Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Общие сведения о языке программирования Паскаль. Начала программирования. (9 класс)

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных.Программирование как этап решения задач на.Программирование линейных алгоритмов.Программирование разветвляющихся алгоритмов.Программирование циклических алгоритмов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬНАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных.Программирование Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых Алфавит языкаАлфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать Алфавит языкаВ алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : =Неделимые Словарь языка Алфавит и словарь языкаИмена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые Простые типы данныхТипы величин Структура программы на языке ПаскальСлужебное слово program и имя программыСтруктура программыЗаголовок программыОписание Раздел описания переменныхЦелый типВещественный типСимвольный типИмена переменных Общий вид программыprogram ; const ; var ;begin  ;  ; Оператор присваиванияОсновное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что Оперативная памятьВыполнение оператора присваиванияПроцессор 10 + 5asb10510155a:=10;b:=5;s:=a+b Организация ввода и вывода данных.НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯоператор вывода writerформат выводаоператор ввода read Вывод данныхВывод данных из оперативной памяти на экран монитора:write ( ,< выражение Варианты организации вывода Формат выводаФормат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.write Первая программаprogram n_1;  const pi=3.14;  var r, c, s: real;begin Ввод данных с клавиатуры read (, …, )Ввод в оперативную память значений Ввод данных с клавиатуры Команда ввода-выводаvar i, j: integer;x: real;a: char;read (i, Улучшенная программаprogram n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real;begin writeln('Вычисление длины НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование как этап решения задач на компьютерепостановка задачи формализация алгоритмизацияпрограммированиеотладка и тестирование Этапы решения задач на компьютереИсходные данныеСловесная информационная модельФормализация Математическая модельАлгоритмизация АлгоритмПрограммированиеПрограммаОтладка, тестирование(компьютерный Задача о пути торможения автомобиля Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной скоростью, Второй этапЗадача о пути торможения автомобиля В данной ситуации мы имеем дело Задача о пути торможения автомобиля Третий этапПредставим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:Началоv0sКонец Задача о пути торможения автомобиля Четвёртый этапЗапишем данный алгоритм на языке программирования Задача о пути торможения автомобиля Пятый этапПротестировать составленную программу можно, используя ту НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование линейных алгоритмоввещественный тип данныхцелочисленный тип данныхсимвольный тип данныхстроковый тип данныхлогический тип данных Числовые типы данныхСтандартные функции языка Паскаль: Исследование функций round, int и fracВыполните программу несколько раз для x∈ {10,2; Целочисленный тип данныхОперации над целыми числами в языке Паскаль: Операции div и mod program n_4; var x, a, b, c, s: Символьный и строковый типы данныхФункция ord преобразовывает букву в её числовой код. Символьный и строковый типы данныхprogram n_5; var a: char; kod: integer; b: Логический тип данныхВеличины логического типа принимают всего два значения: false и true;false Логический тип данныхПусть ans - логическая переменная, Логический тип данныхЛогическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с помощью program n_7; var a, b, c: integer; ans: boolean;begin writeln ('Определение истинности НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование разветвляющихся алгоритмовусловный операторнеполный условный операторсоставной операторвложенные ветвления Общий вид условного оператораПеред else знак «;» не ставится.Полная форма условного оператора:if Условный операторprogram n_9; var x, a, b: real;begin writeln ('Определение принадлежности Неполная форма условного оператораprogram n_10; var y, a, b, c: integer;begin writeln Составной операторВ условном операторе и после then, и после else можно использовать begin    x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;    x2:=(-b-sqrt(d))/2/a; Блок-схема решения КВУРКонецВывод «Корни уравнения:х1=», х1, «х2=», х2х1:=(-b+sqrt(d))/2/aНачало Введите коэффициенты a, b, Вложенные ветвления   Возможна следующая конструкция:if then Решение линейного уравненияprogram n_12; var a, b, x: real;begin writeln ('Решение линейного НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование циклических алгоритмовwhile ( цикл - ПОКА)repeat (цикл - ДО)for (цикл с параметрами) Программирование циклов с заданным условием продолжения работыОбщий вид оператора:while do Здесь: - program n_14; var x, y, q, r: integer;begin writeln ('Частное и остаток'); Программирование циклов с заданным условием окончания работыОбщий вид оператора:repeat until Здесь:; ; program n_15; var i: integer; x: real;begin writeln ('График тренировок'); i:=1; x:=10; Программирование циклов с заданным числом повторенийОбщий вид оператора:for :=to  do Здесь: program n_16; var i,n:integer;a,y:real;begin writeln ('Возведение в степень'); write ('Введите основание a>>'); Различные варианты программирования циклического алгоритмаДля решения одной и той же задачи могут program n_17; var n, k1, k2: integer;begin k1:=0; k2:=0; repeat  write Ввод осуществляется до тех пор, пока не будет введён ноль. Работа продолжается,
Слайды презентации

Слайд 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:



Общие сведения о языке программирования Паскаль.
Организация

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода

ввода и вывода данных.
Программирование как этап решения задач на.
Программирование

линейных алгоритмов.
Программирование разветвляющихся алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.



Слайд 3 Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для

Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем

записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на

языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.



Слайд 4 Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых

Алфавит языкаАлфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно

символов, которые можно использовать для записи программы.
A, B,

C, …, X Y, Z

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные
буквы

Латинские строчные
буквы

Арабские цифры

Специальные
символы

a, b, c,…, x, y, z

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие



Слайд 5 Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы

Алфавит языкаВ алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). :

(составные символы).
: =
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
Знаки больше или

равно,
меньше или равно

Начало и конец
комментария

> = и < =

* и *



Слайд 6 Словарь языка

Словарь языка

Слайд 7 Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и

Алфавит и словарь языкаИмена (констант, переменных, программ и других объектов) -

других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности

букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka

Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Неправильные имена
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания



Слайд 8 Простые типы данных
Типы величин

Простые типы данныхТипы величин

Слайд 9 Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
и

Структура программы на языке ПаскальСлужебное слово program и имя программыСтруктура программыЗаголовок

имя программы
Структура программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Описание констант(const) и
описание

переменных (var)

Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой



Слайд 10 Раздел описания переменных
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных

Раздел описания переменныхЦелый типВещественный типСимвольный типИмена переменных

Слайд 11 Общий вид программы
program ;
const

Общий вид программыprogram ; const ; var ;begin  ; ;

значений>;
var ;
begin

<оператор 1>;
<оператор 2>;

<оператор n>
end.

Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.



Слайд 12 Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание

Оператор присваиванияОсновное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения,

переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий

вид оператора:

Команда присваивания

<имя переменной>:=<выражение>

a:=10;
b:=5;
s:=a+b;



Слайд 13

Оперативная память
Выполнение оператора
присваивания
Процессор


10 + 5
a
s
b
10
5
10
15
5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b

Оперативная памятьВыполнение оператора присваиванияПроцессор 10 + 5asb10510155a:=10;b:=5;s:=a+b

Слайд 14 Организация ввода и вывода данных.
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
оператор вывода writer
формат

Организация ввода и вывода данных.НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯоператор вывода writerформат выводаоператор ввода read

вывода
оператор ввода read


Слайд 15
Вывод данных
Вывод данных из оперативной памяти на экран

Вывод данныхВывод данных из оперативной памяти на экран монитора:write ( ,<

монитора:


write ( ,< выражение 2> , ...,< выражение

N>)


список вывода

Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы
Пример:
write ('s=', s). Для s=15 на экране будет: s=15.

Информация в кавычках выводится на экран без изменений



Слайд 16 Варианты организации вывода

Варианты организации вывода

Слайд 17
Формат вывода
Формат вывода позволяет установить количество позиций на

Формат выводаФормат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой

экране, занимаемых выводимой величиной.
write (s:x:y)
x - общее количество позиций,

отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.

writeln - вывод c новой строки!



Слайд 18 Первая программа
program n_1;
const pi=3.14;
var

Первая программаprogram n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real;begin r:=5.4;

r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c :=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln

('c =', c:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.

Результат работы программы:



Слайд 19

Ввод данных с клавиатуры
read (, …,

Ввод данных с клавиатуры read (, …, )Ввод в оперативную память

)
Ввод в оперативную память значений переменных

:

Выполнение оператора read:
компьютер переходит в режим ожидания данных:
пользователь вводит данные с клавиатуры:
несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую;
при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя;
пользователь нажимает клавишу Enter.

список ввода




Слайд 20 Ввод данных с клавиатуры
Команда ввода-вывода
var i, j:

Ввод данных с клавиатуры Команда ввода-выводаvar i, j: integer;x: real;a: char;read

integer;x: real;a: char;
read (i, j, x, a);
После выполнения оператора

readln курсор переходит на новую строку.

варианты организации входного потока:
1 0 2.5 А 1,0 1
2.5, А 0
2.5
А

Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.

!



Слайд 21 Улучшенная программа
program n_1;
const pi=3.14;
var r, c,

Улучшенная программаprogram n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real;begin writeln('Вычисление

s: real;
begin
writeln('Вычисление длины окружности и площади круга');
write('Введите

r>>');
readln(r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln ('c =', с:6:4);
writeln ('s=', s:6:4)
end.

Результат работы программы:



Слайд 22 НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование как этап решения задач на компьютере
постановка

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование как этап решения задач на компьютерепостановка задачи формализация алгоритмизацияпрограммированиеотладка и тестирование

задачи
формализация
алгоритмизация
программирование
отладка и тестирование


Слайд 23 Этапы решения задач на компьютере
Исходные данные
Словесная информационная модель
Формализация

Этапы решения задач на компьютереИсходные данныеСловесная информационная модельФормализация Математическая модельАлгоритмизация АлгоритмПрограммированиеПрограммаОтладка,


Математическая модель
Алгоритмизация
Алгоритм
Программирование
Программа
Отладка, тестирование
(компьютерный эксперимент)
Уточнение модели,
получение результата








Этап
Результат


Слайд 24 Задача о пути торможения автомобиля
Водитель автомобиля, движущегося

Задача о пути торможения автомобиля Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной

с некоторой постоянной скоростью, увидев красный свет светофора, нажал

на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться каждую секунду на 5 метров. Требуется найти расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.

Первый этап

Дано:
v0x - начальная скорость;
vx - конечная скорость (равна нулю);
ax - ускорение (равно -5 м/с)
Требуется найти: расстояние, которое пройдёт автомобиль до полной остановки.



Слайд 25 Второй этап
Задача о пути торможения автомобиля
В данной

Второй этапЗадача о пути торможения автомобиля В данной ситуации мы имеем

ситуации мы имеем дело с прямолинейным равноускоренным движением тела.

Формула для перемещения при этом имеет вид:

Упростим эту формулу с учётом того, что конечная скорость равна нулю:


При ax= - 5м/с получим:



Слайд 26 Задача о пути торможения автомобиля
Третий этап
Представим алгоритм

Задача о пути торможения автомобиля Третий этапПредставим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:Началоv0sКонец

решения задачи в виде блок-схемы:
Начало
v0
s
Конец



Слайд 27 Задача о пути торможения автомобиля
Четвёртый этап
Запишем данный

Задача о пути торможения автомобиля Четвёртый этапЗапишем данный алгоритм на языке

алгоритм на языке программирования Паскаль:
program n_2;
var

v0, s: real;
begin
writeln('Вычисление длины пути торможения автомобиля');
write('Введите начальную скорость (м/с)> ');
readln (v0);
s:=v0*v0/10;
writeln ('До полной остановки автомобиль пройдет', s:8:4,' м.')
end.



Слайд 28 Задача о пути торможения автомобиля
Пятый этап
Протестировать составленную

Задача о пути торможения автомобиля Пятый этапПротестировать составленную программу можно, используя

программу можно, используя ту информацию, что при скорости 72

км/ч с начала торможения до полной остановки автомобиль проходит 40 метров.

Выполнив программу несколько раз при различных исходных данных, можно сделать вывод: чем больше начальная скорость автомобиля, тем большее расстояние он пройдет с начала торможения до полной остановки.



Слайд 29 НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование линейных алгоритмов
вещественный тип данных
целочисленный тип данных
символьный

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование линейных алгоритмоввещественный тип данныхцелочисленный тип данныхсимвольный тип данныхстроковый тип данныхлогический тип данных

тип данных
строковый тип данных
логический тип данных


Слайд 30 Числовые типы данных
Стандартные функции языка Паскаль:

Числовые типы данныхСтандартные функции языка Паскаль:

Слайд 31 Исследование функций round, int и frac
Выполните программу несколько

Исследование функций round, int и fracВыполните программу несколько раз для x∈

раз для
x∈ {10,2; 10,8; –10,2; –10,8}.
Какой будет

тип результата каждой из этих функций?

program n_3;
var x: real;
begin
writeln ('Исследование функций round, int, frac');
write ('Введите x>>');
readln (x);
writeln ('Округление - ', round(x));
writeln ('Целая часть - ', int(x));
writeln ('Дробная часть - ', frac(x))
end.

?



Слайд 32 Целочисленный тип данных
Операции над целыми числами в языке

Целочисленный тип данныхОперации над целыми числами в языке Паскаль:

Паскаль:


Слайд 33 Операции div и mod
program n_4;
var x,

Операции div и mod program n_4; var x, a, b, c,

a, b, c, s: integer;
begin
writeln ('Нахождение суммы цифр

трёхзначного числа');
write ('Введите исходное число>>');
readln (x);
a:=x div 100;
b:=x mod 100 div 10;
c:=x mod 10;
s:=a+b+c;
writeln ('s= ', s)
end.

Трёхзначное число можно представить в виде следующей суммы: x = a·100 + b·10 + c, где а, b, с - цифры числа.
Программа нахождения суммы цифр вводимого с клавиатуры целого трёхзначного числа.



Слайд 34 Символьный и строковый типы данных
Функция ord преобразовывает букву

Символьный и строковый типы данныхФункция ord преобразовывает букву в её числовой

в её числовой код.
Символы – это все буквы

и значки, которые есть на клавиатуре. Для ввода в программу символьных переменных необходимо указать для них символьный тип данных char.

Функция chr преобразовывает числовой код символа в сам символ.

Значением строковой величины (тип string) является произвольная последовательность символов, заключенная в апострофы.

W

chr

87

ord


W




%

37

%

4

52

4

S

83

S

var c: string
c:= chr(52)+chr(37)

с


4%



Слайд 35 Символьный и строковый типы данных
program n_5;
var a:

Символьный и строковый типы данныхprogram n_5; var a: char; kod: integer;

char; kod: integer; b: string;
begin
writeln ('Код и строка');

write ('Введите исходную букву>>');
readln (a);
kod:=ord(a);
b:=chr(kod–1)+a+chr(kod+1);
writeln ('Код буквы ', a, '-', kod);
writeln ('Строка: ', b)
end.

Вывод на экран кода буквы, введённой с клавиатуры

Вывод на экран строки из трёх букв.
Каких?



Слайд 36 Логический тип данных
Величины логического типа принимают всего два

Логический тип данныхВеличины логического типа принимают всего два значения: false и

значения: false и true;
false < true.
Логические значения получаются в

результате выполнения операций сравнения числовых, символьных, строковых и логических выражений.
В Паскале логической переменной можно присваивать результат операции сравнения.



Слайд 37 Логический тип данных
Пусть ans - логическая переменная,

Логический тип данныхПусть ans - логическая переменная,   n -

n - целая переменная.
В результате

выполнения оператора присваивания
ans:=n mod 2=0
переменной ans будет присвоено значение true при любом чётном n и false в противном случае.

program n_6;
var n: integer; ans: boolean;
begin
writeln ('Определение истинности высказывания о чётности числа');
write ('Введите исходное число>>');
readln (n);
ans:=n mod 2=0;
writeln ('Число ', n,' является четным - ', ans)
end.



Слайд 38 Логический тип данных
Логическим переменным можно присваивать значения логических

Логический тип данныхЛогическим переменным можно присваивать значения логических выражений, построенных с

выражений, построенных с помощью логических функций и (and), или

(or), не (not).



Слайд 39 program n_7;
var a, b, c: integer; ans:

program n_7; var a, b, c: integer; ans: boolean;begin writeln ('Определение

boolean;
begin
writeln ('Определение истинности высказывания

о равнобедренном треугольнике');
write ('Введите значения a, b, c>>');
readln (a, b, c);
ans:=(a=b) or (a=c) or (b=c);
writeln ('Треугольник с длинами сторон ', a, ',', b,
',', c, ' является равнобедренным - ', ans)
end.

Логический тип данных



Слайд 40 НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование разветвляющихся алгоритмов
условный оператор
неполный условный оператор
составной оператор
вложенные

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование разветвляющихся алгоритмовусловный операторнеполный условный операторсоставной операторвложенные ветвления

ветвления


Слайд 41 Общий вид условного оператора
Перед else знак «;» не

Общий вид условного оператораПеред else знак «;» не ставится.Полная форма условного

ставится.
Полная форма условного оператора:
if then else
Неполная

форма условного оператора:
if <условие> then <оператор>

Операции
отношений

Логические
операции

Простые

Сложные

Условия - логические выражения

!



Слайд 42 Условный оператор
program n_9;
var x, a, b: real;
begin

Условный операторprogram n_9; var x, a, b: real;begin writeln ('Определение принадлежности

writeln ('Определение принадлежности

точки отрезку');
write ('Введите а, b>>');
readln (a, b);
write ('Введите x>>');
readln (x);
if (x>=a) and (x<=b) then
writeln ('Точка принадлежит отрезку')
else writeln ('Точка не принадлежит отрезку')
end.



Слайд 43 Неполная форма условного оператора
program n_10;
var y, a,

Неполная форма условного оператораprogram n_10; var y, a, b, c: integer;begin

b, c: integer;
begin
writeln ('Нахождение наибольшей из трёх величин');

write ('Введите а, b, с>>');
readln (a, b, c);
y:=a;
if (b>y) then y:=b;
if (c>y) then y:=c;
writeln ('y=', y)
end.



Слайд 44 Составной оператор
В условном операторе и после then, и

Составной операторВ условном операторе и после then, и после else можно

после else
можно использовать только один оператор.
Если в

условном операторе после then или после else
нужно выполнить несколько операторов, то
используют составной оператор – конструкцию вида:
begin <последовательность операторов> end



Слайд 45 begin
x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;

begin  x1:=(-b+sqrt(d))/2/a;  x2:=(-b-sqrt(d))/2/a;  writeln ('Корни уравнения:');

x2:=(-b-sqrt(d))/2/a;
writeln ('Корни

уравнения:');
writeln ('x1=', x1:9:3);
writeln ('x2=', x2:9:3)
end;

begin
x:=-b/2/a;
writeln ('Корень уравнения x=', x:9:3)
end;


program n_11;
var a, b, c: real;
var d: real;
var x, x1, x2: real;
begin
writeln ('Решение квадратного уравнения');
write ('Введите коэффициенты a, b, c >>');
readln (a, b, c);
d:=b*b-4*a*c;
if d<0 then writeln ('Корней нет');
if d=0 then

if d>0 then

end.



Слайд 46 Блок-схема решения КВУР
Конец
Вывод
«Корни уравнения:
х1=», х1, «х2=», х2
х1:=(-b+sqrt(d))/2/a
Начало

Блок-схема решения КВУРКонецВывод «Корни уравнения:х1=», х1, «х2=», х2х1:=(-b+sqrt(d))/2/aНачало Введите коэффициенты a,


Введите коэффициенты a, b, c
d:=b*b-4*a*c
d < 0
да
Вывод
«Корней нет»
нет
d:= 0
да
x:=-b/2/a
Вывод
«Корень

уравнения х=», х

нет

х2:=(-b-sqrt(d))/2/a

?

Соответствуют ли программа
и блок-схема друг другу?



Слайд 47

Вложенные ветвления
Возможна следующая конструкция:
if

Вложенные ветвления  Возможна следующая конструкция:if then

then

if <условие2> then
<оператор1>
else <оператор2>
else <оператор3>

else всегда относится к ближайшему оператору if

!




Слайд 48 Решение линейного уравнения
program n_12;
var a, b, x:

Решение линейного уравненияprogram n_12; var a, b, x: real;begin writeln ('Решение

real;
begin
writeln ('Решение линейного уравнения');
write ('Введите коэффициенты a

, b>>');
readln (a, b);
if a<>0 then
begin
x:=-b/a;
writeln ('Корень уравнения x=', x:9:3)
end
else if b<>0 then writeln ('Корней нет')
else writeln ('x – любое число');

end.





Слайд 49 НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Программирование циклических алгоритмов
while ( цикл - ПОКА)
repeat

НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯПрограммирование циклических алгоритмовwhile ( цикл - ПОКА)repeat (цикл - ДО)for (цикл с параметрами)

(цикл - ДО)
for (цикл с параметрами)


Слайд 50
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы
Общий вид

Программирование циклов с заданным условием продолжения работыОбщий вид оператора:while do Здесь:

оператора:
while do
Здесь:
- логическое выражение; пока оно

истинно, выполняется тело цикла;
<оператор> - простой или составной оператор, с помощью которого записано тело цикла.



Слайд 51
program n_14;
var x, y, q, r: integer;
begin

program n_14; var x, y, q, r: integer;begin writeln ('Частное и

writeln ('Частное и остаток');
write ('Введите делимое x>>');
readln

(x);
write ('Введите делитель y>>');
read (y);
r:=x;
q:=0;
while r>=x do
begin
r:=r-y;
q:=q+1
end;
writeln ('Частное q=', q);
writeln ('Остаток r=', r)
end.



Слайд 52
Программирование циклов с заданным условием окончания работы
Общий вид

Программирование циклов с заданным условием окончания работыОбщий вид оператора:repeat until Здесь:;

оператора:
repeat until
Здесь:
; ; …

- операторы, образующие тело цикла;
<условие> - логическое выражение; если оно ложно, то выполняется тело цикла.



Слайд 53
program n_15;
var i: integer; x: real;
begin
writeln

program n_15; var i: integer; x: real;begin writeln ('График тренировок'); i:=1;

('График тренировок');
i:=1;
x:=10;
repeat
i:=i+1;
x:=x+0.1*x;
until x>=25;

writeln ('Начиная с ', i, '-го дня спортсмен будет пробегать 25 км')
end.



Слайд 54


Программирование циклов с заданным числом повторений
Общий вид оператора:
for

Программирование циклов с заданным числом повторенийОбщий вид оператора:for :=to do Здесь:

:=
to do
Здесь:
- переменная целого типа;
и

<конечное_значение> - выражения того же типа, что и параметр;
<оператор> - простой или составной оператор - тело цикла.

После каждого выполнения тела цикла происходит увеличение на единицу параметра цикла; условие выхода из цикла - превышение параметром конечного значения.



Слайд 55
program n_16;
var i,n:integer;a,y:real;
begin
writeln ('Возведение в степень');

program n_16; var i,n:integer;a,y:real;begin writeln ('Возведение в степень'); write ('Введите основание

write ('Введите основание a>>');
readln (a);
write ('Введите показатель

n>>');
readln (n);
y:=1;
for i:=1 to n do y:=y*a;
writeln ('y=', y)
end.



Слайд 56 Различные варианты программирования циклического алгоритма
Для решения одной и

Различные варианты программирования циклического алгоритмаДля решения одной и той же задачи

той же задачи могут быть созданы разные программы.
Организуем

ввод целых чисел и подсчёт количества введённых положительных и отрицательных чисел. Ввод должен осуществляться до тех пор, пока не будет введён ноль.
В задаче в явном виде задано условие окончания работы.

Воспользуемся оператором repeat.




Слайд 57
program n_17;
var n, k1, k2: integer;
begin
k1:=0;

program n_17; var n, k1, k2: integer;begin k1:=0; k2:=0; repeat write

k2:=0;
repeat
write ('Введите целое число>>');
readln

(n);
if n>0 then k1:=k1+1;
if n<0 then k2:=k2+1;
until n=0;
writeln ('Введено:');
writeln ('положительных чисел – ', k1);
writeln ('отрицательных чисел – ', k2)
end.



  • Имя файла: obshchie-svedeniya-o-yazyke-programmirovaniya-paskal-nachala-programmirovaniya-9-klass.pptx
  • Количество просмотров: 146
  • Количество скачиваний: 0