Слайд 2
КЛАССИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО СЮЖЕТА
Тема 1
Слайд 3
Классическая композиция информационного сюжета
Часть 1. Что произошло? (рассказываем
о самом событии, новости)
Часть 2. Почему это произошло? (зачем
это делается? почему это важно?)
Часть 3. Что будет дальше? (как будут развиваться события)
Слайд 4
Классическая композиция информационного сюжета
В каких случаях используется наиболее
часто:
однотипная картинка (например, съемки во время семинара);
ограничен хронометраж сюжета;
мало
времени на съемку события;
официальный характер сообщения.
Слайд 5
Классическая композиция информационного сюжета
В рассказе о событии (часть
1) наиболее важно подчеркнуть:
событие происходит впервые;
событие уникально;
событие необычно;
событие окажет
влияние на большое количество людей.
Слайд 6
ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ
Тема 2
Практикум
Слайд 7
Требования к закадровому тексту
Четкая привязка к картинке:
Закадровый
текст поясняет картинку и дает дополнительную информацию.
НЕ ГОВОРИМ О
ТОМ, О ЧЁМ У НАС НЕТ КАРТИНКИ !!!
В закадровом тексте не нужно называть то, что зритель и так видит
Слайд 8
Требования к закадровому тексту
Вместе с синхронами образует единый
текст сюжета
Не должно быть несогласованности предложений на стыках
закадрового текста с интервью, стендапом, лайфом
Уточняет важные моменты, которые не совсем четко сказаны в синхронах
Содержит логические «мостики» – переходы от одного смыслового куска к другому. Текст не должен быть «рваным».
Слайд 9
Требования к закадровому тексту
Легко читается, с первого раза
воспринимается на слух
Простые, короткие предложения
Избегать общих слов –
зритель не должен гадать, о чем идет речь. Говорим конкретно!
Стараться не использовать прилагательных, страдательного залога, шипящих слогов (без «вшей»!).
Не использовать канцелярских оборотов – максимальное приближение к разговорной речи.
Слайд 11
С чего начать?
Определяем основную идею сюжета:
Одним предложением записываем
идею, которую мы хотим донести до зрителей. Это –
главная мысль сюжета.
Само по себе мероприятие не является идеей сюжета – идею нужно искать внутри. Она должна отражать смысл того, что происходит.
Например: вместо «сюжет о морском фестивале» – «школьники сами построили лодку и поплывут на ней в кругосветное путешествие».
Определение основной идеи позволит нам набрать нужный материал и отсечь «посторонние темы»
Слайд 12
С чего начать?
Проверяем идею сюжета на соответствие критериям
хорошей истории:
История необычна;
История «касается каждого»;
В истории есть конфликт;
В истории
есть человеческие отношения – любовь, предательство, самопожертвование («вечные ценности»);
Есть герой с неординарными поступками, особенной судьбой, собственным взглядом на жизнь.
Слайд 13
КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕСЮЖЕТА: ШАБЛОНЫ
Тема 4
Слайд 14
Композиция телесюжета: шаблон «Конфликт»
Часть 1. Жертвы конфликта (кто
и как пострадал).
Часть 2. Кто виноват? (позиции конфликтующих сторон,
столкновение их мнений о причинах ситуации).
Часть 3. Что дальше? (вернется ли ситуация в нормальное русло, когда и как это произойдет).
Слайд 15
Композиция телесюжета: шаблон «Конфликт»
Обратить внимание:
Журналист не должен открыто
вставать на чью-то сторону и давать оценки от своего
имени. Его задача – представить столкновение позиций и показать реальную ситуацию. Выводы делает сам зритель.
Мнения конфликтующих сторон должны быть представлены точно. Обязательны эмоционально окрашенные синхроны!
Слайд 16
Композиция телесюжета: шаблон «Конфликт»
Обратить внимание:
В сюжете нужно показать
развитие конфликта. С чего всё начиналось? Как развивались события
дальше?
Должны быть «переломные точки» - неожиданные повороты. Это новые факты, мнения, события, после которых зритель видит конфликт по-другому и изменяет своё отношение к происходящему.
Слайд 17
Композиция телесюжета: шаблон «Личная история»
Часть 1. Герой сюжета
в необычных жизненных обстоятельствах (как какие-то события изменили обычную
жизнь конкретного человека).
Часть 2. Почему возникла такая ситуация? (кого затронули эти события, почему они произошли и как они будут развиваться; пояснения людей, от которых зависит исход дела).
Часть 3. Что герой намерен делать дальше?
Слайд 18
Композиция телесюжета: шаблон «Личная история»
Обратить внимание:
На примере личной
истории мы рассказываем о ситуации, которая касается большого количества
людей;
Нужно показать героя в действии – он должен не просто давать интервью, но и выполнять какие-то действия, которые показывают его жизнь в необычных обстоятельствах
Слайд 19
Композиция телесюжета: шаблон «Личная история»
Как выбрать героя:
Герой должен
быть активно включен в события: эмоционально реагирует на возникшую
ситуацию, внятно высказывает свою позицию.
Жизнь героя наиболее сильно изменилась под влиянием новых обстоятельств. Например:
Творческий конкурс: героем будет обладатель призового места;
В доме протекла крыша: героем будет одинокая бабушка, у которой затопило всю квартиру.
Слайд 20
Композиция телесюжета: шаблон «Наглядный пример»
Часть 1. Рассказываем о
конкретном случае, который является проявлением какой-либо существующей проблемы.
Часть 2.
Рассказываем о самой проблеме и путях её решения (как правило, с привлечением экспертов).