Слайд 2
О чем пойдет речь
Алфавит языка Паскаль
Идентификаторы
Постоянные величины (константы)
Переменные
величины
Слайд 3
Алфавит языка
Алфавит- это конечный, фиксированный набор символов, используемых
для составления текстов на данном языке.
Слайд 4
Алфавит языка
Алфавит языка Паскаль составляют:
буквы латинского алфавита;
арабские цифры;
специальные
знаки.
Примечание: язык Паскаль регистронезависимый
Слайд 5
Алфавит языка. Спецсимволы
«точка» конец программы, разделение целой
и дробной частей вещественного числа (десятичная точка);
«запятая» разделение элементов
списков;
«две точки» указание диапазона;
Слайд 6
Алфавит языка. Спецсимволы
«двоеточие» используется в составе оператора
присваивания, а также для указания формата вывода в операторе
Writeln;
«точка с запятой» отделяет один раздел программы от другого, разделяет операторы;
«апостраф» используется для ограничения строковых констант;
Слайд 7
Алфавит языка. Спецсимволы
- + * / ( )
арифметические знаки (используются по своему назначению);
< > знаки отношений;
=
используется в составе оператора присваивания, в разделах описаний констант и типов, используется как знак отношения (равно);
Слайд 8
Алфавит языка. Спецсимволы
{ } ограничение комментариев в программе;
[
] заключают в себе индексы элементов массивов;
_ символ подчеркивания используется
также как любая буква, например, в идентификаторах - вместо пробела
Слайд 9
Алфавит языка. Спецсимволы
К спецсимволам относят служебные слова, смысл
которых определен однозначно.
Служебные слова не могут быть использованы
для других целей.
С точки зрения языка – это единые символы
Слайд 10
Алфавит языка. Спецсимволы
Примеры служебных слов
begin
end
goto
div
mod
for
do
if
else
downto
var
program
then
uses
while
until
integer
real
string
array
Слайд 11
Алфавит языка
Возникает вопрос, а как же быть с
русскими буквами и другими знаками, имеющимися на клавиатуре?
Некоторые
версии Паскаля допускают их использование в программе, но стандарт языка этого не подразумевает. Поэтому включать эти символы в программу можно только в качестве строковых констант или внутри комментария, то есть там, где транслятор при компиляции их игнорирует.
Слайд 12
Идентификаторы
Идентификатором называется символическое имя определенного программного объекта.
Примеры программных
объектов:
Операторы;
Функции пользователя;
Стандартные функции
Переменные;
Константы;
Процедуры;
Сама программа;
Подключаемые файлы.
Слайд 13
Правила для идентификаторов
идентификатор должен быть уникальным, то есть
одним и тем же именем разные объекты не могут
быть названы;
идентификатор имеет ограничение по длине (зависит от конкретной реализации языка на компьютере);
Для языка Турбо Паскаль максимальная длина идентифи-катора равна 127 символов, но значимы только первые 63
Слайд 14
Правила для идентификаторов
идентификатор может состоять только из символов
латинского алфавита, цифр и знака подчеркивания ("_");
идентификатор не
может начинаться с цифры.
Примечание: язык Паскаль регистронезависимый
Слайд 15
Величина и ее атрибуты
Величина – это элемент данных.
Атрибуты
величины:
Имя – это ее обозначение и место в
памяти ЭВМ
Тип – определяет множество допустимых зна-чений и множество применимых к ней операций, объем занимаемой памяти и способ ее представления в памяти ЭВМ;
Значение – динамическая характеристика, мо-жет меняться многократно в ходе исполнения алгоритма.
Слайд 16
Величина. Виды величин
Постоянной называется величина, значение которой не
изменяется (и не может быть изме-нено в принципе) в
процессе исполнения алгоритма.
Переменной называется величина, значе-ние которой изменяется в ходе исполнения алгоритма.
Слайд 17
Константы
В Паскале константами являются любые явно заданные в
программе данные (например: 7493, 'привет', 54.899).
Следует обратить ваше
внимание на то, что при записи числовых констант с дробной частью эта часть отделяется от целой не запятой, а точкой. Для записи очень больших по модулю или очень малых (близких к нулю) чисел существует возможность записи их в так называемой экспоненциальной форме. С такой записью вы встречались в математике и физике, но называли ее стандартным видом числа.
Пример: 2 . 4 5 6 7 Е - 0 6
^мантисса ^порядок
Слайд 18
Константы
Константы, представляющие собой строковые величины, заключаются в апострофы.
Описание именованных констант начинается служебным словом Const.
Далее следуют
записи вида: <Идентификатор>=<значение>;
Пример:
Const
Pi = 3.14;
Name1 = 'Татьяна';
R21 = 6.33187E+03;
W_W_W = 934122;
Слайд 19
Переменные величины
Переменная величина в Паскале - именованный участок
памяти
для хранения данных
определенного типа.
Слайд 20
Переменные величины
В качестве значений переменных величин в программах
на языке Паскаль могут выступать числа, символы, целые строки
символов.
Внимание! С этими различными видами информации выполняются совершенно разные действия.
В соответствии с этими соображениями в языке Паскаль введено понятие "Тип" (TYPE).
Тип переменной указывает на то, какие данные могут быть сохранены в этом участке памяти, и в каких действиях эта переменная может участвовать.
Слайд 21
Переменные величины
Базовые типы переменных
тип целых чисел - Integer
тип "длинных" целых чисел - Longint
тип действительных (вещественных)
чисел (то есть - с дробной частью) - Real
тип неотрицательных целых чисел
от 0 до 255 - Byte
символьный тип - Char
строковый тип - String
логический тип - Boolean
Слайд 22
Переменные величины
В отличие от констант, неименованных переменных не
существует.
Все используемые в программе переменные должны быть описаны в
соответствующем разделе описания.
Раздел описания переменных начинается служебным словом Var, после которого следуют записи следующего вида:
<Список имен переменных>:<Название типа>;