых исходных данных всегда выдает один и тот же результат
конечность: заканчивается за конечное число шагов
массовость: может применяться многократно при различных исходных данных
корректность: дает верное решение при любых допустимых исходных данных

Алгоритм – это четко определенный план действий для исполнителя.


Слайд 3
Программа
Программа – это
алгоритм, записанный на каком-либо языке

ПрограммаПрограмма – это алгоритм, записанный на каком-либо языке программированиянабор команд для

программирования
набор команд для компьютера
Команда – это описание действий, которые

должен выполнить компьютер.
откуда взять исходные данные?
что нужно с ними сделать?

1970 – язык Паскаль (Н. Вирт)

Оператор – это команда языка программирования высокого уровня.


Слайд 4
Простейшая программа
program qq;
begin { начало программы }
end. {

Простейшая программаprogram qq;begin { начало программы }end. { конец программы }комментарии

конец программы }
комментарии в фигурных скобках не обрабатываются
название программы


Слайд 5
Вывод текста на экран
program qq;
begin
write('2+'); {

Вывод текста на экранprogram qq;begin write('2+'); { без перехода } writeln('2=?');

без перехода }
writeln('2=?'); { на новую строку}
writeln('Ответ:

4');
end.

Протокол:
2+2=?
Ответ: 4







Слайд 6
Задания
«4»: Вывести на экран текст "лесенкой"
Вася

Задания«4»: Вывести на экран текст

пошел

гулять
«5»: Вывести на экран рисунок из букв
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
HH HH
ZZZZZ

Слайд 7
Переменные
Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти

ПеременныеЗадача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.Протокол: Введите

их сумму.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55
компьютер
пользователь
компьютер

считает сам!

Слайд 8
Программа
program qq;
begin
{ ввести два числа }
{

Программаprogram qq;begin { ввести два числа } { вычислить их сумму

вычислить их сумму }
{ вывести сумму на экран

}
end.

Псевдокод: алгоритм на русском языке с элементами Паскаля.


Слайд 9
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и

ПеременныеПеременная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной

значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.


a
Значение
Имя

Другой

тип данных

Слайд 10
Имена переменных
В именах МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z)


цифры


знак подчеркивания

Имена переменныхВ именах МОЖНО использоватьлатинские буквы (A-Z)цифрызнак подчеркивания _заглавные и строчные

_
заглавные и строчные буквы не различаются
В именах НЕЛЬЗЯ использовать
русские

буквы
пробелы
скобки, знаки +, =, !, ? и др.

имя не может начинаться с цифры

Какие имена правильные??
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B


Слайд 11
Переменные
Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…
Объявление переменных:
var

ПеременныеТипы переменных:integer		{ целая }real		{ вещественная }и другие…Объявление переменных:var 	a, b, c:

a, b, c: integer;
Выделение места в памяти
variable – переменная


тип – целые


список имен переменных


Слайд 12
Как записать значение в переменную?
a := 5;
Оператор присваивания

5

Оператор

Как записать значение в переменную?a := 5;Оператор присваивания5Оператор – это команда

– это команда языка программирова-ния (инструкция).
Оператор присваивания – это

команда для записи нового значения в переменную.


Слайд 13
Блок-схема линейного алгоритма
начало
конец
c := a + b;
ввод a,

Блок-схема линейного алгоритманачалоконецc := a + b;ввод a, bвывод cблок «начало»блок «ввод»блок «процесс»блок «вывод»блок «конец»

b
вывод c
блок «начало»
блок «ввод»
блок «процесс»
блок «вывод»
блок «конец»


Слайд 14
Как ввести значение с клавиатуры
read ( a );

Оператор

Как ввести значение с клавиатурыread ( a );Оператор ввода5

ввода

5


Слайд 15
Ввод значений двух переменных
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
read

Ввод значений двух переменныхчерез пробел:	25 30через Enter:	25 	30read ( a, b

( a, b );
Ввод значений двух переменных (через пробел

или Enter).

Слайд 16
Оператор вывода
{ вывод значения переменной a}
{ вывод значения

Оператор вывода{ вывод значения переменной a}{ вывод значения переменной a и

переменной a и переход на новую строчку}
{ вывод текста

}

{вывод текста и значения переменной c}

write( a );

writeln( a );

writeln( 'Привет!' );

writeln( 'Ответ: ', c );

writeln ( a, '+', b, '=', c );


Слайд 17
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и

Сложение двух чиселЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран

вывести на экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
var a, b,

c: integer;
begin
read ( a, b );
c := a + b;
writeln ( c );
end.

Слайд 18
Полное решение
program qq;
var a, b, c: integer;
begin

Полное решение	program qq;	var a, b, c: integer;	begin writeln('Введите два целых числа');

writeln('Введите два целых числа');
read ( a, b

);
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь


Слайд 19
Как изменить значение переменной?
program qq;
var a, b: integer;
begin

Как изменить значение переменной?	program qq;	var a, b: integer;	begin	 a := 5;

a := 5;
b := a + 2;
a

:= (a + 2)*(b – 3);
b := b + 1;
end.


a

?

5

5


b

?

5+2

7


a

5

7*4

28

Пример:


b

7

7+1

8


Слайд 20
Арифметические операции
+ сложение – вычитание
* умножение / деление
div

Арифметические операции+ сложение		– вычитание * умножение		/ деление div деление нацело (остаток

деление нацело (остаток отбрасывается)
mod остаток от деления
var a, b:

integer;
begin
a := 7*3 - 4; { 17 }
a := a * 5; { 85 }
b := a div 10; { 8 }
a := a mod 10; { 5 }
end.






Слайд 21 program qq;
var a, b: integer;
x, y: real;

program qq;	var a, b: integer;		 x, y: real; 	begin	 a :=


begin
a := 5;
10 :=

x;
y := 7,8;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
a := b + x;
end.


Какие операторы неправильные?

имя переменной должно быть слева от знака :=

целая и дробная часть отделяются точкой

нельзя записывать вещественное значение в целую переменную



Слайд 22
Порядок выполнения операций
вычисление выражений в скобках
умножение, деление, div,

Порядок выполнения операцийвычисление выражений в скобкахумножение, деление, div, mod слева направосложение

mod слева направо
сложение и вычитание слева направо
z := (5*a+c)/a*(b-c)/

b;

x:=(5*c*c-d*(a+b))/((c+d)*(d-2*a));



1 2 4 5 3 6

2 3 5 4 1 10 6 9 8 7


Слайд 23
Ручная прокрутка программы
program qq;
var a, b: integer;
begin
a

Ручная прокрутка программыprogram qq;var 	a, b: integer;begin a := 5; b

:= 5;
b := a + 2;
a :=

(a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
end.










Слайд 24
Вывод целых чисел
program qq;
var a, b: integer;
begin
a

Вывод целых чиселprogram qq;var a, b: integer;begin a := 15; b

:= 15;
b := 45;
writeln ( a,

b );
writeln ( a:4, b:4 );
end.

15 45

1545


Слайд 25
Вывод вещественных чисел
program qq;
var x: real;
begin
x :=

Вывод вещественных чиселprogram qq;var x: real;begin x := 12.345678; writeln (

12.345678;
writeln ( x );
writeln ( x:10 );

writeln ( x:7:2 );
end.

12.35

всего символов

всего символов

в дробной части

1.23E+001

1.234568E+001

1,234568∙101


Слайд 26
Задания
«4»: Ввести три числа, найти их сумму и

Задания«4»: Ввести три числа, найти их сумму и произведение. Пример:	 Введите

произведение.
Пример:
Введите три числа:
4 5

7
4+5+7=16
4*5*7=140
«5»: Ввести три числа, найти их сумму, произведение и среднее арифметическое.
Пример:
Введите три числа:
4 5 7
4+5+7=16
4*5*7=140
(4+5+7)/3=5.33

Слайд 27 Программирование на языке Паскаль
Тема 2. Ветвления

Программирование на языке ПаскальТема 2. Ветвления

Слайд 28
Разветвляющиеся алгоритмы
Задача. Ввести два целых числа и вывести

Разветвляющиеся алгоритмыЗадача. Ввести два целых числа и вывести на экран наибольшее

на экран наибольшее из них.
Идея решения: надо вывести на

экран первое число, если оно больше второго, или второе, если оно больше первого.
Особенность: действия исполнителя зависят от некоторых условий (если … иначе …).

Алгоритмы, в которых последовательность шагов зависит от выполнения некоторых условий, называются разветвляющимися.


Слайд 29
Вариант 1. Блок-схема

полная форма ветвления
блок «решение»

Вариант 1. Блок-схемаполная форма ветвленияблок «решение»

Слайд 30
Вариант 1. Программа


max := a;
max := b;
полная форма

Вариант 1. Программа	max := a;max := b;полная форма условного оператора	program qq;	var

условного оператора
program qq;
var a, b, max: integer;
begin
writeln('Введите

два целых числа');
read ( a, b );
if a > b then begin

end
else begin

end;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.

Слайд 31
Условный оператор
if then begin
{что делать,

Условный оператор	if then begin {что делать, если условие верно}  end

если условие верно}
end
else begin

{что делать, если условие неверно}
end;

Особенности:
перед else НЕ ставится точка с запятой
вторая часть (else …) может отсутствовать (неполная форма)
если в блоке один оператор, можно убрать слова begin и end


Слайд 32
Что неправильно?
if a > b then begin

Что неправильно?	if a > b then begin a := b;

a := b;
end
else
b

:= a;
end;

if a > b then begin
a := b;
else begin
b := a;
end;

if a > b then begin
a := b;
end;
else begin
b := a;
end;

if a > b then begin
a := b;
end
else b > a begin
b := a;
end;

begin

end

begin

end


Слайд 33
Вариант 2. Блок-схема

неполная форма ветвления

Вариант 2. Блок-схеманеполная форма ветвления

Слайд 34
Вариант 2. Программа


program qq;
var a, b, max: integer;
begin

Вариант 2. Программа		program qq;	var a, b, max: integer;	begin writeln('Введите два целых

writeln('Введите два целых числа');
read ( a,

b );
max := a;
if b > a then
max := b;
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.

неполная форма условного оператора


Слайд 35
Вариант 2Б. Программа


program qq;
var a, b, max: integer;
begin

Вариант 2Б. Программа	program qq;	var a, b, max: integer;	begin writeln('Введите два целых

writeln('Введите два целых числа');
read ( a,

b );
max := b;
if ??? then
???
writeln ('Наибольшее число ', max);
end.

max := a;

a > b


Слайд 36
Что неправильно?
if a > b then begin

Что неправильно?	if a > b then begin  a := b;

a := b;
else b :=

a;

if a > b then begin
a := b;
end;
else b := a;

if a > b then
else begin
b := a;
end;

if a > b then
a := b;
else b := a; end;

a := b

end

a := b



if b >= a then
b := a;



Слайд 37
Задания
«4»: Ввести три числа и найти наибольшее из

Задания«4»: Ввести три числа и найти наибольшее из них. Пример:		Введите три

них.
Пример:
Введите три числа:
4 15 9
Наибольшее

число 15
«5»: Ввести пять чисел и найти наибольшее из них.
Пример:
Введите пять чисел:
4 15 9 56 4
Наибольшее число 56

Слайд 38 Программирование на языке Паскаль
Тема 3. Сложные условия

Программирование на языке ПаскальТема 3. Сложные условия

Слайд 39
Сложные условия
Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до

Сложные условияЗадача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно.

40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит

ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит»).
Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно.

Слайд 40
Вариант 1. Алгоритм
начало
ввод x
'подходит'
конец




да
нет
x >= 25?


да
нет
x

Вариант 1. Алгоритмначаловвод x'подходит'конецданетx >= 25?данетx

подходит'
'не подходит'



Слайд 41
Вариант 1. Программа



program qq;
var x: integer;
begin
writeln('Введите

Вариант 1. Программа		program qq;	var x: integer;	begin writeln('Введите возраст'); read ( x

возраст');
read ( x );
if x

>= 25 then
if x <= 40 then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
else
writeln ('Не подходит');
end.

Слайд 42 Вариант 2. Алгоритм
начало
ввод x
'подходит'


да
нет
x >= 25 и
x

Вариант 2. Алгоритмначаловвод x'подходит'данетx >= 25 иx

40?
'не подходит'


Слайд 43
Вариант 2. Программа


сложное условие
program qq;
var x: integer;
begin

Вариант 2. Программасложное условие	program qq;	var x: integer;	begin writeln('Введите возраст'); read (

writeln('Введите возраст');
read ( x );
if

(x >= 25) and (x <= 40) then
writeln ('Подходит')
else writeln ('Не подходит')
end.

Слайд 44
Сложные условия
Простые условия (отношения)
<

Сложные условияПростые условия (отношения) <  >= = Сложное условие –

> >= =
Сложное условие

– это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций:
not – НЕ (отрицание, инверсия)
and – И (логическое умножение, конъюнкция, одновременное выполнение условий)
or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий)
xor – исключающее ИЛИ (выполнение только одного из двух условий, но не обоих)

равно

не равно


Слайд 45
Сложные условия
Порядок выполнения (приоритет = старшинство)
выражения в скобках
not
and
or,

Сложные условияПорядок выполнения (приоритет = старшинство)выражения в скобкахnotandor, xor=, =, Особенность

xor
=, =,
Особенность – каждое из

простых условий обязательно заключать в скобки.
Пример

4 1 6 2 5 3

if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a)
then begin
...
end


Слайд 46 Истинно или ложно при a := 2; b

Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c

:= 3; c := 4;
not (a > b)
(a

b) and (b < c)
not (a >= b) or (c = d)
(a < c) or (b < c) and (b < a)
(a < b) xor not (b > c)
Для каких значений x истинны условия:
(x < 6) and (x < 10)
(x < 6) and (x > 10)
(x > 6) and (x < 10)
(x > 6) and (x > 10)
(x < 6) or (x < 10)
(x < 6) or (x > 10)
(x > 6) or (x < 10)
(x > 6) or (x > 10)


Сложные условия

True

True

FALSE

(-∞; 6)


(6; 10)

(10; ∞)

(-∞; 10)

(-∞; 6) ∪ (10;∞)

(-∞; ∞)

(6; ∞)

x < 6

x > 10

x < 10

x > 6

True

True


Слайд 47
Задания
«4»: Ввести номер месяца и вывести название времени

Задания«4»: Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример:		Введите номер

года.
Пример:
Введите номер месяца:
4
весна
«5»: Ввести возраст человека (от

1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом «год», «года» или «лет».
Пример:
Введите возраст: Введите возраст:
24 57
Вам 24 года Вам 57 лет

Слайд 48 Программирование на языке Паскаль
Тема 4. Циклы

Программирование на языке ПаскальТема 4. Циклы

Слайд 49
Циклы
Цикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.
цикл

ЦиклыЦикл – это многократное выполнение одинаковой последовательности действий.цикл с известным числом

с известным числом шагов
цикл с неизвестным числом шагов (цикл

с условием)
Задача. Вывести на экран 5 раз слово «Привет».
Особенность: одинаковые действия выполняются 5 раз.

Слайд 50
Циклы
program qq;
begin
writeln('Привет');
writeln('Привет');
writeln('Привет');

Циклыprogram qq;begin writeln('Привет'); writeln('Привет'); writeln('Привет'); writeln('Привет'); writeln('Привет'); end.

writeln('Привет');
writeln('Привет');
end.


Слайд 51
Циклы
program qq;
begin
{ сделай 5 раз }

Циклыprogram qq;begin { сделай 5 раз } writeln('Привет'); end.i := i + 1;

writeln('Привет');
end.





i := i + 1;


Слайд 52
Алгоритм

начало
Привет!
конец
да
нет
i = 5?

i := 0;
i := i +

АлгоритмначалоПривет!конецданетi = 5?i := 0;i := i + 1;еще не сделали

1;

еще не сделали ни одного раза
проверить, все ли сделали
вывод

на экран

считаем очередной шаг


Слайд 53
Циклы
program qq;
var i: integer;
begin
for i:=1 to 5

Циклыprogram qq;var i: integer;begin for i:=1 to 5 do writeln('Привет'); end.«Для

do
writeln('Привет');
end.
«Для всех i от 1 до

5
делай …»

for i:=1 to 5 do

Если в цикле более одного оператора:

for i:=1 to 5 do begin
write('Привет');
writeln(', Вася!');
end;

begin

end;


Слайд 54
Циклы
Задача. Вывести на экран квадраты и кубы целых

ЦиклыЗадача. Вывести на экран квадраты и кубы целых чисел от 1

чисел от 1 до 8 (от a до b).
Особенность:

одинаковые действия выполняются 8 раз.

i := 1; { очередное число }
i2 := i*i; { его квадрат }
i3 := i2*i; { куб }
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
i := 2;
...


Слайд 55
Алгоритм

начало
i, i2, i3
конец
нет
да
i

Алгоритмначалоi, i2, i3конецнетдаi

i + 1;

i2 := i * i;
i3 := i2

* i;

задать начальное значение переменной цикла

проверить, все ли сделали

вычисляем квадрат и куб

вывод результата

перейти к следующему i


Слайд 56
Алгоритм (с блоком «цикл»)

начало
i, i2, i3
конец

i2 := i

Алгоритм (с блоком «цикл»)началоi, i2, i3конецi2 := i * i;i3 :=

* i;
i3 := i2 * i;
i := 1,8
блок «цикл»
тело

цикла

Слайд 57
Программа


program qq;
var i, i2, i3: integer;
begin


for

Программаprogram qq;var i, i2, i3: integer;begin for i:=1 to 8 do

i:=1 to 8 do begin
i2 := i*i;

i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
end.

переменная
цикла

начальное значение

конечное значение


Слайд 58
Цикл с уменьшением переменной
Задача. Вывести на экран квадраты

Цикл с уменьшением переменнойЗадача. Вывести на экран квадраты и кубы целых

и кубы целых чисел от 8 до 1 (в

обратном порядке).
Особенность: переменная цикла должна уменьшаться.
Решение:

for i:=8 1 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;

downto


Слайд 59
Цикл с переменной
for := to

Цикл с переменной	for := to  do begin {тело цикла}

do begin
{тело цикла}


end;

Увеличение переменной на 1:

for <переменная> := <начальное значение> downto
<конечное значение> do begin
{тело цикла}
end;

Уменьшение переменной на 1:


Слайд 60
Цикл с переменной
Особенности:
переменная цикла может быть только целой

Цикл с переменнойОсобенности:переменная цикла может быть только целой (integer)шаг изменения переменной

(integer)
шаг изменения переменной цикла всегда равен 1 (to) или

-1 (downto)
если в теле цикла только один оператор, слова begin и end можно не писать:
если конечное значение меньше начального, цикл (to) не выполняется ни разу (проверка условия в начале цикла, цикл с предусловием)

for i:=1 to 8 do
writeln('Привет');


Слайд 61
Цикл с переменной
Особенности:
в теле цикла не разрешается изменять

Цикл с переменнойОсобенности:в теле цикла не разрешается изменять переменную цикла (почему?)при

переменную цикла (почему?)
при изменении начального и конечного значения внутри

цикла количество шагов не изменится:

n := 8;
for i:=1 to n do begin
writeln('Привет');
n := n + 1;
end;

нет зацикливания


Слайд 62
Цикл с переменной
Особенности:
после выполнения цикла во многих системах

Цикл с переменнойОсобенности:после выполнения цикла во многих системах устанавливается первое значение

устанавливается первое значение переменной цикла, при котором нарушено условие:
for

i:=1 to 8 do
writeln('Привет');
writeln('i=', i);

for i:=8 downto 1 do
writeln('Привет');
writeln('i=', i);

i=9

i=0

НЕ ДОКУМЕНТИРОВАНО


Слайд 63
Сколько раз выполняется цикл?
a := 1;
for i:=1 to

Сколько раз выполняется цикл?a := 1;for i:=1 to 3 do a

3 do a := a+1;
a = 4
a := 1;
for

i:=3 to 1 do a := a+1;

a = 1

a := 1;
for i:=1 downto 3 do a := a+1;

a = 1

a := 1;
for i:=3 downto 1 do a := a+1;

a = 4


Слайд 64 for i:=1 to 9 do begin
if

for i:=1 to 9 do begin if  ???  then

??? then begin

i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;
end;


Как изменить шаг?

Задача. Вывести на экран квадраты и кубы нечётных целых чисел от 1 до 9.
Особенность: переменная цикла должна увеличиваться на 2.
Проблема: в Паскале шаг может быть 1 или -1.
Решение:

i mod 2 = 1

i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);

выполняется только для нечетных i


Слайд 65
Как изменить шаг? – II
Идея: Надо вывести всего

Как изменить шаг? – IIИдея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная

5 чисел, переменная k изменяется от 1 до 5.

Начальное значение i равно 1, с каждым шагом цикла i увеличивается на 2.
Решение:

???
for k:=1 to 5 do begin
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
???
end;

i := i + 2;

i := 1;


Слайд 66
Как изменить шаг? – III
Идея: Надо вывести всего

Как изменить шаг? – IIIИдея: Надо вывести всего 5 чисел, переменная

5 чисел, переменная k изменяется от 1 до 5.

Зная k, надо рассчитать i.


Решение:

i = 2k-1

for k:=1 to 5 do begin
???
i2 := i*i;
i3 := i2*i;
writeln(i:4, i2:4, i3:4);
end;

i := 2*k – 1;


  • Имя файла: prezentatsiya-po-informatike-na-temu-yazyk-programmirovaniya-paskal.pptx
  • Количество просмотров: 150
  • Количество скачиваний: 0