Слайд 2
Основные понятия
Локальное объявление – объявление типа или переменной,
находящееся внутри какой-либо пользовательской функции программы.
Глобальное объявление – объявление
типа или переменной, находящееся вне какой-либо пользовательской функции программы.
Локальная переменная – переменная, объявленная внутри какой-либо пользовательской функции программы.
Глобальная переменная – переменная, объявленная вне какой-либо пользовательской функции программы.
Слайд 3
Пример
Программа запрашивает у пользователя размер целочисленного
массива (ограничен – максимально 30 элементов). Затем осуществляется
ввод массива и поиск максимального и минимального элементов массива. Найденные значения выводятся на экран. Данная программа должна быть реализована с использованием функционального подхода: необходимо реализовать функции ввода массива и поиска максимума и минимума массива.
Слайд 4
Пример
int array[30], num;
void Input(void);
void GetMinMax(int *, int *);
int
main(int argc, char *argv[])
{
printf("Введите количество элементов: ");
scanf("%d",&num);
if((num<1)||(num>30)) {
puts("Некорректный ввод!");
return 0;
}
Input(); //Ввод массива
int max, min;
GetMinMax(&max,&min);
printf("Максимум: %d\nМинимум: %d\n",max,min);
return 0;
}
Слайд 5
Пример
void Input(void)
{
puts(“Введите массив:”);
for(int i=0;i
*max, int *min)
{
*max = array[0], *min = array[0];
for(int i=1;i if(*max < array[i]) *max = array[i];
if(*min > array[i]) *min = array[i];
}
}
Слайд 6
Локальные переменные
В языке С допускается (но не рекомендуется) объявление
локальной переменной с тем же именем, что и глобальная
переменная.
В таком случае в функции, где объявлена такая переменная, используется локальная переменная, а не глобальная. Например:
int value = 10;
void func(void);
int main(int argc, char *argv[])
{
printf("%d\n",value);
func();
printf("%d\n",value);
return 0;
}
void func(void)
{
int value = 5;
printf("%d\n",value);
}
Слайд 7
Основные понятия
Время жизни – промежуток времени в течении
которого под переменную выделена память, следовательно она содержит некоторое
значение и к ней можно обращаться.
Видимость переменной – область программы, в которой к данной переменной можно обращаться, т.е. переменная «видна» в этой области.
Слайд 8
Пример
Функция поиска в списке точек одной точки (структура
POINT с двумя вещественными полями), расположенной наиболее близко центру
координат.
POINT FindNearest(POINT list[],int num)
{
POINT pnt = list[0];
double min = sqrt(pow(pnt.x,2.0) + pow(pnt.y,2.0));
for(int i=0;i double dist = sqrt(pow(list[i].x,2.0) +pow(list[i].y,2.0));
if(dist < min) {min = dist; pnt = list[i];}
}
return pnt;
}
Слайд 9
Классы памяти
В языке С существует возможность управления временем
жизни переменных. Для этого используются классы памяти, которые
определяют некоторую специфику переменной. Для использования определенного класса памяти переменную необходимо объявить с указанием ее класса памяти:
класс памяти тип имя [=инициализация];
В языке С имеются четыре класса памяти:
автоматический (auto);
регистровый (register);
статический (static);
внешний (extern).
Слайд 10
Класс auto
Класс памяти auto используется для создания локальных
переменных в функциях. Переменная создается в момент вызова функции
в стеке и уничтожается при ее завершении.
Данный класс памяти используется по умолчанию, при объявлении переменных его использовать необязательно.
Слайд 11
Класс register
Класс памяти register используется для создания целочисленных
(или производных от целочисленного типа) переменных в
регистрах процессора с целью ускорения доступа к ним.
Обычно с таким классом объявляют индексные переменные, используемые в циклах:
for(register int i=0;i
Слайд 12
Класс static
Класс памяти static используется для создания статических
переменных.
Данный класс памяти используется по умолчанию
при описании глобальных переменных. Переменные с таким классом памяти создаются в сегменте данных программы и «живут» в процессе выполнения программы.
Данный класс памяти можно использовать и для локальных переменных. В таком случае значение этой переменной не теряется между вызовами функции, в которой она описана.
Слайд 13
Пример
void Show(void)
{
static int value = 0;
printf(“%d\n”,value);
value++;
}
int main(int argc, char *argv[])
{
for(int i=0;i
0;
}
Слайд 14
Класс extern
Класс памяти extern используется для описания «внешних»
переменных. Под внешней переменной здесь понимается переменная,
которая будет описана где-то далее в программе. Таким образом, класс памяти extern используется как бы для описания ссылок на переменные.
Слайд 15
Функция main
Согласно стандарту описания функции main в нее
могут передаваться параметры, и она может возвращать целочисленное значение.
Заголовок
такой функции имеет вид:
int main(int argc, char *argv[])
Слайд 16
Функция main
При запуске программы в нее из операционной
системы или другой программы могут быть переданы параметры командной
строки.
Командная строка – строка, содержащая имя запускаемой программы (абсолютный путь к файлу программы) и следующие за ним параметры, представляющие собой некоторые символьные данные. Разделение имени программы и ее параметров осуществляется пробелами (одним или несколькими).
Например:
c:\programs\proga.exe first second
Слайд 17
Функция main
Параметры командной строки представлены в функции main
двумя ее параметрами:
целочисленным значением (обычно называемым argc);
массивом строк (обычно
называемым argv).
Пример:
argc == 3
argv == {”c:\programs\proga.exe”, ”first”, ”second”}
Слайд 18
Функция main
Функция main может возвращать целочисленное значение, которое
может интерпретироваться операционной системой
или вызвавшей программой как результат выполнения данной программы (код ошибки).
Принято следующее правило: если программа выполнилась корректно, то ее результат должен быть равен нулю.
Слайд 19
Функция main
Пример: в программу в качестве параметров командной
строки передаются целые числа. Программа должна вычислить сумму этих
чисел и вернуть полученное значение.
int main(int argc, char *argv[])
{
if(argc < 2) return 0;
int summa = 0;
for(int i=1;i
return summa;
}
Слайд 20
Пример 1
Написать программу, вычисляющую сумму цифр
целых чисел. Числа передаются в параметрах
командной строки. Программа выводит информацию в формате: число – сумма цифр. Вычисление суммы цифр одного числа реализовать в виде функции.
Слайд 21
Пример 1
#include
#include
unsigned Calc(int);
int main(int argc, char
*argv[])
{
for(int i=1;i
unsigned summa = Calc (num);
printf("%d - %u\n",num,summa);
}
return 0;
}
unsigned Calc(int num)
{
unsigned res = 0;
while(num >0){
res += num%10;
num /= 10;
}
return res;
}
Слайд 22
Пример 2
Написать программу подбора пароля к rar-архиву, если
известно, что пароль состоит из трех цифр. Имя архива
передается в параметрах командной строки. При реализации программы предполагается, что программа-распаковщик rar-архивов (unrar.exe) находится в том же каталоге, что и сама программа. Для вызова программы-распаковщика используется функция из библиотеки stdlib.h:
int system(const char *command);
Слайд 23
Пример 2
#include
#include
int main(int argc, char *argv[])
{
if(argc < 2) {puts("Не указано имя архива!"); return 0;}
for(int i=0;i<10;i++)
for(int j=0;j<10;j++)
for(int k=0;k<10;k++){
char psw[5] = “ ”;
psw[0] = i+48; psw[1] = j+48; psw[2] = k+48;
char cmd[50] = "unrar.exe e -p";
strcat(cmd,psw); strcat(cmd,argv[1]);
int res = system(cmd);
if(!res){printf("Пароль: %s\n",psw); return 0; }
}
puts(“Пароль не найден!”);
return 0;
}
Слайд 24
Неопределенное число параметров
В языке С допускается создание функций, имеющих
неопределенное число параметров. Для реализации функции с неопределенным числом
параметров необходимо описать ее заголовок (и прототип, если он есть) в следующем виде:
тип имя(список фиксированных параметров, ...)
Слайд 25
Неопределенное число параметров
Функция описывается в обычной форме, только
после указания последнего фиксированного параметра через запятую указываются
три точки.
Например:
int function(int n, ...)
double func(int i, double val, ...)
Слайд 26
Неопределенное число параметров
Для доступа к
значениям нефиксированных параметров используются типы и макросы для
работы со стеком из библиотеки stdarg.h.
Работа по извлечению значений нефиксированных параметров заключается в следующем:
объявить переменную типа va_list;
установить ее на последний фиксированный параметр в функции с помощью макроса va_start;
произвести работу с заданным списком значений, используя макрос va_arg;
завершить работу со списком параметров, используя макрос va_end.
Слайд 27
Неопределенное число параметров
Макрос установки переменной для работы со
стеком на первый нефиксированный параметр:
va_start(va_list ap, lastfix);
Первым параметром ap
макроса является имя переменной для работы со стеком, вторым параметром lastfix – имя последнего фиксированного параметра.
Слайд 28
Неопределенное число параметров
Макрос для получения значения следующего нефиксированного
параметра:
va_arg(va_list ap, type);
Первый параметр ap макроса – имя переменной
для работы со стеком. Второй параметр type макроса – имя типа получаемого значения (системный или пользовательский тип данных).
Слайд 29
Неопределенное число параметров
Макрос для завершения работы со стеком:
va_end(va_list
ap);
В качестве параметра ap передается имя переменной для работы
со стеком.
Слайд 30
Пример
Реализовать функцию, вычисляющую среднее арифметическое значение нескольких чисел.
В функцию сначала передается количество значений (тип int),
а затем сами значения (тип double).
Слайд 31
Пример
double Mid(int N,...)
{
va_list ap;
int i =
0;
double S=0;
va_start(ap,N);
while(i
}
va_end(ap);
S/=N;
return S;
}
Вызов приведенной в примере функции для вычисления среднего значения трех вещественных чисел (1, 2 и 3) будет иметь вид:
... Mid(3,1,2,3);
а пяти вещественных чисел (1, 2, 3, 4 и 5):
... Mid(5,1.0,2.0,3.0,4.0,5.0);
Слайд 32
Указатели на функции
В языке С можно объявлять указатели не
только на данные, но и на функции.
Синтаксис объявления такого
указателя следующий:
тип (*имя)(список типов формальных параметров);
Слайд 33
Указатели на функции
Например, если функция в качестве параметра
принимает два целых числа, а возвращает вещественное значение, то
указатель на эту функцию будет описан в виде:
double (*ptr)(int,int);
Указатель на функцию, принимающую в качестве параметра строку и целое число, и возвращающую строку будет иметь вид:
char *(*ptr)(const char *,int);
Слайд 34
Указатели на функции
Установка указателя на функцию осуществляется простым
присвоением указателю имени функции:
указатель = имя функции;
Вызов функции,
через установленный на нее указатель, осуществляется так же, как и обычный вызов функции:
указатель(список фактических параметров);
Слайд 35
Пример
Вывести на экран таблицу значений на промежутке [0,2π]
с шагом π/6 одной из функции (1
– sin, 2 – cos). Номер функции задан в целочисленной переменной num. Фрагмент программы:
double (*ptr)(double);
if(num == 1) ptr = sin;
else if(num == 2) ptr = cos;
else return 0;
const double pi = 3.14159265358979323;
double x = 0.0;
while(x <= 2.0*pi){
printf(“func(%lf) = %lf\n”,x,ptr(x));
x += (pi/6.0);
}
Слайд 36
Массивы указателей на функции
Еще одной конструкцией языка С, встречающейся
на практике, является массив указателей на функции. Объявление такого
массива, на примере одномерного массива, имеет вид:
тип (*имя[размер])(список типов формальных параметров);
Установка указателя на функцию осуществляется простым присвоением элементу массива имени функции:
массив[индекс] = имя функции;
Вызов функции, через установленный на нее элемент массива указателей, осуществляется так же, как и обычный вызов функции:
массив[индекс](список фактических параметров);
Слайд 37
Пример
Вывести на экран таблицу значений на промежутке [0,2π]
с шагом π/6 одной из функции (1 – sin,
2 – cos, 3 – tan). Номер функции задан в целочисленной переменной num. Фрагмент программы:
double (*ptrs[3])(double);
ptrs[0] = sin; ptrs[1] = cos; ptrs[2] = tan;
if((num < 1)||(num > 3)) return 0;
const double pi = 3.14159265358979323;
double x = 0.0;
while(x <= 2.0*pi){
printf(“func(%lf) = %lf\n”,x,ptrs[num-1](x));
x += (pi/6.0);
}
Слайд 38
Рекурсия
Функции в языке С могут использоваться рекурсивно. Рекурсия
– вызов функции самой себя.
Различают два вида рекурсии:
прямая рекурсия;
косвенная
рекурсия.
Слайд 39
Рекурсия
Прямая рекурсия –
функция вызывает непосредственно саму себя. Изображение
прямой рекурсии на функциональной схеме программы приведено на рисунке.
Слайд 40
Рекурсия
Косвенная рекурсия – функция вызывает себя посредством другой
функции. Например, функция А вызывает функцию Б, которая, в
свою очередь, вызывает функцию А. Изображение косвенной рекурсии на функциональной схеме программы приведено на рисунке.
Слайд 41
Пример
В качестве примера
прямой рекурсии рассмотрим рекурсивную функцию вычисления факториала:
double
Factorial(unsigned n)
{
if(n == 1) return 1.0;
return (double)n*Factorial(n-1);
}
Слайд 42
Пример 1
Написать программу
поиска различных расстановок восьми ферзей на шахматной
доске так, чтобы они не «били» друг друга. Программа должна отобразить на экране матрицу 8×8, состоящую из нулей (пустая клетка на шахматной доске) и единиц (ферзь на шахматной доске), а также общее число найденных комбинаций. При реализации использовать рекурсию.
--X----- {2,5,3,1,7,4,6,0}
-----X--
---X----
-X------
-------X
----X---
------X-
X-------
Слайд 43
Пример 1
#include
void PutFerz(int,int [], int *);
int main(int
argc, char *argv[])
{
int I[8] = {0}, Count =
0;
PutFerz(0,I,&Count);
printf("Количество комбинаций: %d\n",Count);
return 0;
}
int Check(int n, int I[])
{
for(int i=0;i if(I[i]==I[n]) return 1;
if(abs(n-i)==abs(I[n]-I[i])) return 1;
}
return 0;
}
Слайд 44
Пример 1
void Show(int I[], int *count)
{
for(int i=0;i
for(int j=0;j
puts("========");
(*count)++;
}
void PutFerz(int n, int I[], int *count)
{
for(I[n]=0;I[n]<8;I[n]++){
if(Check(n,I)) continue;
if(n==7) Show(I,count);
else PutFerz(n+1,I,count);
}
}