Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Программирование на языке Паскаль

Содержание

Программирование на языке Паскаль§ 54. Алгоритм и его свойства
Программирование на языке Паскаль§ 54. Алгоритм и его свойства§ 55. Простейшие программы§ Программирование на языке Паскаль§ 54. Алгоритм и его свойства Что такое алгоритм?Алгоритм — это точное описание порядка действий, которые должен выполнить Свойства алгоритмаДискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых выполняется Как работает алгоритм?дискретный объект1 2 3 4алгоритмшаг 1шаг 2шаг 32 3 4 Способы записи алгоритмовестественный языкпсевдокодустановить соединениепока не принята команда «стоп» принять команду выполнить Способы записи алгоритмовблок-схемаsetConnection;repeat cmd:= getCommand; executeCommand(cmd); until cmd = Программирование на языке Паскаль§ 55. Простейшие программы Простейшая программаprogram qq;begin { начало программы }   { тело программы Вывод на экранprogram qq;begin write('2+');  { без перехода } writeln('2=?'); { Задания«B»: Вывести на экран текст «лесенкой»	 Вася     пошел Сложение чиселЗадача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.Протокол: Введите Сумма: псевдокодprogram qq;begin { ввести два числа } { вычислить их сумму ПеременныеПеременная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно Имена переменныхМОЖНО использоватьлатинские буквы (A-Z)цифрызнак подчеркивания _заглавные и строчные буквы НЕ различаютсяНЕЛЬЗЯ Объявление переменныхТипы переменных:integer	{ целая }real		{ вещественная }и другие…Объявление переменных:var 	a, b, c: Тип переменнойобласть допустимых значенийдопустимые операцииобъём памятиформат хранения данныхдля предотвращения случайных ошибок Ввод значения в переменнуюread ( a );оператор ввода5a Ввод значений переменнойчерез пробел:	25 30через Enter:	25 	30read ( a, b );Ввод значений Изменение значений переменнойvar a, b: integer;...a := 5;b := a + 2;a Вывод данных{ вывод значения переменной a}{ вывод значения переменной a и переход Сложение чисел: простое решение	program Sum;	var a, b, c: integer;	begin  read ( Сложение чисел: полное решение	program Sum;	var a, b, c: integer;	begin  writeln('Введите два Снова про оператор выводаa:= 123;write( a:5 );Форматный вывод:Вычисление выражений:writeln ( a, '+', b, '=', a+b );a+b Программирование на языке Паскаль§ 56. Вычисления Типы данныхbyte   { целые 0..255 }shortint { целые -128..128 }word Арифметические выраженияa:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;Приоритет (старшинство):скобкиумножение и делениесложение и вычитание213456 Деление, div, modРезультат деления «/» – вещественное число:a:= 2 / 3;var a: div и mod для отрицательных чиселwrite(-7 div 2, ',');write(-7 mod 2);-3-1-7 = Вещественные числаvar x: double;...x:= 123.456;Форматный вывод:a:= 1;write( a/3 );write( a/3:7:3 );3.333333E-0013,333333 ⋅ Стандартные функцииabs(x) — модульsqrt(x) — квадратный кореньsin(x) — синус угла, заданного в Случайные числаСлучайно…встретить друга на улицеразбить тарелкунайти 10 рублейвыиграть в лотереюСлучайный выбор:жеребьевка на Случайные числа на компьютереЭлектронный генераторнужно специальное устройствонельзя воспроизвести результаты318458191041564321209938992481458191938992малый период  (последовательность Линейный конгруэнтный генераторX := (a*X+b) mod c | интервал от 0 до Генератор случайных чиселВещественные числа в интервале [0,1): var X, Y: double;...X:= random; Другой интервалВещественные числа: var X, a, b: double;...X:= random*10; { расширение интервала: Задачи«A»: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение и Задачи«C»: Получить случайное трехзначное число и вывести через запятую его отдельные цифры. Программирование на языке Паскаль§ 57. Ветвления Условный операторЗадача: изменить порядок действий в зависимости от выполнения некоторого условия.полная форма ветвления Условный оператор: полная формаif a > b then  M:= a Условный оператор: неполная форманеполная форма ветвленияM:= a;  if b > M then M:= b; Условный операторif a < b then begin  с:= a; Знаки отношений>= Вложенный условный операторif a > b then writeln('Андрей старше')elseif a = b Выделение структуры отступамиif a > b then write('А') else if a = Задачи«A»: Ввести три целых числа, найти максимальное из них. Пример:Введите три целых Задачи«C»: Ввести последовательно возраст Антона, Бориса и Виктора. Определить, кто из них Сложные условияЗадача: набор сотрудников в возрасте 25-40 лет (включительно). if Задачи«A»: Напишите программу, которая получает три числа и выводит количество одинаковых чисел Задачи«B»: Напишите программу, которая получает номер месяца и выводит соответствующее ему время Задачи«C»: Напишите программу, которая получает возраст человека (целое число, не превышающее 120) Задачи«A»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область. «B»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область. Задачи«C»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область. Множественный выборif m = 1 then  write('январь');if m = 2 then Использование списков и диапазоновcase m of 2: d:= 28; { невисокосный год Множественный выборvar c: char;...case c of 'а': begin    writeln('антилопа'); Программирование на языке Паскаль§ 58. Циклические алгоритмы Что такое цикл?Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий.Два вида циклов:цикл с Повторения в программеwriteln ('Привет');writeln ('Привет');writeln ('Привет');...writeln ('Привет'); Блок-схема цикланачалоконецданеттело цикла Как организовать цикл?счётчик:= 0пока счётчик < 10 writeln('привет'); увеличить счётчик на 1 Цикл с условиемЗадача. Определить количество цифр в десятичной записи целого положительного числа, Цикл с условиемcount:= 0;while    do beginend;n:= n div 10;count:= Цикл с условиемk:= 0;while k < 10 do begin writeln('привет'); k:= k Сколько раз выполняется цикл?a:= 4; b:= 6;while a < b do a:= Цикл с постусловиемrepeatuntil    ;условие окончаниязаголовок циклаwrite('Введите n > 0: Задачи«A»: Напишите программу, которая получает два целых числа A и B (0 Задачи«C»: Ввести натуральное число N и вычислить сумму всех чисел Фибоначчи, меньших Задачи-2«A»: Ввести натуральное число и найти сумму его цифр. Пример:Введите натуральное число:12345Сумма Задачи-2«C»: Ввести натуральное число и определить, верно ли, что в его записи Цикл с переменнойЗадача. Вывести все степени двойки от 21 до 210. n:= 2;while   Цикл с переменной: другой шагfor k:= 10     1 Сколько раз выполняется цикл?a := 1;for i:=1 to 3 do a := Задачи«A»: Найдите все пятизначные числа, которые при делении на 133 дают в Задачи«С»: Натуральное число называется автоморфным, если оно равно последним цифрам своего квадрата. Вложенные циклыЗадача. Вывести все простые числа в диапазоне от 2 до 1000.для Вложенные циклыfor n:= 2 to 1000 do begin  count:= 0; if Вложенные циклыfor i:=1 to 4 do for k:=1 to i do Поиск простых чисел: как улучшить?count:= 0;k:= 2;while     do Задачи«A»: Напишите программу, которая получает натуральные числа A и B (A Задачи«C»: Ввести натуральное число N и вывести все натуральные числа, не превосходящие Программирование на языке Паскаль§ 59. Процедуры Зачем нужны процедуры?writeln('Ошибка программы');много раз!program withProc;var n: integer;begin read(n); if n < Что такое процедура?Процедура – вспомогательный алгоритм, который выполняет некоторые действия.текст (расшифровка) процедуры Процедура с параметрамиЗадача. Вывести на экран запись целого числа (0..255) в 8-битном Процедура с параметрамиЗадача. Вывести на экран запись целого числа (0..255) в 8-битном Процедура с параметрамиprogram binCode;begin printBin(99)end.procedure printBin(n: integer);var k: integer;begin k:= 128; while Несколько параметровprocedure printSred(a: integer; Задачи«A»: Напишите процедуру, которая принимает параметр – натуральное число N – и Задачи«C»: Напишите процедуру, которая выводит на экран запись переданного ей числа в Изменяемые параметрыЗадача. Написать процедуру, которая меняет местами значения двух переменных. program Exchange;var Изменяемые параметрыprocedure Swap(   a, b: integer);var c: integer;begin c:= a; Задачи«A»: Напишите процедуру, которая переставляет три переданные ей числа в порядке возрастания. Задачи«C»: Напишите процедуру, которая вычисляет наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное Программирование на языке Паскаль§ 60. Функции Что такое функция?Функция – это вспомогательный алгоритм, который возвращает значение-результат (число, символ Сумма цифр числаprogram Sum;begin writeln(sumDigits(12345)) end.function sumDigits(n: integer):    ;var Использование функцийx:= 2*sumDigits(n+5);z:= sumDigits(k) + sumDigits(m);if sumDigits(n) mod 2 = 0 then Задачи«A»: Напишите функцию, которая находит наибольший общий делитель двух натуральных чисел. Пример:Введите Задачи«C»: Напишите функцию, которая «переворачивает» число, то есть возвращает число, в котором Логические функцииЗадача. Найти все простые числа в диапазоне  от 2 до Функция: простое число или нет?function isPrime(n: integer):    ;var count, Логические функции: использованиеread(n);while isPrime(n) do begin  writeln('простое число');  read(n)end; Задачи«A»: Напишите логическую функцию, которая определяет, является ли переданное ей число совершенным, Задачи«B»: Напишите логическую функцию, которая определяет, являются ли два переданные ей числа Задачи«С»: Простое число называется гиперпростым, если любое число, получающееся из него откидыванием Программирование на языке Паскаль§ 61. Рекурсия Что такое рекурсия?У попа была собака, он её любил, Она съела кусок Что такое рекурсия?Натуральные числа:индуктивное определениеРекурсия — это способ определения множества объектов через ФракталыФракталы – геометрические фигуры, обладающие самоподобием. Треугольник Серпинского: Ханойские башниза один раз переносится один дисккласть только меньший диск на большийтретий Ханойские башни – процедура procedure Hanoi(n, k, m: integer);var p: integer;begin p Ханойские башни – процедура Рекурсивная процедура (функция) — это процедура (функция), которая Вывод двоичного кода числаprocedure printBin(n: integer);begin if n = 0 then exit; Вычисление суммы цифр числаfunction sumDig(n: integer): integer;var sum: integer;нач sum:= n mod Алгоритм ЕвклидаАлгоритм Евклида. Чтобы найти НОД двух натуральных чисел, нужно вычитать из Задачи«A»: Напишите рекурсивную функцию, которая вычисляет НОД двух натуральных чисел, используя модифицированный Задачи«C»: Дано натуральное число N. Требуется получить и вывести на экран количество Как работает рекурсия?function Fact(N: integer): integer;begin writeln('-> N = ', N); if СтекСтек – область памяти, в которой хранятся локальные переменные и адреса возврата.Fact(3)Fact(2)Fact(1)значение параметраадрес возвраталокальная переменная Рекурсия – «за» и «против»с каждым новым вызовом расходуется память в стеке Конец фильмаПОЛЯКОВ Константин Юрьевичд.т.н., учитель информатикиГБОУ СОШ № 163, г. Санкт-Петербургkpolyakov@mail.ru ЕРЕМИН Источники иллюстрацийold-moneta.ruwww.random.org www.allruletka.ru www.lotterypros.com logos.cs.uic.edu ru.wikipedia.org   иллюстрации художников издательства «Бином»авторские материалы
Слайды презентации

Слайд 2 Программирование на языке Паскаль
§ 54. Алгоритм и его

Программирование на языке Паскаль§ 54. Алгоритм и его свойства

свойства


Слайд 3 Что такое алгоритм?
Алгоритм — это точное описание порядка

Что такое алгоритм?Алгоритм — это точное описание порядка действий, которые должен

действий, которые должен выполнить исполнитель для решения задачи за

конечное время.

Исполнитель – это устройство или одушёвленное существо (человек), способное понять и выполнить команды, составляющие алгоритм.

Формальные исполнители: не понимают (и не могут понять) смысл команд.


Слайд 4 Свойства алгоритма

Дискретность — алгоритм состоит из отдельных команд,

Свойства алгоритмаДискретность — алгоритм состоит из отдельных команд, каждая из которых

каждая из которых выполняется за конечное время.
Детерминированность (определённость) —

при каждом запуске алгоритма с одними и теми же исходными данными получается один и тот же результат.
Понятность — алгоритм содержит только команды, входящие в систему команд исполнителя.
Конечность (результативность) — для корректного набора данных алгоритм должен завершаться через конечное время.
Корректность — для допустимых исходных данных алгоритм должен приводить к правильному результату.

Слайд 5 Как работает алгоритм?
дискретный
объект
1 2 3 4


алгоритм
шаг 1

шаг

Как работает алгоритм?дискретный объект1 2 3 4алгоритмшаг 1шаг 2шаг 32 3

2
шаг 3

2 3 4 5
5 4 3 2
дискретный
объект
25

16 9 4

получает на вход дискретный объект
в результате строит другой дискретный объект (или выдаёт сообщение об ошибке)
обрабатывает объект по шагам
на каждом шаге получается новый дискретный объект


Слайд 6 Способы записи алгоритмов
естественный язык




псевдокод
установить соединение
пока не принята команда

Способы записи алгоритмовестественный языкпсевдокодустановить соединениепока не принята команда «стоп» принять команду

«стоп»
принять команду
выполнить команду
завершить сеанс связи
установить соединение
нц

принять команду
выполнить команду
кц_при команда = 'stop'
завершить сеанс связи

Слайд 7 Способы записи алгоритмов
блок-схема
setConnection;
repeat
cmd:= getCommand;
executeCommand(cmd);
until cmd

Способы записи алгоритмовблок-схемаsetConnection;repeat cmd:= getCommand; executeCommand(cmd); until cmd =

= "stop";
closeConnection;
программа


Слайд 8 Программирование на языке Паскаль
§ 55. Простейшие программы

Программирование на языке Паскаль§ 55. Простейшие программы

Слайд 9 Простейшая программа
program qq;
begin { начало программы }

Простейшая программаprogram qq;begin { начало программы }  { тело программы

{ тело программы }
end. { конец программы

}

комментарии в скобках {} не обрабатываются

название алгоритма


Слайд 10 Вывод на экран

program qq;
begin
write('2+'); { без

Вывод на экранprogram qq;begin write('2+'); { без перехода } writeln('2=?'); {

перехода }
writeln('2=?'); { на новую строку}
writeln('Ответ: 4');
end.


Протокол:
2+2=?
Ответ: 4







Слайд 11 Задания
«B»: Вывести на экран текст «лесенкой»
Вася

Задания«B»: Вывести на экран текст «лесенкой»	 Вася   пошел

пошел

гулять
«C»: Вывести на экран рисунок из букв
Ж
ЖЖЖ
ЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖ
HH HH
ZZZZZ

Слайд 12 Сложение чисел
Задача. Ввести с клавиатуры два числа и

Сложение чиселЗадача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.Протокол:

найти их сумму.
Протокол:
Введите два целых числа
25 30

25+30=55

компьютер

пользователь

компьютер считает сам!


Слайд 13 Сумма: псевдокод
program qq;
begin
{ ввести два числа }

Сумма: псевдокодprogram qq;begin { ввести два числа } { вычислить их

{ вычислить их сумму }
{ вывести сумму на

экран }
end.

Псевдокод: алгоритм на русском языке с элементами Паскаля.


Слайд 14 Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и

ПеременныеПеременная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной

значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.


a
Значение
Имя

Другой

тип данных

Слайд 15 Имена переменных
МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z)


цифры


знак подчеркивания _
заглавные и

Имена переменныхМОЖНО использоватьлатинские буквы (A-Z)цифрызнак подчеркивания _заглавные и строчные буквы НЕ

строчные буквы НЕ различаются
НЕЛЬЗЯ использовать
русские буквы
пробелы
скобки, знаки +, =,

!, ? и др.

имя не может начинаться с цифры

Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B


Слайд 16 Объявление переменных
Типы переменных:
integer { целая }
real { вещественная }
и другие…
Объявление

Объявление переменныхТипы переменных:integer	{ целая }real		{ вещественная }и другие…Объявление переменных:var 	a, b,

переменных:
var a, b, c: integer;
выделение места в памяти
variable –

переменная

тип – целые


список имен переменных


Слайд 17 Тип переменной
область допустимых значений
допустимые операции
объём памяти
формат хранения данных
для

Тип переменнойобласть допустимых значенийдопустимые операцииобъём памятиформат хранения данныхдля предотвращения случайных ошибок

предотвращения случайных ошибок


Слайд 18 Ввод значения в переменную

read ( a );

оператор ввода

5
a

Ввод значения в переменнуюread ( a );оператор ввода5a

Слайд 19 Ввод значений переменной
через пробел:
25 30
через Enter:
25
30
read (

Ввод значений переменнойчерез пробел:	25 30через Enter:	25 	30read ( a, b );Ввод

a, b );
Ввод значений двух переменных (через пробел или

Enter).

Слайд 20 Изменение значений переменной
var a, b: integer;
...
a := 5;
b

Изменение значений переменнойvar a, b: integer;...a := 5;b := a +

:= a + 2;
a := (a + 2)*(b –

3);
b := b + 1;


a

?

5

5


b

?

5+2

7


a

5

7*4

28


b

7

7+1

8


Слайд 21 Вывод данных
{ вывод значения переменной a}
{ вывод значения

Вывод данных{ вывод значения переменной a}{ вывод значения переменной a и

переменной a и переход на новую строку}
{ вывод текста

}

{вывод текста и значения переменной c}

write( a );

writeln( a );

writeln( 'Привет!' );

writeln( 'Ответ: ', c );

writeln ( a, '+', b, '=', c );


Слайд 22 Сложение чисел: простое решение
program Sum;
var a, b, c:

Сложение чисел: простое решение	program Sum;	var a, b, c: integer;	begin read (

integer;
begin
read ( a, b );
c

:= a + b;
writeln ( c );
end.

Слайд 23 Сложение чисел: полное решение
program Sum;
var a, b, c:

Сложение чисел: полное решение	program Sum;	var a, b, c: integer;	begin writeln('Введите два

integer;
begin
writeln('Введите два целых числа');
read (

a, b );
c := a + b;
writeln ( a, '+', b, '=', c );
end.

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь


Слайд 24 Снова про оператор вывода
a:= 123;
write( a:5 );
Форматный вывод:
Вычисление

Снова про оператор выводаa:= 123;write( a:5 );Форматный вывод:Вычисление выражений:writeln ( a, '+', b, '=', a+b );a+b

выражений:
writeln ( a, '+', b, '=', a+b );
a+b


Слайд 25 Программирование на языке Паскаль
§ 56. Вычисления

Программирование на языке Паскаль§ 56. Вычисления

Слайд 26 Типы данных
byte { целые 0..255 }
shortint

Типы данныхbyte  { целые 0..255 }shortint { целые -128..128 }word

{ целые -128..128 }
word { целые 0..65535

}
longint { целые –2147483648..2147483647 }
single { вещественная, 4 байта }
real { вещественная, 6 байта }
double { вещественная, 8 байтов }
extended { вещественная, 10 байтов }
boolean { логическая, 1 байт }
char { символ, 1 байт }
string { символьная строка }

Слайд 27 Арифметические выражения
a:= (c + b*5*3 - 1) /

Арифметические выраженияa:= (c + b*5*3 - 1) / 2 * d;Приоритет (старшинство):скобкиумножение и делениесложение и вычитание213456

2 * d;
Приоритет (старшинство):
скобки
умножение и деление
сложение и вычитание
2
1
3
4
5
6


Слайд 28 Деление, div, mod
Результат деления «/» – вещественное число:
a:=

Деление, div, modРезультат деления «/» – вещественное число:a:= 2 / 3;var

2 / 3;
var a: single;
0.6666…


div – деление нацело (остаток

отбрасывается)
mod – остаток от деления

var a, b, d: integer;
...
d := 85;
b := d div 10; { 8 }
a := d mod 10; { 5 }




Слайд 29 div и mod для отрицательных чисел
write(-7 div 2,

div и mod для отрицательных чиселwrite(-7 div 2, ',');write(-7 mod 2);-3-1-7

',');
write(-7 mod 2);
-3
-1
-7 = (-3)*2 + (-1)


-7 = (-4)*2

+ 1


остаток ≥ 0


Слайд 30 Вещественные числа
var x: double;
...
x:= 123.456;
Форматный вывод:
a:= 1;
write( a/3

Вещественные числаvar x: double;...x:= 123.456;Форматный вывод:a:= 1;write( a/3 );write( a/3:7:3 );3.333333E-0013,333333

);
write( a/3:7:3 );
3.333333E-001
3,333333 ⋅ 10-1 = 0,3333333
всего знаков
в дробной

части

Слайд 31 Стандартные функции
abs(x) — модуль
sqrt(x) — квадратный корень
sin(x) —

Стандартные функцииabs(x) — модульsqrt(x) — квадратный кореньsin(x) — синус угла, заданного

синус угла, заданного в радианах
cos(x) — косинус угла, заданного

в радианах
exp(x) — экспонента ех
ln(x) — натуральный логарифм
trunc(x)— отсечение дробной части
round(x)— округление до ближайшего целого

Слайд 32 Случайные числа
Случайно…
встретить друга на улице
разбить тарелку
найти 10 рублей
выиграть

Случайные числаСлучайно…встретить друга на улицеразбить тарелкунайти 10 рублейвыиграть в лотереюСлучайный выбор:жеребьевка

в лотерею
Случайный выбор:
жеребьевка на соревнованиях
выигравшие номера в лотерее
Как получить

случайность?

Слайд 33 Случайные числа на компьютере

Электронный генератор
нужно специальное устройство
нельзя воспроизвести

Случайные числа на компьютереЭлектронный генераторнужно специальное устройствонельзя воспроизвести результаты318458191041564321209938992481458191938992малый период (последовательность

результаты

318458191041
564321
209938992481
458191
938992
малый период (последовательность повторяется через 106 чисел)
Метод середины квадрата

(Дж. фон Нейман)

в квадрате

Псевдослучайные числа – обладают свойствами случайных чисел, но каждое следующее число вычисляется по заданной формуле.

зерно


Слайд 34 Линейный конгруэнтный генератор
X := (a*X+b) mod c |

Линейный конгруэнтный генераторX := (a*X+b) mod c | интервал от 0

интервал от 0 до c-1
X := (X+3) mod 10

| интервал от 0 до 9

X := 0

зерно

→ 3

→ 6

→ 9

→ 2

→ 5

→ 8

→ 0

зацикливание

8

→ 1

→ 4

→ 7

Компилятор GCC:
a = 1103515245
b = 12345
c = 231


Слайд 35 Генератор случайных чисел
Вещественные числа в интервале [0,1):
var

Генератор случайных чиселВещественные числа в интервале [0,1): var X, Y: double;...X:=

X, Y: double;
...
X:= random; { интервал от 0 до

1 (<1) }
Y:= random; { это уже другое число! }

англ. random – случайный

Целые числа в интервале [0,10):

var K, L: integer;
...
K:= random( 10 ) { интервал от 0 до 9 (<10) }
L:= random( 10 ) { это уже другое число! }


Слайд 36 Другой интервал
Вещественные числа:
var X, a, b: double;
...
X:=

Другой интервалВещественные числа: var X, a, b: double;...X:= random*10; { расширение

random*10; { расширение интервала: [0,10) }
X:= random*10 + 5;


{ расширение и сдвиг: [5,15) }
X:= random*(b-a) + a;
{ расширение и сдвиг: [a,b) }

var K, a, b: integer;
...
K:= random(10) + 5; { [5,14] }
X:= random(b-a+1) + a; { [a,b] }

Целые числа:


Слайд 37 Задачи
«A»: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти

Задачи«A»: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение

их сумму, произведение и среднее арифметическое.
Пример:
Введите три целых

числа:
5 7 8
5+7+8=20
5*7*8=280
(5+7+8)/3=6.667

«B»: Ввести с клавиатуры координаты двух точек (A и B) на плоскости (вещественные числа). Вычислить длину отрезка AB.
Пример:
Введите координаты точки A:
5.5 3.5
Введите координаты точки B:
1.5 2
Длина отрезка AB = 4.272


Слайд 38 Задачи
«C»: Получить случайное трехзначное число и вывести через

Задачи«C»: Получить случайное трехзначное число и вывести через запятую его отдельные

запятую его отдельные цифры.
Пример:
Получено число 123.
Его цифры 1,

2, 3.

Слайд 39 Программирование на языке Паскаль
§ 57. Ветвления

Программирование на языке Паскаль§ 57. Ветвления

Слайд 40 Условный оператор
Задача: изменить порядок действий в зависимости от

Условный операторЗадача: изменить порядок действий в зависимости от выполнения некоторого условия.полная форма ветвления

выполнения некоторого условия.

полная форма ветвления


Слайд 41 Условный оператор: полная форма
if a > b then

Условный оператор: полная формаif a > b then M:= a else


M:= a
else
M:= b;
if a

> b then begin
M:= a;
end
else begin
M:= b;
end;




Слайд 42 Условный оператор: неполная форма

неполная форма ветвления
M:= a;

Условный оператор: неполная форманеполная форма ветвленияM:= a; if b > M then M:= b;


if b > M then
M:= b;


Слайд 43 Условный оператор
if a < b then begin

Условный операторif a < b then begin с:= a;  a:= b; b:= c end;46?464ab321c

с:= a;
a:= b;
b:= c
end;
4
6
?
4
6
4
a
b
3
2
1
c


Слайд 44 Знаки отношений
>
=

Знаки отношений>=

Слайд 45 Вложенный условный оператор
if a > b then
writeln('Андрей

Вложенный условный операторif a > b then writeln('Андрей старше')elseif a =

старше')
else





if a = b then
writeln('Одного возраста')
else
writeln('Борис старше');
вложенный

условный оператор

Задача: в переменных a и b записаны возрасты Андрея и Бориса. Кто из них старше?


Слайд 46 Выделение структуры отступами
if a > b then write('А')

Выделение структуры отступамиif a > b then write('А') else if a

else if a = b then write('=') else write('Б');
if

a > b then
write('А')
else
if a = b then
write('=')
else write('Б');

Слайд 47 Задачи
«A»: Ввести три целых числа, найти максимальное из

Задачи«A»: Ввести три целых числа, найти максимальное из них. Пример:Введите три

них.
Пример:
Введите три целых числа:
1 5 4
Максимальное число 5
«B»:

Ввести пять целых чисел, найти максимальное из них.
Пример:
Введите пять целых чисел:
1 5 4 3 2
Максимальное число 5

Слайд 48 Задачи
«C»: Ввести последовательно возраст Антона, Бориса и Виктора.

Задачи«C»: Ввести последовательно возраст Антона, Бориса и Виктора. Определить, кто из

Определить, кто из них старше.
Пример:
Возраст Антона: 15
Возраст

Бориса: 17
Возраст Виктора: 16
Ответ: Борис старше всех.
Пример:
Возраст Антона: 17
Возраст Бориса: 17
Возраст Виктора: 16
Ответ: Антон и Борис старше Виктора.

Слайд 49 Сложные условия
Задача: набор сотрудников в возрасте 25-40 лет

Сложные условияЗадача: набор сотрудников в возрасте 25-40 лет (включительно). if

(включительно).
if

then
writeln('подходит')
else
writeln('не подходит');

and

or

not

Приоритет :
not
and
or, xor
отношения (<, >, <=, >=, =, <>)

xor

исключающее «ИЛИ»

(v >= 25) and (v <= 40)

сложное условие


Слайд 50 Задачи
«A»: Напишите программу, которая получает три числа и

Задачи«A»: Напишите программу, которая получает три числа и выводит количество одинаковых

выводит количество одинаковых чисел в этой цепочке.
Пример:
Введите три

числа:
5 5 5
Все числа одинаковые.
Пример:
Введите три числа:
5 7 5
Два числа одинаковые.
Пример:
Введите три числа:
5 7 8
Нет одинаковых чисел.

Слайд 51 Задачи
«B»: Напишите программу, которая получает номер месяца и

Задачи«B»: Напишите программу, которая получает номер месяца и выводит соответствующее ему

выводит соответствующее ему время года или сообщение об ошибке.


Пример:
Введите номер месяца:
5
Весна.
Пример:
Введите номер месяца:
15
Неверный номер месяца.

Слайд 52 Задачи
«C»: Напишите программу, которая получает возраст человека (целое

Задачи«C»: Напишите программу, которая получает возраст человека (целое число, не превышающее

число, не превышающее 120) и выводит этот возраст со

словом «год», «года» или «лет». Например, «21 год», «22 года», «25 лет».
Пример:
Введите возраст: 18
Вам 18 лет.
Пример:
Введите возраст: 21
Вам 21 год.
Пример:
Введите возраст: 22
Вам 22 года.

Слайд 53 Задачи
«A»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область.
«B»:

Задачи«A»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область. «B»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область.

Напишите условие, которое определяет заштрихованную область.


Слайд 54 Задачи
«C»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область.

Задачи«C»: Напишите условие, которое определяет заштрихованную область.

Слайд 55 Множественный выбор
if m = 1 then
write('январь');
if

Множественный выборif m = 1 then write('январь');if m = 2 then

m = 2 then
write('февраль');
...
if m = 12

then
write('декабрь');

case m of
1: write('январь');
2: write('февраль');
...
12: write('декабрь')
else write('ошибка')
end;


Слайд 56 Использование списков и диапазонов
case m of
2:

Использование списков и диапазоновcase m of 2: d:= 28; { невисокосный

d:= 28; { невисокосный год }
1,3,5,7,8,10,12: d:=

31
else d:= 30
end;

Число дней в месяце:

Социальный статус:

case v of
0..6: write('дошкольник');
7..17: write('школьник')
else write('взрослый')
end;


Слайд 57 Множественный выбор
var c: char;
...
case c of
'а':

Множественный выборvar c: char;...case c of 'а': begin  writeln('антилопа');

begin
writeln('антилопа');

writeln('Анапа');
end;
...
'я': begin
writeln('ягуар');
writeln('Якутск');
end
else writeln('ошибка')
end;

несколько операторов в блоке


Слайд 58 Программирование на языке Паскаль
§ 58. Циклические алгоритмы

Программирование на языке Паскаль§ 58. Циклические алгоритмы

Слайд 59 Что такое цикл?
Цикл – это многократное выполнение одинаковых

Что такое цикл?Цикл – это многократное выполнение одинаковых действий.Два вида циклов:цикл

действий.
Два вида циклов:
цикл с известным числом шагов (сделать 10

раз)
цикл с неизвестным числом шагов (делать, пока не надоест)

Задача. Вывести на экран 10 раз слово «Привет».


Слайд 60 Повторения в программе
writeln ('Привет');
writeln ('Привет');
writeln ('Привет');
...
writeln ('Привет');

Повторения в программеwriteln ('Привет');writeln ('Привет');writeln ('Привет');...writeln ('Привет');

Слайд 61 Блок-схема цикла

начало
конец
да
нет
тело цикла

Блок-схема цикланачалоконецданеттело цикла

Слайд 62 Как организовать цикл?
счётчик:= 0
пока счётчик < 10
writeln('привет');

Как организовать цикл?счётчик:= 0пока счётчик < 10 writeln('привет'); увеличить счётчик на

увеличить счётчик на 1
счётчик:= 10
пока счётчик > 0

writeln('привет');
уменьшить счётчик на 1


результат операции автоматически сравнивается с нулём!


Слайд 63 Цикл с условием
Задача. Определить количество цифр в десятичной

Цикл с условиемЗадача. Определить количество цифр в десятичной записи целого положительного

записи целого положительного числа, записанного в переменную n.
счётчик:= 0
пока

n > 0
отсечь последнюю цифру n
увеличить счётчик на 1

n:= n div 10

счётчик:= счётчик + 1






Слайд 64 Цикл с условием
count:= 0;
while do

Цикл с условиемcount:= 0;while  do beginend;n:= n div 10;count:= count

begin


end;
n:= n div 10;
count:= count + 1

тело цикла
начальное значение

счётчика

n > 0

условие продолжения

заголовок цикла


Слайд 65 Цикл с условием
k:= 0;
while k < 10 do

Цикл с условиемk:= 0;while k < 10 do begin writeln('привет'); k:=

begin
writeln('привет');
k:= k + 1
end;
При известном количестве шагов:
k:=

0;
while k < 10 do
writeln('привет');

Зацикливание:


Слайд 66 Сколько раз выполняется цикл?
a:= 4; b:= 6;
while a

Сколько раз выполняется цикл?a:= 4; b:= 6;while a < b do

< b do a:= a + 1;
2 раза
a =

6

a:= 4; b:= 6;
while a < b do a:= a + b;

1 раз
a = 10

a:= 4; b:= 6;
while a > b do a:= a + 1;

0 раз
a = 4

a:= 4; b:= 6;
while a < b do b:= a - b;

1 раз
b = -2

a:= 4; b:= 6;
while a < b do a:= a - 1;

зацикливание


Слайд 67 Цикл с постусловием
repeat


until ;
условие окончания
заголовок

Цикл с постусловиемrepeatuntil  ;условие окончаниязаголовок циклаwrite('Введите n > 0: ');read(n)n

цикла
write('Введите n > 0: ');
read(n)
n > 0
тело цикла
при входе

в цикл условие не проверяется
цикл всегда выполняется хотя бы один раз
в последней строке указывают условие окончания цикла, а не условие его продолжения

Слайд 68 Задачи
«A»: Напишите программу, которая получает два целых числа

Задачи«A»: Напишите программу, которая получает два целых числа A и B

A и B (0 < A < B) и

выводит квадраты всех натуральных чисел в интервале от A до B.
Пример:
Введите два целых числа:
10 12
10*10=100
11*11=121
12*12=144

«B»: Напишите программу, которая получает два целых числа и находит их произведение, не используя операцию умножения. Учтите, что числа могут быть отрицательными.
Пример:
Введите два числа:
10 -15
10*(-15)=-150


Слайд 69 Задачи
«C»: Ввести натуральное число N и вычислить сумму

Задачи«C»: Ввести натуральное число N и вычислить сумму всех чисел Фибоначчи,

всех чисел Фибоначчи, меньших N. Предусмотрите защиту от ввода

отрицательного числа N.
Пример:
Введите число N:
10000
Сумма 17710

Слайд 70 Задачи-2
«A»: Ввести натуральное число и найти сумму его

Задачи-2«A»: Ввести натуральное число и найти сумму его цифр. Пример:Введите натуральное

цифр.
Пример:
Введите натуральное число:
12345
Сумма цифр 15.
«B»: Ввести натуральное число

и определить, верно ли, что в его записи есть две одинаковые цифры, стоящие рядом.
Пример:
Введите натуральное число:
12342
Нет.
Пример:
Введите натуральное число:
12245
Да.

Слайд 71 Задачи-2
«C»: Ввести натуральное число и определить, верно ли,

Задачи-2«C»: Ввести натуральное число и определить, верно ли, что в его

что в его записи есть две одинаковые цифры (не

обязательно стоящие рядом).
Пример:
Введите натуральное число:
12342
Да.
Пример:
Введите натуральное число:
12345
Нет.

Слайд 72 Цикл с переменной
Задача. Вывести все степени двойки от

Цикл с переменнойЗадача. Вывести все степени двойки от 21 до 210. n:=

21 до 210.
 
n:= 2;
while   do
begin
writeln(n);

n:= n * 2;
 
end;

k:= 1;

k <= 10

k:= k + 1

n:= 2;
for do
begin
writeln(n);
n:= n * 2
end;

k:= 1 to 10


Слайд 73 Цикл с переменной: другой шаг
for k:= 10

Цикл с переменной: другой шагfor k:= 10   1 do 

1 do 
writeln(k*k);
downto
var k: integer;
целое
целое
шаг

«–1»


for i:= 1 to 10 do begin 
writeln(k*k);

end;

k:= 1;

k:= k + 2


Слайд 74 Сколько раз выполняется цикл?
a := 1;
for i:=1 to

Сколько раз выполняется цикл?a := 1;for i:=1 to 3 do a

3 do a := a+1;
a = 4
a := 1;
for

i:=3 to 1 do a := a+1;

a = 1

a := 1;
for i:=1 downto 3 do a := a+1;

a = 1

a := 1;
for i:=3 downto 1 do a := a+1;

a = 4


Слайд 75 Задачи
«A»: Найдите все пятизначные числа, которые при делении

Задачи«A»: Найдите все пятизначные числа, которые при делении на 133 дают

на 133 дают в остатке 125, а при делении

на 134 дают в остатке 111.

«B»: Натуральное число называется числом Армстронга, если сумма цифр числа, возведенных в N-ную степень (где N – количество цифр в числе) равна самому числу. Например, 153 = 13 + 53 + 33. Найдите все трёхзначные Армстронга.

Слайд 76 Задачи
«С»: Натуральное число называется автоморфным, если оно равно

Задачи«С»: Натуральное число называется автоморфным, если оно равно последним цифрам своего

последним цифрам своего квадрата. Например, 252 = 625. Напишите

программу, которая получает натуральное число N и выводит на экран все автоморфные числа, не превосходящие N.
Пример:
Введите N:
1000
1*1=1
5*5=25
6*6=36
25*25=625
76*76=5776

Слайд 77 Вложенные циклы
Задача. Вывести все простые числа в диапазоне от

Вложенные циклыЗадача. Вывести все простые числа в диапазоне от 2 до

2 до 1000.
для n от 2 до 1000

если число n простое то
writeln(n);

число n простое

нет делителей [2.. n-1]: проверка в цикле!


Слайд 78 Вложенные циклы
for n:= 2 to 1000 do begin

Вложенные циклыfor n:= 2 to 1000 do begin count:= 0; if


count:= 0;



if count = 0 then

writeln(n)
end;

for k:= 2 to n-1 do
if n mod k = 0 then
count:= count + 1;

вложенный цикл


Слайд 79 Вложенные циклы
for i:=1 to 4 do
for k:=1

Вложенные циклыfor i:=1 to 4 do for k:=1 to i do

to i do
writeln(i, ' ', k);
1 1
2

1
2 2
3 1
3 2
3 3
4 1
4 2
4 3
4 4

Слайд 80 Поиск простых чисел: как улучшить?

count:= 0;
k:= 2;
while

Поиск простых чисел: как улучшить?count:= 0;k:= 2;while   do begin

do begin
if n mod k

= 0 then
count:= count + 1;
k:= k + 1
end;

while k <= sqrt(n) do begin
...
end;


while (k*k <= n) and
do begin
...
end;

k*k <= n

(count = 0)


Слайд 81 Задачи
«A»: Напишите программу, которая получает натуральные числа A

Задачи«A»: Напишите программу, которая получает натуральные числа A и B (A

и B (A

интервале от A до B.
Пример:
Введите границы диапазона:
10 20
11 13 17 19
«B»: В магазине продается мастика в ящиках по 15 кг, 17 кг, 21 кг. Как купить ровно 185 кг мастики, не вскрывая ящики? Сколькими способами можно это сделать?

Слайд 82 Задачи
«C»: Ввести натуральное число N и вывести все

Задачи«C»: Ввести натуральное число N и вывести все натуральные числа, не

натуральные числа, не превосходящие N и делящиеся на каждую

из своих цифр.
Пример:
Введите N:
15
1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 15



Слайд 83 Программирование на языке Паскаль
§ 59. Процедуры

Программирование на языке Паскаль§ 59. Процедуры

Слайд 84 Зачем нужны процедуры?
writeln('Ошибка программы');
много раз!
program withProc;
var n: integer;




begin

Зачем нужны процедуры?writeln('Ошибка программы');много раз!program withProc;var n: integer;begin read(n); if n

read(n);
if n < 0 then Error;
...
end.
procedure

Error;
begin
writeln('Ошибка программы')
end;

вызов процедуры


Слайд 85 Что такое процедура?
Процедура – вспомогательный алгоритм, который выполняет

Что такое процедура?Процедура – вспомогательный алгоритм, который выполняет некоторые действия.текст (расшифровка)

некоторые действия.
текст (расшифровка) процедуры записывается до основной программы
в программе

может быть много процедур
чтобы процедура заработала, нужно вызвать её по имени из основной программы или из другой процедуры

Слайд 86 Процедура с параметрами
Задача. Вывести на экран запись целого

Процедура с параметрамиЗадача. Вывести на экран запись целого числа (0..255) в

числа (0..255) в 8-битном двоичном коде.
много раз!
Алгоритм:
178

101100102
7 6

5 4 3 2 1 0

1 0 1 1 0 0 1 02

разряды

n:=


n div 128


n mod 128

n1 div 64



Слайд 87 Процедура с параметрами
Задача. Вывести на экран запись целого

Процедура с параметрамиЗадача. Вывести на экран запись целого числа (0..255) в

числа (0..255) в 8-битном двоичном коде.
Алгоритм:
k:= 128;
while k

> 0 do begin
write(n div k);
n:= n mod k;
k:= k div 2
end;

178


10110010










Слайд 88 Процедура с параметрами
program binCode;










begin
printBin(99)
end.
procedure printBin(n: integer);
var k:

Процедура с параметрамиprogram binCode;begin printBin(99)end.procedure printBin(n: integer);var k: integer;begin k:= 128;

integer;
begin
k:= 128;
while k > 0 do begin

write(n div k);
n:= n mod k;
k:= k div 2
end
end;

Параметры – данные, изменяющие работу процедуры.


локальная переменная

значение параметра
(аргумент)


Слайд 89 Несколько параметров
procedure printSred(a: integer;

Несколько параметровprocedure printSred(a: integer;     b: integer);begin write((a+b)/2);end.procedure printSred(a, b: integer);begin write((a+b)/2);end.

b: integer);
begin
write((a+b)/2);
end.
procedure printSred(a,

b: integer);
begin
write((a+b)/2);
end.

Слайд 90 Задачи
«A»: Напишите процедуру, которая принимает параметр – натуральное

Задачи«A»: Напишите процедуру, которая принимает параметр – натуральное число N –

число N – и выводит на экран линию из

N символов '–'.
Пример:
Введите N:
10
----------
«B»: Напишите процедуру, которая выводит на экран в столбик все цифры переданного ей числа, начиная с первой.
Пример:
Введите натуральное число:
1234
1
2
3
4


Слайд 91 Задачи
«C»: Напишите процедуру, которая выводит на экран запись

Задачи«C»: Напишите процедуру, которая выводит на экран запись переданного ей числа

переданного ей числа в римской системе счисления.
Пример:
Введите натуральное

число:
2013
MMXIII

Слайд 92 Изменяемые параметры
Задача. Написать процедуру, которая меняет местами значения

Изменяемые параметрыЗадача. Написать процедуру, которая меняет местами значения двух переменных. program

двух переменных.
program Exchange;
var x, y: integer;






begin
x:= 2;

y:= 3;
Swap(x, y);
write(x, ' ', y)
end.

procedure Swap(a, b: integer);
var c: integer;
begin
c:= a; a:= b; b:= c;
end;

2 3

передача по значению


Слайд 93 Изменяемые параметры
procedure Swap( a, b: integer);
var

Изменяемые параметрыprocedure Swap(  a, b: integer);var c: integer;begin c:= a;

c: integer;
begin
c:= a; a:= b; b:= c;
end;
var
передача по

ссылке

переменные могут изменяться

var a, b: integer;
...
Swap(a, b); { правильно }
Swap(2, 3); { неправильно }
Swap(a, b+3); { неправильно }

Вызов:


Слайд 94 Задачи
«A»: Напишите процедуру, которая переставляет три переданные ей

Задачи«A»: Напишите процедуру, которая переставляет три переданные ей числа в порядке

числа в порядке возрастания.
Пример:
Введите три натуральных числа:
10 15

5
5 10 15
«B»: Напишите процедуру, которая сокращает дробь вида M/N. Числитель и знаменатель дроби передаются как изменяемые параметры.
Пример:
Введите числитель и знаменатель дроби:
25 15
После сокращения: 5/3


Слайд 95 Задачи
«C»: Напишите процедуру, которая вычисляет наибольший общий делитель

Задачи«C»: Напишите процедуру, которая вычисляет наибольший общий делитель и наименьшее общее

и наименьшее общее кратное двух натуральных чисел и возвращает

их через изменяемые параметры.
Пример:
Введите два натуральных числа:
10 15
НОД(10,15)=5
НОК(10,15)=30

Слайд 96 Программирование на языке Паскаль
§ 60. Функции

Программирование на языке Паскаль§ 60. Функции

Слайд 97 Что такое функция?
Функция – это вспомогательный алгоритм, который

Что такое функция?Функция – это вспомогательный алгоритм, который возвращает значение-результат (число,

возвращает значение-результат (число, символ или объект другого типа).
Задача. Написать

функцию, которая вычисляет сумму цифр числа.

Алгоритм:

сумма:= 0;
while n <> 0 do begin
сумма:= сумма + n mod 10;
n:= n div 10
end;


Слайд 98 Сумма цифр числа
program Sum;











begin
writeln(sumDigits(12345))
end.
function sumDigits(n: integer):

Сумма цифр числаprogram Sum;begin writeln(sumDigits(12345)) end.function sumDigits(n: integer):  ;var sum:

;
var sum: integer;
begin
sum:= 0;
while

n <> 0 do begin
sum:= sum + n mod 10;
n:= n div 10;
end;

end;

sumDigits:= sum

передача результата

integer

тип результата


Слайд 99 Использование функций
x:= 2*sumDigits(n+5);
z:= sumDigits(k) + sumDigits(m);
if sumDigits(n) mod

Использование функцийx:= 2*sumDigits(n+5);z:= sumDigits(k) + sumDigits(m);if sumDigits(n) mod 2 = 0

2 = 0 then begin
writeln('Сумма цифр чётная');
writeln('Она

равна ', sumDigits(n))
end;

Слайд 100 Задачи
«A»: Напишите функцию, которая находит наибольший общий делитель

Задачи«A»: Напишите функцию, которая находит наибольший общий делитель двух натуральных чисел.

двух натуральных чисел.
Пример:
Введите два натуральных числа:
7006652 112307574
НОД(7006652,112307574) =

1234.
«B»: Напишите функцию, которая определяет сумму цифр переданного ей числа.
Пример:
Введите натуральное число:
123
Сумма цифр числа 123 равна 6.


Слайд 101 Задачи
«C»: Напишите функцию, которая «переворачивает» число, то есть

Задачи«C»: Напишите функцию, которая «переворачивает» число, то есть возвращает число, в

возвращает число, в котором цифры стоят в обратном порядке.


Пример:
Введите натуральное число:
1234
После переворота: 4321.

Слайд 102 Логические функции
Задача. Найти все простые числа в диапазоне

Логические функцииЗадача. Найти все простые числа в диапазоне от 2 до

от 2 до 100.
program PrimeNum;
var i: integer;
begin
for

i:=2 to 100 do
if     then
writeln(i)
end.

i - простое

функция, возвращающая логическое значение (True/False)

isPrime(i)


Слайд 103 Функция: простое число или нет?
function isPrime(n: integer):

Функция: простое число или нет?function isPrime(n: integer):  ;var count, k:

;
var count, k: integer;
begin
count:= 0;
k:=

2;
while (k*k <= n) and (count = 0) do begin
if n mod k = 0 then
count:= count + 1;
k:= k + 1
end;

end;

boolean

логическое значение (True/False)

isPrime:= (count = 0)

if count = 0 then
isPrime:= True
else isPrime:= False


Слайд 104 Логические функции: использование
read(n);
while isPrime(n) do begin
writeln('простое

Логические функции: использованиеread(n);while isPrime(n) do begin writeln('простое число'); read(n)end;

число');
read(n)
end;


Слайд 105 Задачи
«A»: Напишите логическую функцию, которая определяет, является ли

Задачи«A»: Напишите логическую функцию, которая определяет, является ли переданное ей число

переданное ей число совершенным, то есть, равно ли оно

сумме своих делителей, меньших его самого.
Пример:
Введите натуральное число:
28
Число 28 совершенное.
Пример:
Введите натуральное число:
29
Число 29 не совершенное.

Слайд 106 Задачи
«B»: Напишите логическую функцию, которая определяет, являются ли

Задачи«B»: Напишите логическую функцию, которая определяет, являются ли два переданные ей

два переданные ей числа взаимно простыми, то есть, не

имеющими общих делителей, кроме 1.
Пример:
Введите два натуральных числа:
28 15
Числа 28 и 15 взаимно простые.
Пример:
Введите два натуральных числа:
28 16
Числа 28 и 16 не взаимно простые.

Слайд 107 Задачи
«С»: Простое число называется гиперпростым, если любое число,

Задачи«С»: Простое число называется гиперпростым, если любое число, получающееся из него

получающееся из него откидыванием нескольких цифр, тоже является простым.

Например, число 733 – гиперпростое, так как и оно само, и числа 73 и 7 – простые. Напишите логическую функцию, которая определяет, верно ли, что переданное ей число – гиперпростое. Используйте уже готовую функцию isPrime, которая приведена в учебнике.
Пример:
Введите натуральное число:
733
Число 733 гиперпростое.
Пример:
Введите натуральное число:
19
Число 19 не гиперпростое.

Слайд 108 Программирование на языке Паскаль
§ 61. Рекурсия

Программирование на языке Паскаль§ 61. Рекурсия

Слайд 109 Что такое рекурсия?
У попа была собака, он её

Что такое рекурсия?У попа была собака, он её любил, Она съела

любил, Она съела кусок мяса, он её убил, В землю закопал, Надпись

написал:
У попа была собака, он её любил, Она съела кусок мяса, он её убил, В землю закопал, Надпись написал:


Слайд 110 Что такое рекурсия?

Натуральные числа:
индуктивное определение
Рекурсия — это способ

Что такое рекурсия?Натуральные числа:индуктивное определениеРекурсия — это способ определения множества объектов

определения множества объектов через само это множество на основе

заданных простых базовых случаев.

Числа Фибоначчи:

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …


Слайд 111 Фракталы
Фракталы – геометрические фигуры, обладающие самоподобием.
Треугольник Серпинского:

ФракталыФракталы – геометрические фигуры, обладающие самоподобием. Треугольник Серпинского:

Слайд 112 Ханойские башни


за один раз переносится один диск
класть только

Ханойские башниза один раз переносится один дисккласть только меньший диск на

меньший диск на больший
третий стержень вспомогательный
перенести (n-1, 1, 2)
1

-> 3
перенести (n-1, 2, 3)

перенести (n, 1, 3)


Слайд 113 Ханойские башни – процедура
procedure Hanoi(n, k, m:

Ханойские башни – процедура procedure Hanoi(n, k, m: integer);var p: integer;begin

integer);
var p: integer;
begin
p := 6 - k –

m;
Hanoi(n-1, k, p);
writeln(k, ' -> ', m);
Hanoi(n-1, p, m)
end;

номер вспомогательного стержня (1+2+3=6!)

сколько

откуда

куда

рекурсия

рекурсия


Слайд 114 Ханойские башни – процедура
Рекурсивная процедура (функция) —

Ханойские башни – процедура Рекурсивная процедура (функция) — это процедура (функция),

это процедура (функция), которая вызывает сама себя напрямую или

через другие процедуры и функции.

procedure Hanoi(n, k, m: integer);
var p: integer;
begin

p := 6 - k – m;
Hanoi(n-1, k, p);
writeln(k, ' -> ', m);
Hanoi(n-1, p, m)
end;

if n = 0 then exit;

условие выхода из рекурсии

program HanoiTower;
...
begin
Hanoi(4, 1, 3)
end.



Слайд 115 Вывод двоичного кода числа
procedure printBin(n: integer);
begin
if n

Вывод двоичного кода числаprocedure printBin(n: integer);begin if n = 0 then

= 0 then exit;
printBin ( n div 2

);
write( n mod 2 )
end;

условие выхода из рекурсии

напечатать все цифры, кроме последней

вывести последнюю цифру

10011

printBin( 19 )

printBin( 9 )

printBin( 4 )

printBin( 2 )

printBin( 1 )

printBin( 0 )












Слайд 116 Вычисление суммы цифр числа
function sumDig(n: integer): integer;
var sum:

Вычисление суммы цифр числаfunction sumDig(n: integer): integer;var sum: integer;нач sum:= n

integer;
нач
sum:= n mod 10;
if n >= 10

then
sum:= sum + sumDig( n div 10 );
sumDig:= sum
end;

рекурсивный вызов

последняя цифра

sumDig( 1234 )

4 + sumDig( 123 )

4 + 3 + sumDig( 12 )

4 + 3 + 2 + sumDig( 1 )

4 + 3 + 2 + 1






Слайд 117 Алгоритм Евклида
Алгоритм Евклида. Чтобы найти НОД двух натуральных

Алгоритм ЕвклидаАлгоритм Евклида. Чтобы найти НОД двух натуральных чисел, нужно вычитать

чисел, нужно вычитать из большего числа меньшее до тех

пор, пока меньшее не станет равно нулю. Тогда второе число и есть НОД исходных чисел.

function NOD(a, b: integer): integer;
begin
if (a = 0) or (b = 0) then begin

exit
end;
if a > b then
NOD:= NOD(a - b, b)
else NOD:= NOD(a, b - a)
end;

NOD:= a + b;

рекурсивные вызовы

условие окончания рекурсии


Слайд 118 Задачи
«A»: Напишите рекурсивную функцию, которая вычисляет НОД двух

Задачи«A»: Напишите рекурсивную функцию, которая вычисляет НОД двух натуральных чисел, используя

натуральных чисел, используя модифицированный алгоритм Евклида.
Пример:
Введите два натуральных

числа:
7006652 112307574
НОД(7006652,112307574)=1234.
«B»: Напишите рекурсивную функцию, которая раскладывает число на простые сомножители.
Пример:
Введите натуральное число:
378
378 = 2*3*3*3*7


Слайд 119 Задачи
«C»: Дано натуральное число N. Требуется получить и

Задачи«C»: Дано натуральное число N. Требуется получить и вывести на экран

вывести на экран количество всех возможных различных способов представления

этого числа в виде суммы натуральных чисел (то есть, 1 + 2 и 2 + 1 – это один и тот же способ разложения числа 3). Решите задачу с помощью рекурсивной процедуры.
Пример:
Введите натуральное число:
4
Количество разложений: 4.

Слайд 120 Как работает рекурсия?
function Fact(N: integer): integer;
begin
writeln('-> N

Как работает рекурсия?function Fact(N: integer): integer;begin writeln('-> N = ', N);

= ', N);
if N

Fact:= 1
else Fact:= N * Fact(N-1);
writeln('<- N = ', N)
end;

-> N = 3
-> N = 2
-> N = 1
<- N = 1
<- N = 2
<- N = 3

Факториал:


Слайд 121 Стек
Стек – область памяти, в которой хранятся локальные

СтекСтек – область памяти, в которой хранятся локальные переменные и адреса возврата.Fact(3)Fact(2)Fact(1)значение параметраадрес возвраталокальная переменная

переменные и адреса возврата.
Fact(3)
Fact(2)
Fact(1)
значение параметра
адрес возврата
локальная переменная


Слайд 122 Рекурсия – «за» и «против»
с каждым новым вызовом

Рекурсия – «за» и «против»с каждым новым вызовом расходуется память в

расходуется память в стеке (возможно переполнение стека)
затраты на выполнение

служебных операций при рекурсивном вызове

программа становится более короткой и понятной

возможно переполнение стека
замедление работы

function Fact(N: integer): integer;
var i, F: integer;
begin
F:= 1;
for i:= 1 to N do
F:= F * i;
Fact:= F
end;

итерационный алгоритм


Слайд 123 Конец фильма
ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич
д.т.н., учитель информатики
ГБОУ СОШ №

Конец фильмаПОЛЯКОВ Константин Юрьевичд.т.н., учитель информатикиГБОУ СОШ № 163, г. Санкт-Петербургkpolyakov@mail.ru

163, г. Санкт-Петербург
kpolyakov@mail.ru
ЕРЕМИН Евгений Александрович
к.ф.-м.н., доцент кафедры мультимедийной

дидактики и ИТО ПГГПУ, г. Пермь
eremin@pspu.ac.ru

  • Имя файла: programmirovanie-na-yazyke-paskal.pptx
  • Количество просмотров: 93
  • Количество скачиваний: 0