Слайд 2
Структура современного издательского процесса
Этапы современного издательского процесса
Современный издательский
процесс состоит из допечатной подготовки издания (ДПП) и полиграфических
работ.
Подготовкой макетов публикации или допечатной подготовкой публикаций занимаются издательства.
Полиграфические предприятия (типографии, предприятия оперативной печати, лаборатории множительной техники и др.) создают нужное количество копий по заданному макету.
Слайд 3
Структура современного издательского процесса
Этапы допечатной подготовки публикации
ДПП
Типографские работы:
размножение, брошюровка,
фальцовка, обрезка, переплетные работы и т.д.
Слайд 4
Структура современного издательского процесса
Виды изданий
и их особенности
Недорогая
газета формата А4 (обычно в ней 16 или 24
страницы). Когда разрабатывается макет такого типа издания, нужно руководствоваться принципом простоты и читабельности.
Газета-таблоид формата А3. Для создания газеты обычно работает большой издательский коллектив. Особенности: высокая скорость верстки, макет разрабатывается один раз до 1 января и используется весь год до 31 декабря. Газеты-таблоиды представляют одну из самых сложных задач для верстки.
Научный журнал. Особенностью научного журнала является насыщенность таблицами, графиками, рисунками, а также формулами. Чаще всего статьи должны содержать аннотации на английском языке, это создает дополнительные трудности при верстке. Выбор бумаги для издания зависит от бюджета и тиража.
Популярный журнал формата А4. Делается на глянцевой или мелованной бумаге, характерна высокая цветовая насыщенность, использование сложных макетов, и как следствие очень большой объем файлов публикации. Для работы требуются знания технологий цветной печати и особенности создания компьютерной графики.
Слайд 5
Структура современного издательского процесса
Виды изданий и их особенности
Книга.
Книги выпускают разных форматов (см. слайд 9). Для книг
обычно используется газетная или офсетная бумага. Мелованная или глянцевая бумага применяется для дорогих изданий. Книга имеет специфическую внутреннюю структуру или аппарат, поэтому при верстке нужно учитывать некоторые специфические требования.
Детская литература. Особенностью детской литературы является ее красочность, яркость. Иногда детскую книгу полностью создает художник.
Учебная литература. При создании учебной литературы особое внимание уделяется квалификации авторов, редакторов и корректоров, так как ошибки и опечатки очень не желательны. Эти виды изданий могут быть очень разнообразны – от простых методичек до дорогих атласов.
Буклеты, рекламные проспекты,
этикетки, закладки. Данным видам изданий характерна высокая цветовая насыщенность. Вид бумаги обычно зависит от бюджета и назначения продукции.
Слайд 6
Структура современного издательского процесса
Форматы бумаги
Международный стандарт на бумажные
форматы (ISO 216)[1] основан на метрической системе мер, и
основан на формате бумажного листа, имеющего площадь в 1 м². Базовый размер A0 соответствует площади 1 квадратный метр, с соотношением сторон 1:1.41. Переход к последующему формату осуществляется путем деления большей стороны листа пополам. Наиболее широко известен один из видов стандарта ISO — формат А4.
Существуют следующие форматы бумаги:
Форматы бумаги серии A – определяют обрезные размеры канцелярских бумаг. Наибольший стандартный размер этой серии бумаги (A0) имеет площадь в один квадратный метр. Размер формата A1 получается разрезанием листа A0 вдоль короткой стороны на две равные части, в результате чего отношение сторон сохраняется. Это позволяет получать один стандартный формат бумаги из другого. При масштабировании изображения от одного формата к другому, пропорции изображения сохраняются.
Форматы бумаги серии В – предназначены для плакатов, постеров, флаерсов, применяются также для изготовления конвертов и паспортов. Площадь листов бумаги серии B является средним геометрическим двух последующих листов бумаги серии A. Так, например, B1 по размеру находится между A0 и A1, и его площадь – 0,71 м². В результате, B0 имеет размеры 1000 × 1414 мм.
Форматы бумаги серии С – предназначены для получения конвертов, в которые будут вкладываться листы форматов бумаги серии A. Площадь листов бумаги серии C равна геометрическому среднему листов серий A и B с тем же номером. Например, площадь C4 есть геометрическое среднее от площади листов A4 и B4, при этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4.
[1] Основы формирования форматов бумаги и закладывание международных стандартов началось с Германии, и уже оттуда интенсивно распространилось в другие страны.
Слайд 7
Структура современного издательского процесса
Форматы книг
В России приняты пять
основных групп книжных форматов:
Сверхкрупные – (84×108/16; 70×90/8)
крупные –
(70×90/16; 75×90/16)
средние – (60×90/16; 84×108/32)
малые – (70×90/32; 70×108/32)
сверхмалые – (60×90/32)
Обычно форматы книг указывают сокращённо: 60×90/16. В данном случае «60» это ширина исходного бумажного листа (см), «90» – высот бумажного листа, а «16» – число страниц, на которое поделён лист.
Американские форматы определяются Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Наиболее часто в повседневной деятельности используются форматы «letter», «legal» и «ledger»/«tabloid».
Слайд 8
Структура современного издательского процесса
На слайде есть анимация (щелкнуть
1 раз клавишей мыши)
Эволюция технологий
Камень, глина
Папирус
Береста
Бумага
Электронная книга
Слайд 9
Структура современного издательского процесса
Интересный факт
Это фасад публичной библиотеки
Канзаса (США) – «Книжная Полка». Он являет собой восьмиметровые
корешки, которые покрывают одну из стен библиотеки полностью. Всего здесь «выставлено» двадцать две «книги». Среди «экспонатов» – «Властелин колец», «Дао Дэ Цзин», «451 градус по Фаренгейту», «Приключения Гекльберри Финна» и многие другие.
(http://interest-planet.ru/blog/North_America/341.html)
Как вы думаете, что изображено
на этой фотографии?
Полка с книгами…?
Ответ
Слайд 10
Структура современного издательского процесса
Немного из истории искусства
создания
книг
На фото уникальная книга – Сийское Евангелие XVII века,
подаренное Сийскому монастырю патриаршим казначеем Паисием, – рукопись, которая занимает особое место в истории русской книжной культуры.
Известный русский исследователь Н.В. Покровский оценил его как самое великолепное произведение русской живописи XVII столетия.
Книга весит почти 23 кг.
Слайд 11
Структура современного издательского процесса
Сийское Евангелие XVII века
История Сийского
Евангелия насчитывает более 300 лет, но краски, которыми выполнены
рисунки, по-прежнему ярки.
Рукопись состоит из 945 л. Размером 44,5х33 см, переплетена по обрезу в золоте, переплетом служат обтянутые вишневого цвета кожей доски.
Книга написана на большой, так называемой александрийской бумаге, в «десть» (в лист) густыми черными чернилами крупным поздним уставом. Бумага, на которой выполнена рукопись, голландского производства, и имеет два вида водяных знаков.
Источник: Книжные памятники архангельского севера http://virtmuseum.aonb.ru/sea/sea.html
Слайд 12
Структура современного издательского процесса
Самая дорогая книга в мире
Самая
дорогая книга
в мире – это «Трактат
о воде, земле
и
небесных телах»
Леонардо да Винчи.
Стоимость ее составляет
24 миллиона долларов.
Именно за эту сумму купил
Билл Гейтс.
Изображения, сделанные
рукой великого художника, придают
книге особую значимость. Необычность
издания состоит том, что написано
оно зеркальным шрифтом, то есть
прочесть издание и понять его содержание
можно только при помощи зеркала.
Источник: http://www.fashionforyou.ru/zvezdu/Bill.html
Слайд 13
Структура современного издательского процесса
Пример гениального графического оформления книги
Это
работа графического дизайнера Каза Гилдебранда (Caz Hildebrand). Он создал
для кулинарной книги «The Geometry of Pasta» (Геометрия макарон) серию гениальнейших иллюстраций.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/240910/13154/
Слайд 14
Структура современного издательского процесса
Очень необычные книги
Картины на обрезе
книг
Самая маленькая
книга в мире (Новый Завет)
Книги-скульптуры
Книги, которые помогут
заснуть
Информация с сайта НУИНУ.SY:
http://www.nuinu.su/art/102-ochen-neobychnye-knigi-17-foto.html
Слайд 15
Структура современного издательского процесса
Эволюция типографского оборудования
От рукописного создания
книг
До компьютерного
оборудования
Слайд 16
Структура современного издательского процесса
Особенности НИС
Во-первых, действия и операции
в НИС, необходимые в издательском процессе, максимально автоматизированы. Это
относиться к макетированию и верстки страниц и абзацев текста, удобству организации документа из многих страниц (предусматривается специальная файловая структура), редактированию иллюстраций, применению специальных типографских эффектов.
Во-вторых, при импортировании текста или графических изображений предусмотрены специальные фильтры, позволяющие скорректировать исходные файлы и под стандарты верстки, и под требования системы.
В-третьих, все те функции, которые поддерживаются текстовыми редакторами (например, поиск и редактирование текста, проверка правописания и т.п.) в них также присутствуют, но обычно применяются более рационально и надежно*.
* Да простит меня MS Word
Слайд 17
Структура современного издательского процесса
Список популярных НИС
Ventura Publisher.
QuarkXPress.
Adobe
PageMaker.
Adobe InDesign.
Система TEX (принцип не WYSIWYG).
Microsoft Publisher.
Adobe Illustrator и
Corel DRAW (Программы предназначены для создания компьютерной графики, но поддерживают технологии верстки).
Scribus (для Linux/Unix).
Программу MS Word применяют для верстки только простейших документов.
Список можно продолжить, если расширить классификацию программ по назначению…
Слайд 18
Структура современного издательского процесса
Выбор аппаратных и программных средств
для небольшого издательства
Критерии выбора:
Задачи, которые предстоит решить.
Максимально обеспечить
запас мощности для использования оборудования в течение многих лет (лишь минимально модернизируя его).
Вопросы финансирования (от первых двух пунктов будет зависеть финансовое вложение и последующие в процессе работы).
Наличие помещений с комфортными условиями (освещение, температура, свежий воздух).
Квалификация сотрудников (наличие мощной техники не является гарантией успеха).
Слайд 19
Структура современного издательского процесса
Структура минииздательства
Для допечатной подготовки публикации
минимально необходимы следующие технические средства:
Рабочая станция.
Монитор.
Сканер – планшетный цветной
сканер с минимум разрешения в 600 dpi.
Выводные устройства:
Принтер монохромный лазерный, дающий разрешение не менее 600 dpi, поддерживающий язык PostScript. Желательно с минимальной ценой расходных материалов.
Принтер цветной струйный, обеспечивающий разрешение фотографического качества (2400 dpi).
Сменные носители информации: съемные жесткие диски, USB test flash drive или др.
Подключение к сети ИНТЕРНЕТ (не обязательно).
Слайд 20
Структура современного издательского процесса
Структура минииздательства
Слайд 21
Структура современного издательского процесса
Программное обеспечение издательского процесса
Слайд 22
Структура современного издательского процесса
Резюме:
Издательский процесс состоит из допечатной
подготовки издания (выполняет издательство) и полиграфических работ (выполняет типография).
Этапы допечатной подготовки издания: планирование, подготовка текстовых и графических материалов, верстка, вывод оригинал-макета.
Самый ответственный этап: планирование.
Настольная издательская система – это многофункциональная компьютерная программа, позволяющая проводить верстку публикации и вывод оригинал-макета.
Наличие мощной техники
и современного программного обеспечения не является гарантией успеха издательства
Гарантия успеха Квалифицированные кадры
Слайд 23
Структура современного издательского процесса
Список литературы
Джиго А.А., Калинин
С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу. – М.: ИД
«Университетская книга», 2009. – 326 с.
Иванов, А.В. Информационные управленческие технологии в издательской деятельности / А.В. Иванов. – СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2003. 186 с.
Мильчин, А.Э. Издательский словарь-справочник / А.Э. Мильчин. – М.: Юристъ, 1998. –
472 с.
Морриш, Дж. Издание журнала: от идеи до воплощения / Дж. Морриш. – М.: ИД «Университетская книга», 2008. – 297 с.
Нильсен, Я. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов / Якоб Нильсен, Хоа Лоранжер. – М.: Вильямс, 2009. – 376 с.
Пикок Дж. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки / Джон Пикок. – М.: «ЭКСМО», 2000.
Рожнова, О.И. История журнального дизайна / О.И Рожнова. – М.: ИД «Университетская книга», 2009. – 272 с.
Российский рынок Полиграфии. Состояние, тенденции и перспективы развития / Отраслевой доклад ФАПМК. – М., 2010. – URL: http://www.fapmc.ru/files/download/800_file.pdf
Форматы бумаги. Портал полиграфистов. – URL http://www.moldprint.
com/stati/gosty__osty/formaty_bymagi.html
Энциклопедия книжного дела /Ю.Ф. Майcурадзе, А.Э. Мильчин., Э.П. Гаврилов и др. – М.: Юристъ, 1998. – 556 с.