Слайд 2
Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами
хранения, преобразования и передачи информации.
Слайд 3
Одна из существенных проблем, с которой
сталкиваются преподаватели - это отсутствие должного интереса к изучению
предмета.
Слайд 4
Результатом снижения мотивации к учебной деятельности являются:
устойчивая неуспеваемость в обучении;
нарушение поведения;
конфликты в школе;
искажения в личностном развитии.
Слайд 5
Мотивация
процессы, определяющие движение по направлению
к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние),
которые влияют на активность и пассивность поведения.
Слайд 6
Для повышения мотивации учеников необходимо:
Обеспечить у учеников ощущение
продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо
правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
Слайд 7
Для повышения мотивации учеников необходимо:
Организовать сотрудничество учеников на
уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
Самому
правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;
Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.
Слайд 8
Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:
условий развития мотива, которые можно создать в
процессе обучения;
индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;
серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;
задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;
возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.
Слайд 9
Приемы и способы их применения
Аристотель когда – то
подметил: “что мышление начинается с удивления”.
Слайд 10
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.
Прием
заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо
знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Слайд 11
Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов
Состоит он в том, что перед учащимися ставится
некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе.
Слайд 12
Пример 1:
2 х 2 = 5.
Доказательство:
Имеем числовое
тождество 4:4=5:5
Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1)
Числа в скобках
равны, их можно сократить,
Получим: 4=5 (!?)
Парадокс…
Слайд 13
Третий прием: ролевой подход и как следствие -
деловая игра.
В этом случае
ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма.
Слайд 14
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и
логику.
Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в
качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.
Слайд 15
Пример1. Шифр Цезаря
Этот метод шифрования основан на
замене каждой буквы текста на другую путем смещения в
алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.
Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)
Слайд 16
Пример 2.
При изучении программирования мы предлагаем
стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в
котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)
Начало светлое весны
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай…
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
Слайд 17
Пятый прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения
и т.п.
Слайд 18
Сканворд по теме “ Линейные алгоритмы. Ветвления. Циклы.
Массивы”.
Ответы (оба варианты): BEGIN, CASE, ELSE, END, FOR, IF,
READ, REPEAT, THEN, WHILE, WRITE. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - GOTO.
Слайд 19
Шестой прием: исследовательская деятельность учащихся в предметной области
"Информатика".
Проекты – работы, связанные разными видами моделей,
достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
Рефераты - работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.
Эксперимент - работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Слайд 20
Способы использования ИКТ на уроке, приводящие к формированию
положительной мотивации учения:
иллюстративный – для демонстрации
опытов, схем, видеофрагментов;
контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе для самоконтроля;
как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.