Слайд 2
Примеры алгоритмов
Нарисовать лошадь
Слайд 3
Примеры алгоритмов
Исходные данные
Алгоритм
Результат
Общая схема работы алгоритма
Задать два числа
Сложить
заданные числа
Разделить сумму на 2
Вычислительный алгоритм
Среднее арифметическое двух чисел
Слайд 4
Исполнитель алгоритма
Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное,
техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Формальный
Неформальный
Исполнитель
Круг
решаемых задач
Среда исполнителя
Режимы работы
Непосредственное управление
Программное управление
Область, обстановка, условия
Исполнители алгоритмов
СКИ
Слайд 5
Определение объектов,
указанных в задаче
Разработка алгоритма
Установление свойств
объектов,
отношений
и действий с объектами
Определение исходных
данных и результата
Определение
последовательности
действий
Запись
последовательности
действий с помощью
команд СКИ
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов
Разработка алгоритма
Слайд 6
Свойства алгоритма
Свойства алгоритма
Путь решения задачи
разделён на отдельные шаги
Алгоритм
состоит из
команд, входящих в СКИ
Команды понимаются
однозначно
Обеспечивается получение
ожидаемого
результата
Обеспечивается решение
задач с различными исходными
данными
Дискретность
Понятность
Определённость
Результативность
Массовость
Слайд 7
Дискретность (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) указывает,
что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих
в определенном порядке. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.
да
нет
Начало
Конец
x, y
a
x > y
a = x
a = y
Слайд 8
Понятность означает, что алгоритм состоит только из команд,
входящих в систему команд исполнителя, т. е. из таких
команд, которые исполнитель может воспринять и по которым может выполнить требуемые действия.
Окрошка «Мясная»
1-1.5 л кваса
500 г картофеля
300 г колбасы
3 яйца
200 г редиса
300 г огурцов
зелень по вкусу
сметана
соль
перец
Картофель отварить до готовности.
Остудить, почистить.
Нарезать кубиками.
Колбасу нарезать кубиками.
Яйца нарезать кубиками.
Редис тонко нарезать.
Огурцы нарезать кубиками.
Смешать картофель, колбасу, яйца, редис, огурцы.
Посолить, поперчить.
Выложить в тарелки.
Залить квасом, посыпать зеленью.
Подавать со сметаной.
Рецепт приготовления
Слайд 9
Определённость означает, что в алгоритме нет команд, смысл
которых может быть истолкован исполнителем неоднозначно; недопустимы ситуации, когда
после выполнения очередной команды исполнителю неясно, какую команду выполнять на следующем шаге.
Доехать до стадиона
Идти прямо
Алгоритм не уточняет, какое расстояние нужно пройти прямо.
В какую сторону повернуть.
В какой автобус сесть.
Повернуть
Идти прямо
Сесть в автобус
Доехать до остановки «Стадион»
Слайд 10
Результативность означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность получения
результата после конечного, возможно, очень большого, числа шагов. При
этом результатом считается не только обусловленный постановкой задачи ответ, но и вывод о невозможности продолжения по какой-либо причине решения данной задачи.
Данная последовательность команд не соответствует свойству результативности. Что нужно изменить?
Взять книгу
Открыть первую страницу
Пока не конец книги выполнять следующие действия:
3.1 Прочитать текст
3.2 Перелистнуть страницу
Чтение книги
3.3 Прочитать текст
3.4 Открыть первую страницу
Слайд 11
Массовость означает, что алгоритм должен обеспечивать возможность его
применения для решения любой задачи из некоторого класса задач
с различными исходными данными.
Алгоритм вычисления корней квадратного уравнения.
Конец
да
нет
Начало
Ввод
коэффициентов
Вычислить
дискриминант
Дискриминант
меньше 0?
Вычислить
значения корней
«Корней нет»
Вывод корней
Слайд 12
Решето Эратосфена
Рассмотренная последовательность действий является алгоритмом, так как
она удовлетворяет свойствам:
дискретности - процесс нахождения простых чисел разбит
на шаги;
понятности - каждая команда понятна ученику 9 класса, выполняющему этот алгоритм;
определённости - каждая команда трактуется и выполняется исполнителем однозначно; имеются указания об очерёдности выполнения команд;
результативности - через некоторое число шагов достигается результат;
массовости - последовательность действий применима для любого натурального n.
Решето Эратосфена
Слайд 13
Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание
последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату,
которое обладает свойствами:
дискретности
понятности
определённости
результативности
массовости
Слайд 14
Возможности автоматизации деятельности человека
Решение задачи по готовому алгоритму
требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям.
Формального исполнения
алгоритма обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека
Процесс решения задачи представляется
в виде последовательности операций
Создается машина, способная выполнять
эти операции в указанной последовательности
Человек освобождается от рутинной работы,
выполнение которой поручается автомату
Слайд 15
Роботизированная линия сборки, управляемая компьютером и запрограммированная на
производство сварных швов на корпусе каждого автомобиля
Автоматизация деятельности человека
Автоматизация
гостиниц.
Профессиональная система «UCS-Shelter». Автоматизированы такие процессы как бронирование, поселение, выселение, работа со счетами гостей.
Автоматизация торговли.
Автоматизация услуг в сфере торговли делает скорость работы персонала значительно выше, поднимает уровень обслуживания покупателей, позволяет вести учет товара.
Автоматизация производства
Слайд 16
Самое главное
Исполнитель - некоторый объект (человек, животное, техническое
устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Формальный исполнитель одну и
ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать: круг решаемых задач, среду, систему команд и режим работы.
Алгоритм - предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости.
Способность исполнителя действовать формально обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека.
Слайд 17
Опорный конспект
Дискретность
Свойства алгоритма
Понятность
Определённость
Результативность
Массовость
Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности
действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости.
Слайд 18
Марков А.А. (1903—1979) установил, что алгоритмы должны содержать
предписания двух видов:
1) функциональные операторы - предписания, направленные на
непосредственное преобразование информации;
2) логические операторы - предписания, определяющие дальнейшее направление действий.
Именно эти операторы положены в основу большинства способов записи алгоритмов.
Слайд 19
Основные способы записи алгоритма
Словесные
Графические
На алгоритмических языках
Словесное описание
Построчная запись
Последователь-ность
рисунков
Структурограмма
Школьный алгоритмический
язык
Язык программирова-ния
Блок-схема
Слайд 20
Словесное описание
Словесное описание - самая простая запись алгоритма
в виде набора высказываний на обычном разговорном языке.
Пример. Словесное
описание алгоритма нахождения наибольшего общего делителя (НОД) пары целых чисел (алгоритм Евклида).
Чтобы найти НОД двух чисел, составьте таблицу из двух столбцов и назовите столбцы X и Y. Запишите первое из заданных чисел в столбец Х, а второе - в столбец Y. Если данные числа не равны, замените большее из них на результат вычитания из большего числа меньшего.
Повторяйте такие замены до тех пор, пока числа не окажутся равными, после чего число из столбца Х считайте искомым результатом.
Слайд 21
Построчная запись
Кроме слов естественного языка предписания могут содержать
математические выражения и формулы.
Каждое предписание записывается с новой строки
Правила
построчной записи алгоритма
Предписание (шаги) алгоритма нумеруются
Исполнение алгоритма происходит в порядке
возрастания номеров шагов, начиная с первого,
если нет особых указаний
Слайд 22
Построчная запись алгоритма Евклида
Построчная запись алгоритма Евклида
1. Начало.
2.
Обозначить первое из заданных чисел Х, второе - Y.
3.
Если Х = Y то перейти к п. 9.
4. Если X >Y , то перейти к п. 5, иначе перейти к п. 7.
5. Заменить X на X-Y.
6. Перейти к п. 3.
7. Заменить Y на Y-X
8. Перейти к п. 3.
9. Считать Х искомым результатом.
10. Конец.
Слайд 23
Графические способы
Последовательные картинки
Структурограмма
Слайд 24
Блок-схемы
В блок-схеме предписания изображаются с помощью различных
геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью
линий.
Блок начала или конца алгоритма
Блок ввода или вывода данных
Блок обработки данных
Блок проверки условия
Блок пояснительных записей
Слайд 25
Запись алгоритма Евклида с помощью блок-схемы
Слайд 26
Алгоритмические языки
Алгоритмические языки - формальные языки, предназначенные для
записи алгоритмов.
Характеристики алгоритмического языка
Набор используемых символов
Система правил образования
конструкций
языка
Система правил, определяющих
смысл и способ употребления
конструкций языка
Синтаксис
Семантика
Алфавит
Слайд 27
Самое главное
Существуют различные способы записи алгоритмов:
словесное описание
построчная запись
блок-схема
школьный алгоритмический язык и другие.
Каждый
из этих способов обладает своими достоинствами и недостатками.
Слайд 28
Алгоритмический
язык
Опорный конспект
Словесный
Блок-схема
Способы записи алгоритмов
Обычный
разговорный
язык
Геометрические
фигуры
Слова имеют
заданный
смысл и
способ записи
Слайд 29
Величины
Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.
Величина
в информатике – это отдельный информационный объект.
Постоянная
Переменная
Величина
Число
Символ
Строка
Таблица
Информационный объект
Слайд 30
Логические
Арифметические
Отношения
Операции над величинами
+ (сложение)
(вычитание)
* (умножение)
/ (деление)
< (меньше)
>
(больше)
= (не меньше)
= (равно)
И (конъюнкция)
ИЛИ (дизъюнкция)
НЕ
(инверсия)
Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.
Операции над величинами
Слайд 31
Целая
Вещественная
Тип величины в алгоритме
Символьная
Числовой
Один
символ
Строка
символов
Текстовый
ДА (ИСТИНА, TRUE, 1)
НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0)
Логический
Литерная
Типы величин
Слайд 32
Имя величины в алгоритме
Латинская
буква
A, B, M, AP
Латинская
буква
и цифра
Мнемоническое
имя
A1, B4, M2
SUMMA, PLAN
Имя величины
Слайд 33
Выражения
Выражение - языковая конструкция для вычисления значения
с помощью одного или нескольких операндов.
Логические
Арифметические
Строковые
Выражения
Операция
сцепления (+).
А=`том`
`a`+А=
`атом`
X>5
X<10
X<=3
Слайд 34
Команда присваивания
:=
Свойства присваивания
Пока переменной не
присвоено значение, она
остаётся неопределённой
Значение, присвоенное переменной, сохраняется
до следующего
присваивания
Если переменной присваивается новое значение,
то предыдущее её значение теряется
Слайд 35
Алгоритм, в результате которого переменные А и В
литерного типа обменяются своими значениями.
Верно
Неверно
Решение
А:=В
В:=А
алг обмен
значениями (лит А, В)
арг А, В
рез А, В
нач лит М
М:=А
А:=В
В:=М
кон
Алгоритм обмена значений переменных
!
✔
Слайд 36
Алгоритм перемещения зайца из клетки 1 в клетку
2, а волка - из клетки 2 - в
клетку 1.
Аналогия с перемещением
1
2
3
Нужна клетка 3.
Слайд 37
Табличные величины
В практической деятельности человека часто используются всевозможные
таблицы.
Прямоугольная
Линейная
Таблица
Одномерный
массив
Двумерный
массив
Дни недели
Табель
успеваемости
Слайд 38
Дни недели
Количество пропущенных учеником уроков
Примеры линейных таблиц
Слайд 39
Количество уроков, пропущенных учениками класса
Пример прямоугольной таблицы
Слайд 40
Самое главное
Величина в информатике – это отдельный информационный
объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
постоянные - значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения
переменные - значения меняются в процессе исполнения алгоритма.
Тип величины: целый, вещественный, логический, символьный и литерный.
Для ссылок на величины используют их имена (идентификаторы). Имя величины может состоять из одной или нескольких латинских букв, из латинских букв и цифр.
Таблица (массив) - набор некоторого числа однотипных элементов, которым присвоено одно имя. Положение элемента в таблице однозначно определяется его индексами.
Слайд 41
Опорный конспект
Величина в информатике – это отдельный информационный
объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Переменная
Постоянная
Величина
Целый
Вещественный
Символьный
Литерный
Текстовый
Числовой
Логический
Тип величины
Слайд 42
Логические
Арифметические
Строковые
Выражения
:=
Команда присваивания
Опорный конспект
Слайд 43
Прямоугольная
Линейная
Таблица
Одномерный
массив
Двумерный
массив
Опорный конспект
Слайд 44
Основные алгоритмические конструкции
Для записи любого алгоритма достаточно трёх
основных алгоритмических конструкций:
следования,
ветвления,
Повторения.
(Э. Дейкстра)
Эдсгер Вибе Дейкстра
(1930–2002). Выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии.
Слайд 45
Следование
Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный
порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование»,
называются линейными алгоритмами.
Действие 1
Действие 2
Алгоритмическая структура «следование»
Слайд 46
Начало
Столовую ложку сушёных плодов
шиповника измельчить в ступке
Залить стаканом
кипячёной воды
Кипятить 10 минут на слабом огне
Охладить
Процедить
Конец
Линейный алгоритм
приготовления
отвара шиповника
Слайд 47
х:=2
у:=х*х
у:=у*у
х:=у*х
s:=x+y
2
2
4
2
32
32
16
16
48
16
-
-
-
-
-
Вычисления по алгоритму
Алгоритм
Ответ: s = 48
Слайд 48
С помощью операции div вычисляется целое частное, с
помощью операции mod - остаток.
Целочисленная арифметика
13 : 4 =
3 (ост.1)
8 : 3 = 2 (ост.2)
7 : 3 = 2 (ост.1)
8 : 3 = 2 (ост.2)
11 : 4 = 2 (ост.3)
10: 3 = 3 (ост.1)
13 div 4 = 3
8 div 3 = 2
7 div 3 = 2
8 div 3 = 2
11 div 4 = 2
10 div 3 = 3
13 mod 4 = 1
8 mod 3 = 2
7 mod 3 = 1
8 mod 3 = 2
11 mod 4 = 3
10 mod 3 = 1
Слайд 49
Линейный алгоритм
Алгоритм работы кассира, выдающего покупателю сдачу (s)
наименьшим количеством банкнот по 500 (k500), 100 (k100), 50
(k50) и 10 (k10) рублей.
k500:=s div 500
s:=s mod 500
k100:=s div 100
s:=s mod 100
k50:=s div 50
s:=s mod 50
k10:=s div 10
Алгоритм работы кассира
Слайд 50
Самое главное
Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных
алгоритмических конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
Следование - алгоритмическая конструкция,
отображающая естественный, последовательный порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными.
Слайд 51
Опорный конспект
Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный
порядок действий.
Алгоритмы, в которых используется только структура «следование»,
называются линейными.
Действие 1
Действие 2
Слайд 52
Ветвление
Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости
от результата проверки условия («да» или «нет») предусмотрен выбор
одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Слайд 53
Полная форма ветвления
если
то
иначе
все
Слайд 54
Сокращённая форма ветвления
если
то
все
Пример:
алг
сборы на прогулку
нач
если на улице дождь
то взять зонтик
все
кон
Слайд 56
Вычисление функции f(x)=|x|
Начало
Список данных
X, Y -вещ
Х
Х>0
Y:=X
Y:=-X
Y
Конец
да
нет
Слайд 57
Простые и составные условия
Простые условия состоят из одной
операции сравнения. Составные условия получаются из простых с помощью
логических связок and (и), or (или), not (не).
Пример. Алгоритм определения принадлежности точки Х отрезку [A; B].
Ответ: Принадлежит
A=2
X=4
B=6
Ответ: Не принадлежит
B=4
X=6
Слайд 58
10
30
30 > 10 (Да)
20 > 30 (Нет)
Y =
A
B >Y
C >Y
Y = B
Наибольшая из 3-х
величин
Переменной Y присваивается значение большей из трёх величин A, B и C.
Ответ: Y = 30
Слайд 59
Решение линейного уравнения ax + b = 0
Слайд 60
Разветвляющийся алгоритм для Робота
В какую клетку переместится Робот
после выполнения следующего фрагмента алгоритма.
а
если справа свободно или снизу
свободно
то закрасить
все
если справа стена
то влево
все
б
если слева стена
то вправо
все
Слайд 61
Самое главное
Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных
алгоритмических конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
Ветвление - алгоритмическая конструкция,
в которой в зависимости от результата проверки условия (да или нет) предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Слайд 62
Опорный конспект
Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в
зависимости от результата проверки условия (да или нет) предусмотрен
выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей).
Алгоритмы, в основе которых лежит структура «ветвление», называют разветвляющимися.
Полная форма ветвления
Сокращённая форма ветвления
Слайд 63
Повторение
Повторение - последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы, содержащие
конструкцию повторения, называют циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно
повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
Слайд 64
Типы циклов
Заданы условия
продолжения работы
Могут быть
Заданы условия
окончания работы
Задано число
повторений
Пока есть кирпич
Ровно 100 кирпичей
Пока не наступит ночь
Слайд 65
Цикл с заданным условием продолжения работы
(цикл-ПОКА, цикл
с предусловием)
нц пока
цикла (последовательность действий)>
кц
Слайд 66
Погрузка кирпичей
алг погрузка
нач
нц
пока есть кирпичи
взять один кирпич
если кирпич целый
то положить кирпич в машину
иначе отложить кирпич в сторону
все
кц
кон
Слайд 67
Робот в коридоре
Правее Робота расположен коридор неизвестной длины.
Необходимо, чтобы Робот закрасил все клетки этого коридора.
нц пока
справа свободно
вправо
закрась
кц
Слайд 69
Таблица значений переменных
5
17
17
17
17
17
17
17
17
17
17
17
17
5
5
5
5
5
5
5
5
12
12
7
7
2
2
2
0
0
1
1
2
2
3
3
17 > 5 (Да)
12 > 5
(Да)
7 > 5 (Да)
2 > 5 (Нет)
Слайд 70
Цикл с заданным условием окончания работы
(цикл-ДО, цикл
с постусловием)
Запись на алгоритмическом языке:
нц
<тело_цикла (последовательность действий)>
кц при <условие>
Слайд 71
Цикл с постусловием
Пример. Алгоритм по выучиванию наизусть четверостишия.
алг четверостишие
нач
нц
прочитать четверостишие по книге 1 раз
рассказать четверостишие
кц при не сделал ошибку
кон
Слайд 73
Таблица значений переменных
2 = 8 (Нет)
4 = 8
(Нет)
8 = 8 (Да)
1
1
2
2
4
4
8
8
1
1
3
7
7
15
3
Слайд 74
Задача о тренировках
В 1-й день - пробежать 10
км; каждый следующий день увеличивать на 10% от нормы
предыдущего дня. Как только достигнет или превысит 25 км, необходимо прекратить увеличение и пробегать 25 км.
Начиная с какого дня спортсмен будет пробегать 25 км?
Пусть x — количество километров, которое спортсмен пробежит в некоторый i-й день. Тогда в следующий (i + 1)-й день он пробежит x + 0,1x километров (0,1x — это 10% от x).
Слайд 75
Цикл с заданным числом повторений
(цикл-ДЛЯ, цикл с
параметром)
Запись на алгоритмическом языке:
нц для i
от i1 до i2
<тело_цикла (последовательность действий)>
кц
Слайд 76
Цикл с заданным числом повторений
алг переправа
нач
нц для i от 1 до 5
два мальчика переправляются на
противоположный берег
один мальчик высаживается на берег, другой
плывёт обратно
солдат переправляется через реку
мальчик возвращается на исходную позицию
кц
кон
Слайд 78
Таблица значений переменных
1
(Да)
3
Слайд 79
Повторение
Пример. Для исполнителя Робот цикл с известным числом
повторений реализуется с помощью следующей конструкции:
нц
<число повторений> раз
<тело цикла>
кц
Так, если правее Робота не встретится препятствий, то, выполнив приведённый ниже алгоритм, он переместится на пять клеток вправо и закрасит эти клетки:
алг
нач
нц 5 раз
вправо; закрасить
кц
кон
Слайд 80
Повторение
Пример. В населённом пункте N домов. Известно количество
людей,
проживающих в каждом из домов. Составим алгоритм подсчёта
жителей населённого
пункта.
Исходные данные (количество жильцов) представим с помощью линейной таблицы А, содержащей N элементов: A[1] — количество жильцов дома 1, …, A[N]—количество жильцов дома N.
В общем случае А[i] – количество жильцов дома i, где i принимает все значения от 1 до n (i =1,n).
Результат работы алгоритма обозначим через s.
Слайд 81
Самое главное
Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных
алгоритмических конструкций (структур): следования, ветвления, повторения.
Повторение - алгоритмическая конструкция,
представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы, содержащие конструкцию «повторение», называют циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
В зависимости от способа организации повторений различают три типа циклов:
1) цикл с заданным условием продолжения работы;
2) цикл с заданным условием окончания работы;
3) цикл с заданным числом повторений.
Слайд 82
Опорный конспект
С заданным
условием
продолжения
работы
С заданным
условием
окончания
работы
С заданным
числом
повторений
Повторение
- алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы,
содержащие конструкцию «повторение», называют циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
Тип цикла
Цикл - ПОКА
Цикл - ДО
Цикл - ДЛЯ
Слайд 83
Последовательное построение алгоритма
Я совершенный исполнитель: всё знаю и
всё умею!
Слайд 84
Последовательное построение алгоритма
Упрощение команд
постановки задачи
Задача разбивается на более
простые части
Решение каждой части задачи формулируется
в отдельной команде (предписании)
Предписания,
выходящие за пределы
возможностей исполнителя, представляют
в виде более простых команд
Не могу решить поставленную задачу!?
Слайд 85
Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот
Робот находится в некоторой клетке горизонтального коридора. Ни одна
из клеток коридора не закрашена.
Робот должен закрасить все клетки этого коридора и вернуться в исходное положение.
Слайд 86
Укрупнённый план действий Робота
1. Закраска всех клеток
коридора левее исходной
2. Возвращение в исходное положение
3. Закраска всех
клеток коридора правее исходной
4. Возвращение в исходное положение
5. Закраска исходной клетки
Начало
Конец
Слайд 87
1. Закраска всех клеток коридора, находящихся левее Робота:
Детализация
плана действий Робота
влево
нц пока сверху стена и снизу стена
закрасить; влево
кц
Положение Робота после выполнения этого алгоритма:
Слайд 88
2. Возвращение Робота в коридор в исходную точку:
вправо
нц пока клетка закрашена
вправо
кц
Детализация плана действий Робота
Положение
Робота после выполнения этого алгоритма:
Слайд 89
3. Закраска всех клеток коридора, находящихся правее Робота:
вправо
нц
пока сверху стена и снизу стена
закрасить; вправо
кц
Детализация
плана действий Робота
Положение Робота после выполнения этого алгоритма:
Слайд 90
4.Возвращение Робота в коридор в исходную точку:
влево
нц
пока клетка закрашена
влево
кц
5. По команде закрасить Робот
закрашивает исходную точку.
Детализация плана действий Робота
Слайд 91
алг
нач
влево
нц пока сверху стена
и снизу стена
закрасить; влево
кц
вправо
нц пока клетка закрашена
вправо
кц
вправо
нц пока сверху стена и снизу стена
закрасить; вправо
кц
влево
нц пока клетка закрашена
влево
кц
закрасить
кон
Программа для Робота
Слайд 92
Вспомогательный алгоритм
Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый
в составе другого алгоритма.
Блок «предопределённый процесс»
Вспомогательный алгоритм делает структуру
алгоритма более простой и понятной.
Слайд 93
Алгоритм вычисления степени
y = ax, где x
- целое число, a 0.
1 при x = 0
ax при x >0,
y =
при x <0.
Обозначим алгоритм возведения числа в степень st(a, n, y).
Это вспомогательный алгоритм.
По определению степени с целым показателем:
Слайд 95
Формальные параметры используются при описании алгоритма.
Фактические параметры
- те величины, для которых будет исполнен вспомогательный алгоритм.
Типы, количество и порядок следования формальных и фактических параметров должны совпадать.
Формальные и фактические параметры
Слайд 96
Схема вызова вспомогательного алгоритма
Слайд 97
Пример. Алгоритм вычисления степени с натуральным показателем n
для любого вещественного числа а, представленный в виде рекурсивного
алгоритма
Рекурсивный алгоритм
Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным.
Слайд 98
Снежинка Коха
Пример. Рассмотрим алгоритм построения геометрической фигуры, которая
называется снежинкой Коха. Шаг процедуры построения состоит в замене
средней трети каждого из имеющихся отрезков двумя новыми той же длины.
С каждым шагом фигура становится всё причудливее. Граница снежинки Коха - положение кривой после выполнения бесконечного числа шагов.
Начальное положение
Первый шаг
Второй шаг
Третий шаг
Слайд 99
Самое главное
Метод последовательного построения алгоритма:
исходная задача разбивается
на несколько частей, каждая из которых проще всей задачи,
и решение каждой части формулируется в отдельной команде;
если получаются команды, выходящие за пределы возможностей исполнителя, то они представляются в виде совокупности ещё более простых предписаний;
процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю.
Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.
Алгоритм, в котором прямо или косвенно содержится ссылка на него же как на вспомогательный алгоритм, называют рекурсивным.
Слайд 100
Опорный конспект
Метод последовательного построения алгоритма - один из
основных методов конструирования алгоритмов.
Упрощение команд
постановки задачи
Задачу разбивают на более
простые
Решение каждой части задачи формулируют
в отдельной команде
Предписания, выходящие за пределы возможностей
исполнителя, представляют в виде более простых команд
Вспомогательный алгоритм - алгоритм, целиком используемый в составе другого алгоритма.
Слайд 101
Управление
Управление - это процесс целенаправленного воздействия на
объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
Норберт
Винер (1894—1964), основоположник кибернетики - науки об управлении.
Слайд 102
Управляемый объект:
техническое устройство
человек
коллектив
Управляющий объектом:
человек
коллектив
техническое устройство
Последовательность команд по управлению
объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.
Слайд 103
Информация и управление
Цель действий
Способы
достижения цели
Информация для
управляющего объекта
Пример.
Управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью
светофора (управляющий объект).
Управляющее воздействие зависит от заложенной в управляющем объекте исходной информации.
Слайд 104
Обратная связь
Обратная связь позволяет корректировать управляющие воздействия
управляющей системы на объект управления в зависимости от состояния
объекта управления.
Кибернетическая модель управления
Управляющий объект
Управляющее
воздействие
Обратная связь
Объект управления
Обратная связь - это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.
Слайд 105
Самое главное
Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект;
осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.
Последовательность команд
по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.