Слайд 2
Блез Паскаль (1623 - 1662)
Французский математик, физик, философ,
писатель. Родился в семье юриста, занимающегося математикой. Рано проявил
математические способности. Имеет трактат «Опыт о конических сечениях. Сконструировал суммирующую машину. Имеет работы по теории чисел, арифметике, теории вероятностей. Нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости чисел. Имеет трактат об «Арифметическом треугольнике». Установил принцип действия жидкостей и газов. Написал «Письма к провинциалу»- шедевр французской сатирической прозы.
Слайд 3
Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в
честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и
разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Слайд 4
Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:
1. Прост
для обучения.
2. Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой
форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
3. Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
4. Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
5. Надежность разрабатываемых программ.
Слайд 5
Турбо Паскаль
Турбо Паскаль - это система программирования, созданная
для повышения качества и скорости разработки программ (80-е гг.).
Слово Турбо в названии системы программирования - это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International (США).
Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration - объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, т.к. она включает в себя редактор, компилятор, отладчик, имеет сервисные возможности.
Слайд 6
Отступление…
Программа
компьютер
Перевод программы на язык, понятный ЭВМ
Перевод программы
на язык, понятный ЭВМ называется трансляцией.
трансляция
интерпретация
компиляция
Слайд 7
Познакомимся с основными понятиями языка.
Алгоритм - четкая последовательность
действий, необходимая для решения задачи.
Программа - алгоритм, записанный
на языке программирования.
Алфавит языка - набор элементарных символов, используемый для составления программ.
Слайд 8
Алфавит содержит:
52 буквы латинского алфавита (строчные и заглавные);
арабские
цифры (0-9);
специальные символы:
знаки математических действий (+ - * /
),
знаки пунктуации (. : , ; " ` ),
скобки ( [ ] ( ) { } ),
знак пробела,
знаки отношений (< > =)
Слайд 9
Запуск интегрированной среды программирования.
Окно - это область экрана,
которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и
открывать.
Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.
Активное окно - это окно с которым вы в настоящий момент работаете.
Слайд 10
Общие горячие клавиши:
F1 - выводит окно подсказки;
F2 - сохраняет файл активного окна;
F3 - появление
диалогового окна и возможность открыть файл;
F4 - запускает программу до строки, на которой стоит курсор;
F5 - масштабирует диалоговое окно;
F6 - переходит к следующему открытому окну;
F7 - запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;
F8 - запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;
F9 - компилирование программы в текущем окне;
F10 - возвращение в меню.
Слайд 11
Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:
1. Блок
типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских
букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.
Слайд 12
2. Программный блок, состоящий в общем случае из
7 разделов:
раздел описания модулей (uses);
раздел описания меток (label);
раздел описания констант (const);
раздел описания типов данных (type);
раздел описания переменных (var);
раздел описания процедур и функций;
раздел описания операторов.
Слайд 13
Общая структура программы на языке Паскаль следующая:
Рrogram ИМЯ..;
{заголовок программы}
Uses ...; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления
переменных}
...
Begin {начало исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}
Слайд 14
Пример программы
Выведем на экран приветствие: «Добрый день»
Program prim1;
Begin
Writeln(‘Добрый
день’);
End.
Слайд 15
Program Summa2;
{Задача. Вычислить сумму двух чисел
и вывести на экран.
Решение. Иванов Петр, 10 А
класс.}
Var
number1, {переменная для хранения первого числа}
number2, {переменная для хранения второго числа}
rezult {переменная для хранения результата вычисления}
: integer;
Begin {признак начала программы}
number1 := 3; {присваиваем переменной number1 значение 3}
number2 := 4; {присваиваем переменной number2 значение 4}
{складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult }
rezult := number1 + number2;
Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран}
End. {признак конца программы}
Слайд 16
1) Найдите в этой программе заголовок, раздел описания
переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы,
комментарий.
2) Что обозначает строчка
number1, number2, rezult : integer;
3) Как вы понимаете запись:
number1 := 3;
4) Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора
rezult := number1 + number2;
5) Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием?
6) Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему?
7) Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу.
Слайд 17
Оператор присваивания. Арифметические выражения
Общая форма записи оператора:
имя величины
:= выражение
Например, V:=A; или V:=A+1;
Если в процессе выполнения программы
встречается пере присваивание (т.е. та же самая переменная принимает другое значение), то старое значение переменной стирается, на свободное место записывается новое значение. Команда присваивания позволяет лучше понять смысл слова переменная (т.е. меняющая своё значение по ходу программы).
Выражение может быть арифметическим, логическим или литерным. Важно, чтобы тип величины был согласован с видом выражения.
Слайд 18
НАЗВАНИЕ ОПЕРАЦИИ ФОРМА ЗАПИСИ
сложение x + y
вычитание x - y
умножение x * y
деление
x / y
нельзя опускать знаки операций, например писать 5b. Для записи произведения чисел 5 и b надо писать 5*b;
аргументы функций (sin, cos и др.) как и аргументы вспомогательных алгоритмов, записываются в круглых скобках, например sin(x), cos(4*x).
Слайд 19
Порядок выполнения операций
Порядок выполнения операций при вычислении арифметических
выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам.
вычисляет значение всех алгоритмов-функций и стандартных функций;
выполняет справа налево все операции возведения в степень;
выполняет слева направо все операции умножения и деления;
выполняет слева направо все операции сложения и вычитания.
Слайд 20
Операторы вывода
WRITE(A1, A2,…An) – выводит последовательно значения переменных
A1, A2,…An (переход на следующую строку не происходит)
WRITELN(A1, A2,…An)
-выводит последовательно значения переменных A1, A2,…An (переход на следующую строку происходит)
WRITELN – ОСУЩЕСТВЛЯЕТ переход на следующую строку
Слайд 21
Типы данных.
Для временного хранения
информации в операторах памяти машины в языке Паскаль используются
константы и переменные. Они могут быть различных типов:
целых чисел (см. ниже);
действительных чисел (real);
символьный тип (char);
строковый (string);
логический (boolean);
сложные (комбинированный (record), множественный (set) и другие).
Слайд 22
Целые типы:
Название Длина в байтах Диапазон значений
Byte
1
0 ... 255
ShortInt 1 -128 ... 127
Word 2 0 ... 65535
Integer 2 -32768 ... 32767
LongInt 4 -2147483648 ... 2147483647
Слайд 23
Над целыми типами определены такие операции:
1. "+" -
сложение;
2. " * " - умножение;
3. " - "
вычитание;
4. div - целочисленное деление;
5. mod - получение остатка от целочисленного деления.
Слайд 24
Вещественные типы:
ЧИСЛА типа Real, которые занимают 6 байт,
имеют диапазон возможных значений модуля от 2.9Е-39 до 1.7Е+38
и точность представления данных - 11...12 значащих цифр
4E -4
0.62E+5
-10.88E12
программа
Слайд 25
Program TipDann;
Uses
Crt
Var
Chislo1 : Integer;
Chislo2 :
Real;
Simvol : Char;
Stroka : String;
Logika :
Boolean;
Begin
ClrScr;
Chislo1:=12;
Chislo2:=Chislo1*2;
Chislo2:=Chislo2/5;
Simvol:=‘d’;
Stroka:=‘Строчка’;
Logika:= Chislo1> Chislo2;
WriteLn (‘Вывод значений:’);
WriteLn (‘Значение переменной Chislo1 : ’,Chislo1);
WriteLn (‘Значение переменной Chislo2 : ’,Chislo2:5:2);
WriteLn (‘Значение переменной Simvol : ’,Simvol);
WriteLn (‘Значение переменной Stroka : ’,Stroka);
WriteLn (‘Значение переменной Logika : ’,Logika);
End.
Слайд 26
Задача
Вычислить периметр прямоугольника со сторонами А и В.
Решение:
Обозначим
периметр буквой Р, тогда Р=(А+В)*2
Составим программу при