Слайд 2
ЦЕЛЬ:
Сформировать понятие «дерево»;
Научить строить дерево, определять корневые вершины
и листья;
воспитывать самостоятельность;
Развивать познавательную способность учащихся.
Слайд 3
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества
Слайд 4
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого
характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Слайд 5
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:
цепочка (конечная последовательность);
дерево, понятия, связанные
со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков,
понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть / нет, всего, не;
использование имен для указания нужных объектов.
Слайд 6
ЦЕПОЧКА
В цепочке прослеживается линейная последовательность.
Слайд 7
КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДРУГАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ?
Например:
Из какой это сказки
отрывок?
"На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на
нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь»
Слайд 8
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИВАНА БИЛИБИНА К "СКАЗКЕ ОБ ИВАНЕ-ЦАРЕВИЧЕ, ЖАР-ПТИЦЕ
И О СЕРОМ ВОЛКЕ"
Слайд 9
КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДРУГАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ?
2. Мы выбираем один
из возможных объектов, но хотим потом изменить своё решение
и выбрать другой.
3. Мы выделяем в задаче подзадачи, раздаём их участникам проекта, а потом собираем результаты для поиска одного решения.
Слайд 10
ВЕТВЛЕНИЕ
Во всех этих случаях одним выбором дело не
заканчивается — ситуация выбора, ветвления может повторяться. Например, игроки
в процессе игры делают выбор много раз — почти при каждом своём ходе. При попытке изобразить эту ситуацию на бумаге возникают графические схемы, называемые деревьями.
Слайд 12
ДЕРЕВЬЯ ОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИМИ ФИКСИРОВАННЫМИ СВОЙСТВАМИ:
вершины, следующие после корня
дерева, называются корневыми вершинами, корневых вершин в дереве может
быть несколько;
деревья направлены, они «растут» в одну сторону: у каждой вершины, если она не является листом, может быть несколько следующих вершин и ровно одна предыдущая, если вершина не корневая (у корневой вершины нет предыдущей).
Слайд 13
ВОТ ДЕРЕВО Б:
Это корень дерева
Это вершина дерева
ГДЕ КОРНЕВЫЕ
ВЕРШИНЫ?
Слайд 14
ДЕРЕВЬЯ ОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИМИ ФИКСИРОВАННЫМИ СВОЙСТВАМИ:
в каждой вершине дерева
обязательно находится некоторый объект — буква, цифра, бусина, фигурка
(вообще, бывают и такие деревья, не все вершины которых помечены, т. е. не в каждой вершине стоит какой-то объект).
Слайд 15
ДЕРЕВО
Вершинами дерева могут быть также фигурки, буквы, знаки,
мешки, цепочки и др.
Вершины дерева F – слова.
Вершины дерева
J - буквы.
F
Слайд 16
ДЕРЕВО
Вершинами дерева могут быть также фигурки, буквы, знаки,
мешки, цепочки и др.
Вершины дерева F – слова.
Вершины дерева
J - буквы.
J
Слайд 17
ДЕРЕВО
Цепочку тоже можно назвать деревом.
Слайд 18
ДЕРЕВО. СЛЕДУЮЩИЕ ВЕРШИНЫ, ЛИСТЬЯ
Вот утверждения, истинные для дерева
D:
У цифры 5 ровно одна следующая вершина.
У цифры 8
нет следующих вершин.
Следующие вершины цифры 7 – это цифры 8 и 6.
7
Слайд 19
ДЕРЕВО. СЛЕДУЮЩИЕ ВЕРШИНЫ, ЛИСТЬЯ
Вот утверждения, которые не имеют
смысла для дерева D:
Следующая вершина после цифры 2 –
цифра 5.
(У вершины 2 есть две следующие вершины)
У цифры 9 нет следующих вершин.
(В дереве D нет вершины 9).
Следующие вершины цифры 1 – цифры 2, 4 и 7.
(В дереве D есть две вершины 1).
7
Слайд 20
ДЕРЕВО. СЛЕДУЮЩИЕ ВЕРШИНЫ, ЛИСТЬЯ
У вершины дерева может быть
несколько следующих вершин. Вершина дерева, у которой нет следующих
вершин, называется листом дерева. В дереве D одиннадцать вершин, шесть из них – листья.
Слайд 21
ЗАДАНИЕ 27.
Раскрась все бусины в дереве Ч какими
хочешь цветами. Затем нарисуй в окне мешок всех листьев
дерева Ч.
Слайд 22
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ответ:
«Ни у одной вершины дерева нет следующих
вершин». При правильном построении дерева данное утверждение должно быть
истинным.
Задача 28.
Слайд 23
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Задача 29.
Ответ:
ложные утверждения для дерева У:
Утверждение В (предыдущая фигурка перед дельфином — белка).
Утверждение С
(у жирафа три следующие фигурки — лев, лось и курица).
Утверждение Н (фигурка верблюда в дереве есть).
Утверждение G (у бегемота две следующие фигурки — волк и гусь).
Утверждение К (предыдущая фигурка перед курицей — жираф).
Остальные утверждения истинны.
Слайд 24
ЗАДАЧА 30
Ответить на вопрос (обсуждение классом):
Почему каждый объект
является или не является деревом?
Ответ: например: F не является
деревом, поскольку у синей квадратной бусины две предыдущих. Это же условие нарушено и в схемах J и V. Оставшиеся две схемы являются деревьями.
Слайд 25
ЗАДАЧА 31.
Ответ: КАША
КИЛЬКА
КОМОД
КОТИК
КРЕСТ
КРУЖКА
КТО
КТО-ТО
КУСТ
Задача на расстановку слов в словарном порядке.
Слайд 27
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Задание. Нарисуй дерево F и J. Определи:
сколько корневых вершин и листьев в этих деревьях? Запиши
ответ по форме:
1.В дереве F:
корневых вершин-
листьев –
2. В дереве J:
корневых вершин –
листьев -
Слайд 28
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить задание 32, 33.