Слайд 2
Передаваемая информация может поступать от источника к приемнику
с помощью условных знаков или сигналов, то есть в
закодированном виде.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, т.е. требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это формирование представления информации с помощью некоторого кода.
Слайд 3
Наскальные рисунки древних людей
Слайд 4
Язык жестов
Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу
руки.
Одобрение или неодобрение
Поднятая вверх рука – просьба человека обратить
на него внимание, ответить на вопрос.
Слайд 5
Другие примеры:
1. Дорожные знаки
2.Свой код из шести
цифр –
почтовый индекс – имеет
каждый населенный пункт.
Слайд 6
3. Код используется для оценки знаний в школе
Число
«5» - код отличных знаний;
«4» - код хороших знаний,
«3»
- удовлетворительных,
«2» - плохих.
Слайд 7
4. С помощью нотных знаков записывается – кодируется
любое музыкальное произведение.
5. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно
с вами поговорить.
Слайд 8
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль
придумал специальный способ представления информации, или код для слепых.
Буквы
этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги.Одна буква занимает два столбика, в каждой из которых могут быть выдавлены три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди различают буквы и могут читать.
А
Б
Слайд 9
В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде
в виде цепочек нулей и единиц.
Так, каждому символу, вводимому
с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1.
Пример №1:
«7» - 00110111
Пример №2:
Слово «луна» -
11001011
11010011
11001101
11000000
Слайд 11
Простейшую кодовую таблицу можно составить, если поставить в
соответствие каждой букве алфавита её порядковый номер:
Тогда скороговорка
ОТ ТОПОТА
КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ
в закодированном виде будет выглядеть так:
16 20 20 16 17 16 20 1 12 16 17 29 20 17 29 13 30
17 16 17 16 13 32 13 6 20 10 20
Слайд 12
Можно закодировать информацию, заменяя каждую букву исходного текста,
например, следующей после нее буквой в алфавите. Такой код
называют шифром замены.
В этом случае исходное сообщение:
АЛ ЦВЕТ МИЛ НА ВЕСЬ СВЕТ
примет вид:
БМ ЧГЁУ НКМ ОБ ГЁТЭ ТГЁУ
Слайд 13
Сэмюэль Морз , 19 век
Длинный сигнал (тире)
Короткий сигнал
(точка)
Отсутствие сигнала (пауза)
Слайд 15
Ребусы
Винчестер
Включение
Компьютер
Дедукция
Слайд 16
Задание:
Закодируйте свое имя в
двоичном коде,
алфавитном
коде,
кодом замены и с
помощью азбуки Морзе.
Слайд 17
Формы представления информации
Выбор способа кодирования зависит от цели,
ради которой оно осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации:
графический;
числовой;
символьный
Чтобы
декодировать закодированное сообщение, необходимо знать код.
Слайд 18
Рисунки, схемы, чертежи, графики – графические формы представления
информации.
Метод координат – это один из удобных способов представления
графической информации с помощью чисел.
Слайд 19
Метод координат используется в игре «Морской бой».
Вот ее
правила:
В игре участвуют двое. Каждый игрок на листе бумаги
в клетку чертит два квадрата размером 10Х10 клеток. Слева клетки квадратов помечаются цифрами, снизу – буквами.
В одном из квадратов каждый игрок размещает в тайне от противника, свои корабли: 1 четырехпалубный, 2 трехпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Корабли не должны соприкасаться ни по стороне, ни по углу. Другой квадрат остается чистым для кораблей противника, местонахождение которых нужно угадать.
Подготовив листы, игроки начинают активно обмениваться «залпами»: Б1, А4 и т.д.
Слайд 20
Задания для самостоятельной работы:
№1. Мальчик заменил каждую букву
своего имени ее номером в алфавите. Получилось 18 21
19 13 1 15. Как зовут мальчика?
№2. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:
А) жуцёг льл, г ргмжиыя – дзузёл;
Б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Слайд 21
№3. На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки
со следующими координатами:
1(2,6), 2(6,6), 3(11,7), 4(11,4), 5(6,2), 7(4,9), 8(9,9),
9(3,2),
10 (3,4), 11(5,4), 12(5,2).
Соедините точки: 1-2-3-4-5-6-1-7-8-3.
7-2-5.
9-10-11-12.
После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.