Слайд 2
Процессор выполняет следующие функции:
вычисление адресов команд и операндов;
выборку
и дешифрацию команд из основной памяти (ОП);
выборку данных из
ОП, регистров процессорной памяти и регистров адаптеров внешних устройств (ВУ);
Слайд 3
прием и обработку запросов и команд от адаптеров
на обслуживание ВУ;
обработку данных и их запись в ОП,
регистры процессорной памяти и регистры адаптеров ВУ;
выработку управляющих сигналов для всех прочих узлов и блоков ЭВМ;
переход к следующей команде.
Слайд 4
Общая стратегия создания высокопроизводительных процессоров направлена на обеспечение
параллельной работы как можно большего количества различных функциональных устройств.
Слайд 5
Суперскалярное функционирование:
из памяти выбираются и одновременно выполняются несколько
команд.
Принцип конвейеров
Слайд 7
Система команд - перечень, вид и тип команд,
автоматически исполняемых процессором.
Перечень и вид команд определяют непосредственно
те процедуры, которые могут выполняться над данными в процессоре, и те категории данных, над которыми применимы эти процедуры.
Слайд 8
От типа команд зависит классификационная группа процессора:
CISC
(Complex Instruction Set Command) с полным набором системы команд;
RISC (Reduced Instruction Set Command) с усеченным набором системы команд;
Слайд 9
VLIW (Very Length Instruction Word) со сверхбольшим командным
словом;
MISC (Minimum Instruction Set Command) с минимальным набором системы
команд и весьма высоким быстродействием
Слайд 10
Независимо от количества и набора системе, команды можно
разделить на следующие группы:
Операции пересылки - перемещение содержания машинного
слова в следующих разновидностях: регистр-регистр, регистр-память, ОП-регистр, ОП-ОП. Каждой из модификаций обычно соответствует уникальный код команды (КОП).
Слайд 11
Операции арифметики с фиксированной точкой (+, -, *,
/ , % и пр.). Модификации команды возможны те
же.
Операции арифметики с плавающей точкой.
Слайд 12
Операции сравнения содержания машинных слов (в зависимости от
результата - >,
в один из регистров).
Операции условного и безусловного перехода (условный переход обычно кооперируется с операцией сравнения).
Слайд 13
Побитовые операции с парой машинных слов – операции
Операции
индексной арифметики - изменения содержания индексных регистров (в некоторых
системах - ячеек ОП), используются для обращения к последовательным элементам массива.
Слайд 14
Операции прерывания - переход к зарезервированной выделенной заранее
области памяти для обработки сбойных, аварийных, и других ситуаций.
Операции
обращения к внешнему устройству - поиск блока на магнитной ленте или диске, считывание блока, запись блока на носитель и пр.
Слайд 15
Типичная компьютерная задача состоит из цепочки шагов, определяемых
последовательностью машинных команд программы.
Каждая команда разбивается процессором на
ряд элементарных машинных операций.
Слайд 16
Для выполнения программы процессор по одной выбирает команды
из памяти и выполняет определяемые ими действия.
Команды выбираются
из последовательных адресов памяти, пока не встретится команда перехода или ветвления.
Слайд 17
Процесс выполнения команды — это не что иное,
за малым исключением, как реализация в определенной последовательности одной
или нескольких из перечисленных ниже операций:
Слайд 18
пересылка слова данных из одного регистра процессора в
другой регистр или в АЛУ;
выполнение арифметической или логической операции
и сохранение результата в регистре процессора;
Слайд 19
выборка содержимого заданного адреса памяти и загрузка его
в регистр процессора;
сохранение слова данных из регистра процессора, по
заданному адресу основной памяти.
Слайд 20
Регистр
Когда операнды переносятся в процессор, они сохраняются в
высокоскоростных элементах памяти, называемых регистрами.
может хранить одно слово данных
время
доступа к регистрам процессора даже меньше времени доступа к самой быстрой кэш-памяти.
Слайд 21
Слово – не есть разрядность процессора.
Под словом понимается
информация длиной в 2 байта, или 16 двоичных разрядов.
Слайд 22
Управляющее и арифметико-логическое устройства работают во много раз
быстрее, чем все остальные устройства, подключенные к компьютерной системе.
Слайд 23
Быстродействие позволяет одному процессору контролировать множество внешних устройств,
таких как клавиатуры, дисплеи, магнитные и оптические диски, сенсоры
и механические управляющие устройства.
Слайд 24
Устройства памяти, арифметики и логики, ввода и вывода
хранят и обрабатывают информацию, а также выполняют операции ввода
и вывода.
Работу таких устройств нужно как-то координировать.
Именно этим и занимается блок управления.
Слайд 25
Управление операциями ввода-вывода осуществляется командами программ, в которых
идентифицируются соответствующие устройства ввода-вывода и пересылаемые данные.
Слайд 26
Однако реальные синхронизирующие сигналы (timing signals), управляющие пересылкой,
генерируются управляющими схемами.
Синхронизирующие сигналы — это сигналы, определяющие,
когда должно быть выполнено данное действие.
Слайд 27
Кроме того, посредством синхронизирующих сигналов, генерируемых блоком управления,
осуществляется передача данных между процессором и памятью.
Блок управления
можно представить себе как отдельное устройство, взаимодействующее с другими частями машины.
Слайд 28
Большая часть управляющих схем физически распределена по разным
местам компьютера.
В целом, функционирование компьютера можно описать следующим образом.
Компьютер
с помощью блока ввода принимает информацию в виде программ и данных и записывает ее в память.
Слайд 29
Хранящаяся в памяти информация под управлением программы пересылается
в арифметико-логическое устройство для дальнейшей обработки.
Данные, полученные в результате
обработки информации, направляются на устройства вывода.
За все действия, производимые внутри машины, отвечает блок управления.
Слайд 31
регистре команды (Instruction Register, IR) содержится код
выполняемой в данный момент команды.
Ее результат доступен управляющим
схемам, которые генерируют сигналы для управления различными элементами, участвующими в выполнении команды.
Слайд 32
Счетчик команд (Program Counter, PC), служит для контроля
за ходом выполнения программы.
В нем содержится адрес следующей
команды, подлежащей выборке и выполнению.
Слайд 33
Регистр адреса (Memory Address Register, MAR)
В регистре MAR
содержится адрес, по которому производится обращение к памяти