Слайд 2
Бизнес-процесс
Бизнес-процесс - это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов
деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы,
представляющие ценность для потребителя.
Описание бизнес-процесса формируется при помощи нотаций и инструментальной среды
Нотация - система условных обозначений, специально разработанная для представления элементов модели в графической форме.
Слайд 3
Модель бизнес-процесса
какие процедуры (функции, работы) необходимо выполнить;
в какой последовательности;
какие входящие документы/информацию использует каждая
процедура;
какие исходящие документы/информацию генерирует процедура процесса;
какие механизмы контроля и управления существуют в рамках рассматриваемого бизнес-процесса;
кто выполняет процедуры процесса.
Слайд 4
Наиболее распространенные нотации
Методология проектирования ИС основана на сase–технологии
(computer aided software (system) engineering)
Диаграммы функционального моделирования (structured analysis
and design technique, SADT),
Диаграммы потоков данных (data flow diagrams, DFD);
Диаграммы "сущность-связь" (entity-relationship diagrams, ERD).
Слайд 5
Виды инструментальной среды
Слайд 6
Microsoft Visio позволяет документировать бизнес-процессы в соответствии со
стандартами ISO 9000, нотацией структурного (IDEF) и объектно -ориентированного
проектирования (UML),
Представлять структуру реляционной базы БД (IDEF1X),
Восстанавливать программный код из структуры проекта
Виды инструментальной среды Microsoft Visio
Слайд 7
AllFusion Process Modeler ( BPwin) - моделирование бизнес-процессов
AllFusion
ERwin Data Modeler ( ERwin) - моделирование баз данных
и хранилищ данных
AllFusion Data Model Validator ( ERwin Examiner) - проверка структуры СУБД и моделей, созданных в ERwin
AllFusion Component Modeler (Paradigm Plus) - моделирование приложений и генерация объектного кода
Виды инструментальной среды
AllFusion
Слайд 8
Нотации
IDEF0 - изучаемая система предстает в виде набора
взаимосвязанных функций (функциональных блоков ), является первым этапом изучения
любой системы.
IDEF1 , IDEF1X— методология построения реляционных структур (баз данных), относится к типу методологий «Сущность-взаимосвязь» (ER-Entity-Relationship)
Слайд 9
Нотации
IDEF2 (Simulation Model Design)—методология динамического моделирования развития систем
во
времени.
IDEF3 (Process Description Capture)— метод, имеющий основной целью
дать возможность аналитикам описать ситуацию, когда процессы выполняются в определенной последовательности, а также описать объекты, участвующие совместно в одном процессе.
Слайд 10
Нотации
IDEF4 (Object-Oriented Design)—методология построения объектно-ориентированных систем, позволяют отображать
структуру объектов и заложенные принципы их взаимодействия, позволяя анализировать
и оптимизировать сложные объектно-ориентированные системы.
IDEF5 (Ontology Description Capture)—стандарт онтологического исследования сложных систем. Онтология - это система, состоящая из набора понятий и набора утверждений об этих понятиях, на основе которых можно описывать классы, отношения, функции и индивиды.
Слайд 11
Нотации
IDEF6 (Design Rationale Capture) - Обоснование проектных действий,
ответ на вопрос: "почему модель получилась такой, какой получилась?"
Метод IDEF6 акцентирует внимание именно на процессе создания модели.
IDEF7 (information System Auditing) –Аудит информационных систем, метод так и не был полностью разработан .
IDEF8 (User Interface Modeling)- метод разработки интерфейсов взаимодействия оператора и системы;
IDEF9 (Scenario-Driven IS Design (Business Constraint Discovery method))- метод исследования бизнес- ограничений, был разработан для облегчения обнаружения и анализа ограничений в которых действует предприятие.
Слайд 12
Методология семейства IDEF0
Система представляется как совокупность взаимодействующих
работ или функций.
Система имеет границу.
Взаимодействие системы с внешней средой
описывается как вход (это потребляемая или изменяемая работой информация или матер), выход (результат деятельности системы), управление (процедуры, правила, стратегии или стандарты, которыми руководствуется) и механизм (исполнители, ресурсы, которые выполняют работу (например, сотрудники, оборудование, устройства и т.д.)).
В отличие от входной информации управление не подлежит изменению.
Слайд 13
Методология семейства IDEF0
Модель может содержать четыре
типа диаграмм:
контекстную (в каждой модели может быть только одна
контекстная диаграмма);
декомпозиции;
дерева узлов;
только для экспозиции.
Слайд 15
Методология семейства IDEF0
Контекстная диаграмма - самое общее
описание системы и ее взаимодействия с внешней средой.
В
результате разбиения контекстной диаграммы на крупные фрагменты получают диаграммы декомпозиции.
Количество функциональных блоков на диаграмме 3-6 для удобочитаемости и отсутствия перегруженности диаграммы.
Слайд 18
В IDEF0 различают пять типов связей работ:
Связь по
входу (output-input)
Связь по управлению (output-control)
Обратная связь по входу (output-input
feedback)
Обратная связь по управлению (output-control feedback)
Связь выход-механизм (output-mechanism)
Методология семейства IDEF0
Слайд 20
Связь по управлению показывает доминирование вышестоящей работы
Связь по
управлению (output-control)
Слайд 21
Такая связь, как правило, используется для описания циклов
Обратная
связь по входу (output-input feedback)
Слайд 22
Обратная связь по управлению часто свидетельствует об эффективности
бизнес-процесса
Обратная связь по управлению (output-control feedback)
Слайд 23
показывает, что одна работа подготавливает ресурсы, необходимые для
проведения другой работы (используется редко)
Связь выход-механизм (output-mechanism)
Слайд 25
Диаграммы декомпозиции
Диаграммы декомпозиции содержат родственные работы, т.е. дочерние
работы, имеющие общую родительскую работу.
Работы на диаграммах декомпозиции
обычно располагаются по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему. Такой порядок называется порядком доминирования.
Согласно этому принципу расположения в левом верхнем углу помещается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой. Такое расположение облегчает чтение диаграмм, кроме того, на нем основывается понятие взаимосвязи работ.
Слайд 27
Методология семейства IDEF0
Cуществует понятие туннелирования в нотации
IDEF0 , или туннельной стрелки.
Туннельная стрелка –(вход, выход,
механизм или управление) на модели отображается в виде круглых или квадратных скобок.
Туннель у блока говорит о том, что эта стрелка не важна на диаграмме-потомке, и там она не отобразится.
Туннель у границы показывает, что этой стрелки нет на диаграмме-родителе (т.е. на контекстной).
Слайд 28
Методология семейства IDEF0
Стрелка, помещенная в туннель там,
где она присоединяется к блоку, означает, что данные, выраженные
этой стрелкой, не обязательны на следующем уровне декомпозиции.
Стрелка, помещаемая в туннель на свободном конце, означает, что представляемые ею данные отсутствуют на родительской диаграмме.
Слайд 30
Диаграмма дерева узлов
Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую
зависимость работ, но не взаимосвязи между работами. Диаграмм деревьев
узлов может быть в модели сколь угодно много, поскольку дерево может быть построено на произвольную глубину и не обязательно с корня.
Диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели, для иллюстрации альтернативной точки зрения либо для специальных целей.
Слайд 31
Основными компонентами диаграмм потоков данных являются:
внешние сущности
накопители
данных или хранилищ
процессы
потоки данных
Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
Слайд 32
Диаграммы потоков данных (DFD)
Внешняя сущность - материальный объект
или физическое лицо, которые могут выступать в качестве источника
или приемника информации (клиенты организации, заказчики, персонал, поставщики ).
Внешняя сущность обозначается прямоугольником с тенью, внутри которого указывается имя (существительное в И.п.)
Слайд 33
Процесс - совокупность операций по преобразованию входных потоков
данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом или
правилом
Диаграммы потоков данных (DFD)
Слайд 34
Накопитель данных или хранилище - абстрактное устройство или
способ хранения информации, перемещаемой между процессами
Для хранилища данных должен
быть вход и выход.
Должен соблюдаться закон сохранения информации:
Нельзя использовать того, чего нет в хранилище.
Все что хранится, нужно использовать.
Диаграммы потоков данных (DFD)
Слайд 35
Поток данных определяет качественный характер информации, передаваемой через
некоторое соединение от источника к приемнику.
Изображается линией со
стрелкой на одном из ее концов, стрелка показывает направление потока данных.
Каждый поток данных имеет свое собственное имя, отражающее его содержание ( названия документов или групп документов).
Диаграммы потоков данных (DFD)
Слайд 37
Диаграммы потоков данных (DFD)
На каждой диаграмме - процессы,
важные на данном уровне рассмотрения, нужно абстрагироваться от несущественных
деталей, нюансов.
DFD-диаграммы могут использовать другие условные обозначения ( нотация Йордона - Де Марко и т.д.).
Слайд 38
IDEF3 —метод описания ситуации, когда процессы выполняются в
определенной последовательности или совместно.
IDEF3 показывает причинно-следственные связи между ситуациями
и событиями
Метод описания процессов IDEF3
Слайд 39
Метод описания процессов IDEF3
Диаграмма IDEF3 состоит из:
работ (boxes,
activities)
стрелок или связей (arrows, links)
перекрёстков (junctions)
Слайд 42
Каждому перекрестку для слияния должен предшествовать перекресток для
разветвления.
Перекресток для слияния "И" не может следовать за перекрестком
для разветвления типа синхронного или асинхронного "ИЛИ "
Перекресток для слияния "И" не может следовать за перекрестком для разветвления типа исключающего "ИЛИ“
Перекресток для слияния типа исключающего "ИЛИ" не может следовать за перекрестком для разветвления типа "И“
Перекресток, имеющий одну стрелку на одной стороне, должен иметь более одной стрелки на другой.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПЕРЕКРЕСТКОВ
Слайд 43
Неверное размещение перекрестков
Слайд 44
Неверное размещение перекрестков
Слайд 46
ДИАГРАММЫ IDEF1X
Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности,
связи между ними и их свойства (атрибуты).
Сущность – любой
различимый объект, информацию о котором необходимо хранить в базе данных.
Атрибут – поименованная характеристика сущности (признак).
IDEF1X использует понятия сущностей, атрибутов, отношений и ключей
Слайд 47
ДИАГРАММЫ IDEF1X
Модель «сущность-связь» была предложена в 1976Модель
«сущность-связь» была предложена в 1976 году Питером Пин-Шен Ченом–
американским профессором компьютерных наук в университете штата Луизиана.
Методология IDEF1X – один из подходов к семантическому моделированию данных, основанный на концепции Сущность-связи (Entity-Relationship).
Слайд 50
Связи
Слабые сущности (зависимые) - это сущности, которые
не могут присутствовать в базе данных, пока не существует
связанного с ней экземпляра другой сущности.
Пример: Заказ не может существовать без клиента или продукта.
Слайд 51
Типы связи
“один к одному” (1:1),
“один ко многим”
(1:М),
“многие к одному” (М:1) и
“многие ко многим”(М:М).
Слайд 52
Связи
Характер участия сущности в связи называется классом принадлежности
сущности.
Обязательным является такой класс принадлежности, когда экземпляры сущности
участвуют в установлении связи в обязательном порядке. В противном случае сущность принадлежит к необязательному классу принадлежности.
Для необязательного класса принадлежности сущности степень связи может быть равна нулю.
Для обязательного класса принадлежности степень связи не может равняться нулю.
Слайд 53
Связи
Если экземпляр сущности-потомка однозначно определяется своей связью с
сущностью-родителем, то связь называется идентифицирующей, в противном случае —
неидентифицирующей.
Идентифицирующая связь изображается сплошной линией, неидентифицирующая - пунктирной линией.