Слайд 2
Цели:
1.Познакомить учащихся с основными направлениями культуры и искусства
в первой половине XX века;
2.Познакомиться с основными достижениями культуры
первой половины XX века;
3.Развивать умение анализировать информацию, уметь излагать свои мысли, высказываться.
Слайд 3
На рубеже 19-20 вв. открытие элементарных частиц и
проникновение в тайны
материи назвали революцией в естествознании, поскольку они
привели к пересмотру прежних представлений о материи и в целом мироздании .
За первую треть 20 века учёные проникли в тайну строения атома (были открыты
электрон, протон, позитрон, нейтрон) и к концу 1930-х гг подошли к практическому
освоению атомной энергии.
Слайд 4
Альберт Эйнштейн
Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской
премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893,
1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).
Слайд 5
Научная картина мира — система представлений человека о свойствах и закономерностях действительности (реально
существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.
Индетерминизм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — философское воззрение и методологическая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм
Слайд 6
Уайтхед Альфред Норт
Британский математик, логик, философ, который вместе с Бертраном Расселом написал фундаментальный
труд «Principia Mathematica» (1910—13), составивший основу логицизма и теории типов. После Первой
мировой войны преподавал в Гарвардском университете, разработал собственное платоническое учение с элементами бергсонианства («философия процесса»).
Слайд 7
Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму,
увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их
«самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад, а также Эпиктета, Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте.
Артур Шопенгауэр
Слайд 8
Фридрих Вильгельм Ницше
Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит
подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение,
выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества
Слайд 9
Иррациональное –(от латинского irrationalis –недоступный разуму) - находящееся
за пределами разума, несоизмеримое с рациональным мышлением или противоречащее
ему.
Иррациональность — недоступность рассудку — то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумное ».
Слайд 10
Зигмунд Фрейд
Наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал
значительное влияние на психологию , медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века. Воззрения Фрейда
на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс и критику в научном сообществе. Интерес к теориям учёного не угасает и в наши дни
Слайд 11
Анри Бергсон
Всемирно известный французский философ XX века, представитель интуитивизма и философии
жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по
литературе 1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».
Слайд 12
Макс Вебер
Немецкий инженер.
Сын композитора Карла фон Вебера, образование получил
в Дрезденском политехникуме, работал при многих железных дорогах, в 1850—1875 г. занимал
высокий пост в железнодорожном управлении Саксонии и Австрии.
Слайд 13
Модерн - художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в
последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой
мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Слайд 14
Модернизм - это направление в искусстве, характеризующееся уходом
от предшествующего исторического опыта художественного творчества вплоть до полного
его отрицания. Появился модернизм в конце 19-го века, а его расцвет пришелся на начало века 20-го. Развитие модернизма сопровождалось значительными переменами в литературе, изобразительном искусстве и архитектуре. Культура и искусство не всегда поддаются спонтанным изменениям, но необходимость модернизма как средства перемен в начале 20-го века уже ощущалась.
Слайд 16
Направления модернизма
Вскоре модернистские тенденции приняли конкретные формы, появились
следующие направления в искусстве:
Абстрактный экспрессионизм - особая манера
живописи, когда художник тратит на свое творчество минимальное количество времени, разбрасывает по холсту краски, хаотично прикасается кистями к картине, беспорядочно наносит мазки.
Дадаизм - художественные произведения в стиле коллажа, компоновка на холсте нескольких фрагментов одной тематики. Изображения обычно проникнуты идеей отрицания, циничного подхода к теме. Стиль возник сразу после окончания Первой мировой войны и стал отображением чувства безысходности, царящего в обществе.
Кубизм - хаотично расположенные геометрические фигуры. Стиль сам по себе высокохудожественный, подлинные шедевры в стиле кубизма создавал Пабло Пикассо. Несколько иначе подходил к творчеству художник Поль Сезанн - его полотна также входят в сокровищницу мирового искусства.
Постимпрессионизм - отказ от зримой действительности и замена реальных изображений декоративной стилизацией. Стиль с огромным потенциалом, но в полной мере его реализовали только Винсент ван Гог и Поль Гоген.
Слайд 19
Интернет-источники :
1. http://fb.ru/
2.ru.wikipedia.org