Слайд 2
Программа состоит из заголовка и блока.
В заголовке указывается
имя программы и список параметров. Общий вид:
program
n (input, output, x, y,…);
здесь n – имя программы;
input – файл ввода;
output – файл вывода;
x, y – внешние файлы, используемые в программе.
Слайд 3
Блок
Блок программы состоит из шести
разделов, следующих в строго определенном порядке:
раздел меток (label)
раздел констант
(const)
раздел типов (type)
раздел переменных (var)
раздел процедур и функций
раздел действий (операторов)
Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.
Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.
Слайд 4
Раздел констант (const)
Если в программе
используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число pi
с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.
Общий вид:
const a1 = c1; a2 = c2; … здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.
Пример. const pi = 3.14; е = 2.71828;
Слайд 5
Раздел переменных (var)
Каждая переменная должна быть
описана до ее использования в программе и отнесена к
одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.
Пример.
var k, i, j: integer; a, b: real;
Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char
Слайд 6
Раздел действий (операторов)
Эта часть программы начинается
с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после
которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.
Под оператором в языке Паскаль подразумевают только описание действий. Операторы отделяются друг от друга только точкой с запятой. Если оператор стоит перед end, until или else, то в этом случае точка с запятой не ставится.
Слайд 7
Оператор присваивания
Общий вид: v
:= a;
здесь v – переменная,
a – выражение, := - операция присваивания. Выражение a может содержать константы, переменные, названия функций, знаки операций и скобки.
Пример. f := 3 * C + 2 * sin(x);
Вид выражения однозначно определяет правила его вычисления: действия выполняются слева направо с соблюдением следующего старшинства (в порядке убывания): 1) not; 2) *, /, div, mod, and; 3) +, -, or; 4) =, <, >, <>, <=, >=, in.
Любое выражение в скобках вычисляется раньше, чем выполняется операция, предшествующая скобкам.
Присваивание допускается для переменных всех типов, за исключением типа файл.
В операции v := a переменная v и выражение a должны иметь один и тот же тип, а для интервального типа – одно и то же подмножество значений.
Замечание 1. Разрешается присваивать переменной типа real выражение типа integer.
Замечание 2. Нельзя присваивать переменной типа integer выражение типа real.
Слайд 8
Целые типы
Переменные целого типа могут принимать
только целые значения. Такие переменные в программе описываются следующим
образом:
a, b, c: integer;
Здесь a, b, c… - имена переменных, integer – тип переменных. Транслятор, встретив такое описание переменных a, b, c, запоминает, что эти переменные могут принимать только целые значения и формирует соответственно этому команды программы.
div - целочисленное деление (остаток отбрасывается).
mod - остаток от деления: a mod b.
Слайд 9
Вещественные типы
В языке Паскаль существует
несколько типов для представления действительный чисел. Однако чаще всего
для их представления используется тип real.
Над действительными числами выполнимы операции сложения (+), вычитания (-), умножения (*) и деления (/). Результатом этих операций является также действительное число. Даже если хотя бы один из операндов вещественный, то результат этих операций также будет вещественным.
Функция int возвращает в виде действительного значения целую часть аргумента, frac возвращает дробную часть аргумента.
Функции trunc и round возвращают результат целого типа. Первая отсекает дробную часть от аргумента, а вторая выполняет округление до ближайшего целого.
Функция random без аргументов возвращает равномерно распределенное случайное число от 0 до 1.