Слайд 2
Иерархии памяти
Идея иерархической (многоуровневой)
организации памяти заключается в использовании
на одном компьютере нескольких уровней памяти, которые характеризуются разным временем доступа к памяти и объемом памяти. (Время доступа к памяти это время между операциями чтения/записи, которые выполняются по случайным адресам.) Основой для иерархической организации памяти служит принцип локальности ссылок во времени и в пространстве.
Локальность во времени состоит в том, что процессор многократно использует одни и те же команды и данные.
Локальность в пространстве состоит в том, что если программе нужен доступ к слову с адресом A, то скорее всего, следующие ссылки будут к адресам, расположенным по близости с адресом A.
Из свойства локальности ссылок следует, что в типичном вычислении обращения к памяти концентрируются вокруг небольшой области адресного пространства и более того, выборка идет по последовательным адресам. Время доступа к иерархически организованной памяти уменьшается благодаря следующему
сокращению количества обращений к оперативной памяти
совмещению обработки текущего фрагмента программы и пересылки данных из основной памяти в буферную память.
Слайд 3
Схема иерархического построения памяти
Слайд 5
Организация кэш-памяти
Кэш-память это высокоскоростная
память небольшeго размера с прямым
доступом. Она предназначена для временного хранения фрагментов кода и данных. Кэш-память охватывает все адресное пространство памяти, но в отличие от оперативной памяти, она не адресуема и невидима для программиста.
Схема построения кэш-памяти
Кэш-память построена на принципе локальности ссылок во времени и в пространстве.
Кэш-контроллер загружает копии программного кода и данных из ОП в кэш-память блоками, равными размеру строки за один цикл чтения. Процессор читает из кэш-памяти по словам.
Кэш-контроллер перехватывает запросы процессора к основной памяти и проверяет, есть ли действительная копия информации в кэш-памяти.
Слайд 7
Схема иерархического построения памяти
Оперативная
память
(RAM)
Кэш
3-го уровня
(L3)
Кэш
2-го уровня
(L2)
Кэш
инструкций
1-го уровня
(L1I)
Кэш данных
1-го уровня
(L1D)
Регистры
Слайд 8
Организация кэш-памяти
Когда контроллер помещает данные в
кэш- память?
Загрузка по требованию (on demand).
Спекулятивная загрузка
(speculative load). Алгоритм предполагает помещать данные в кэш-память задолго до того, как к ним произойдет реальное обращение. У кэш-контроллера есть несколько алгоритмов, которые указывают, какие ячейки памяти потребуются процессору в ближайшее
время.
Слайд 9
Организация кэш-памяти
Когда контроллер выполняет поиск данных
в памяти?
после фиксации промаха (сквозной просмотр).
одновременно с
поиском блока в кэш-памяти, в случае кэш-попадания, обращение к оперативной памяти прерывается (отложенный просмотр).
Слайд 10
Основные вопросы организации кэш-памяти
Алгоритм отображения адресов основной памяти
в кэш-память.
Алгоритм записи данных и команд из кэш-памяти в
основную память.
Алгоритм замещения строки в кэш-памяти.
Размер кэш-памяти.
Длина строки в кэш-памяти.
Слайд 11
Алгоритмы отображения
Прямой (direct mapping).
Ассоциативный (full associative mapping).
Множественно-ассоциативный (set-associative mapping).
Слайд 13
Пример «буксования» кэш-памяти (32 K) (cache trashing)
real*8
a(4096),b(4096),c(4096)
common a,b,c
do i=1,4096
c(i)=a(i)+b(i)
enddo
Слайд 15
Зависимость количества промахов в кэш-память в зависимости от
объема кэш-памяти и степени ассоциативности для длины троки 32
байта
Слайд 17
Сравнение алгоритмов отображения адресов
Прямой
1 блок – 1 строка
Плюс:
быстрый поиск, маленькие теги, простая реализация
Минус: пробуксовка кэша
(Полностью) ассоциативный
1
блок – любая строка
Плюс: нет пробуксовки кэша
Минус: медленный поиск, большие теги, сложная реализация
Множественно-ассоциативный
1 блок – несколько строк
Компромиссный вариант
Слайд 18
Алгоритмы записи
Сквозная запись (Write Through (WT)).
Сквозная
запись с буфери-зацией (Write Combining).
Обратная запись (Write
Back (WB)).
Слайд 19
Алгоритмы замещения кэш-строк
Least Recently Used (LRU)
Most Recently Used
(MRU)
Pseudo-Least Recently Used (PLRU)
Слайд 20
Алгоритм замещения (алгоритм псевдо-LRU)
Слайд 21
Каким должен быть размер линии кэш-памяти?
Размер линии должен
быть как минимум в ширину канала памяти
Большой размер
-- Более
эффективное использование канала памяти при последовательном доступе
-- Позволяет уменьшать «ассоциативность» кэша и количество линий
Маленький размер
-- Более эффективное использование канала памяти при произвольном доступе
-- Заполнение можно делать за одну транзакцию к памяти
Слайд 22
Какими должны быть основные параметры кэша?
Размер кэша
Большой, чтобы
вместить рабочие данные
Маленький, для быстрого доступа
Степень ассоциативности кэша
Большая, чтобы
избегать пробуксовки
Маленькая, для быстрого доступа
Размер строки кэша
Большой, чтобы использовать локальность
Большой, чтобы уменьшить теги
Маленький (доля полезных данных в кэше больше, если данные в памяти распределены произвольным образом)
Слайд 24
Эффективное использование
иерархии памяти
Объем обрабатываемых данных
Обход данных
Слайд 25
Схема иерархической памяти
int prog()
{ ...
...
...
...
for (i…)
for (j…)
{a[i][j]…
b[j]…
}
...
...
}
Программа:
Оперативная память
(медленная)
Кэш-память
(быстрая)
Регистры
(сверхбыстрая память)
2 Гб
L1: 64Кб
L2: 2Мб
32 целочисл.
32 веществ.
Слайд 26
Последовательный обход данных (Си)
2D массив:
Размещение массива в памяти:
float
X[N][M];
for (i=0;i
(j=0;j X[i][j]=expr(i,j);
Слайд 27
Последовательный обход данных (Фортран)
2D массив:
Размещение массива в памяти:
real
X(N,M)
do 10 j=1,M
цикл по столбцам
do 10 i=1,N цикл по строкам
10 X(i,j)=expr(i,j)
Слайд 28
Пример обхода данных
Перемножение матриц: C[Nx][Nz]=A[Nx][Ny]*B[Ny][Nz]
for(i=0;i
C[i][k]+=A[i][j]*B[j][k];
×
=
Cik
Aij
Bjk
Медленно:
Слайд 29
Результаты теста: перемножение матриц
Размеры матриц
800*800
Схема программы:
for (…)
for
(…)
for (…)
C[i][k]+=A[i][j]*B[j][k];
Слайд 30
Эффект «буксования» кэша
Кэш данных 1 уровня процессора Alpha
21264
32 Кб = 8192 float (real*4) = 4096 double
(real*8)
Параметры:
Объем: 64 Кб
2-канальный множественно- ассоциативный
Оперативная память
64 байта
0
32Кб
511
32Кб
32Кб
Слайд 31
Пример «буксования» кэша: 2D массив
X[Ny][Nx];
Выполняем обход по столбцам
в
программе на языке Си
d ≥ размер строки кэш-памяти (для
Alpha 21264 – 64 байта)
Слайд 32
Пример «буксования» кэша: 3D массив
X[Nz][Ny][Nx];
Семиточечная схема:
Слайд 33
Результаты теста: решение уравнения Пуассона в трехмерной области
методом Якоби
Размер 2D слоя для N=128: 128*128 = 16384
элементов = 64 Кб
Размер массива: N × N × N
Слайд 34
Рекомендации
Объем активно используемых данных не должен превосходить размер
кэша
По возможности используйте последовательный обход данных
Избегайте одновременного использования данных,
расположенных в памяти на расстоянии 32Кб (и кратном 32Кб)
Слайд 35
Компиляторы языка Си на МВС-1000
Compaq C Compiler v6.4.9
команда:
ccc
оптимизирован для процессоров Alpha
GNU C Compiler v2.91
команда: gcc или
cc
формирует код для любого процессора
старая версия компилятора, формирует очень медленный код
Замечание:
Команда mpicc использует Compaq C Compiler
Для компиляции Ваших программ используйте Compaq C Compiler (команда: ссс)
Слайд 36
Ключи оптимизации компилятора ccc
–O0 Отключает оптимизацию.
–O1 Локальная оптимизация и распознавание
общих подвыражений. Начальная глобальная оптимизация.
Используется по умолчанию.
–O
–O2 Встраивание небольших статических
подпрограмм. Глобальная оптимизация, приводящая к увеличению размера кода: раскрытие умножения и деления (используя сдвиги), раскрутка циклов, дублирование кода для избежания ветвлений.
–O3 Встраивание небольших глобальных подпрограмм.
–O4 Программная конвейеризация.
–fast -O3 плюс дополнительная оптимизация, включая оптимизацию вещественных вычислений, приводящую к некоторой потере точности.
Слайд 37
Примеры использования различных ключей оптимизации
Слайд 38
Помощь компилятору
Используйте средства языка для более точного описания
природы и способа использования объектов языка
Старайтесь не использовать глобальных
переменных
Используйте различные переменные для разных вычислений
Компилятору должно быть ясно, какие зависимости имеются между данными в программе
Старайтесь не использовать указатели
Компилируйте все модули программы сразу
Не стоит делать вручную то, что может сделать компилятор
Не разворачивайте циклы
Пишите более ясный и простой код, особенно внутри циклов