Слайд 2
Постановка проблемы
В данном проекте показана значимость возрождения религиозной
жизни в России, а именно православной веры и культуры.
Цель:
Дать
общее представление о православном храме; воспитание духовно-нравственной личности через приобщение к историческому и духовному опыту, который основывается на традициях православной культуры.
Слайд 3
Задачи:
Познакомить с историей православного храма;
Воспитывать уважение к отечественным
культурным традициям и истории русского народа.
Гипотеза
«Традиции народа надо возрождать
из пепла, когда приходит их час».
Ожидаемый результат.
Получить полное представление о православном храме, его истории, устройстве.
Слайд 4
Понятие «Родина» начинается со знания истории своего места:
села или города, в котором живёт человек. Он должен
знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас уважение традиций и человеческих ценностей – любви к Родине, доброты и справедливости.
Актуальность
Слайд 5
Станица Митякинская - древнейшая станица Дона. Расположена она
при слиянии рек Северского Донца и Деркула, под самыми
"Донецкими кручами" в одном из самых живописных и, как сейчас говорят, экологически чистых мест Ростовской области, в самой западной точке Тарасовского района. Но более, чем великолепной природной красотой, славится станица Митякинская своей древней святостью. Один зарубежный паломник, православный священник из далекой Финляндии, так и воскликнул: "Митякинская - это Святая Земля Дона"!
Земля, на которой стоит станица Митякинская и прилегающие к ней хутора, стала Святой Землей, конечно, не в силу каких-то природных особенностей, но оттого, что множество людей - святых Божиих - на протяжение многих веков по крупицам приобретали благодать Святого Духа и освящали ею эту землю.
Слайд 6
Митякинский храм во имя Рождества Христова является одним
из самых старых на территории Ростовской области. Он был
заложен в 1783 году. Двухпрестольный придел во имя Параскевы освящён в 1787 году, а главный придел 11 января 1791 года. Кто был зодчим, кто руководил строительством – неизвестно, остались только каменные плиты с истертыми письменами… В храме находится известная на Дону икона великомученицы Параскевы Пятницы, считающаяся чудотворной.
Слайд 7
В 1859 году при церкви был построен каменный
караульный домик под надзором инженера есаула Родионова, на что
начислено по смете 1240руб. 571/2 коп.
В клировых ведомостях церкви за 1869 год записано: «Церковь зданием каменная старая с такою же колокольней и оградой, крыта листовым железом, ограда же повреждена во многих местах и даже в некоторых местах развалилась ...здание, принадлежащее сей церкви суть каменная караульная и две каменные лавки, означенные с оградою из коих одна... занята станичным имуществом»
Ревизия храма в 1903 году указывала на то, что фасады церкви требовали ремонта: «внутренний вид храма поддерживается в особенной чистоте и богато благоукрашен, а наружный вид требует работы»
Слайд 8
В 1911 году церковь была уже «малопоместительна по
числу прихожан - в приходе насчитывалось 3421 душ, мужских
и женских», у священника и диакона были свои собственные деревянные дома в станице. На церковной площади помимо каменных зданий караульни и лавок находилась «деревянная лавка, крытая железом».
В 1891 году в станице в «собственном» здании находилась смешанная церковноприходская школа. В приходе церкви в 1905 году поимо названных построек находились:
-каменная часовня в память спасения государя Александра II
-две деревянные, крытые железом часовни
-мужское приходское одноклассное училище (основанное с 1836г. как светское, к концу ХIХ века стало приходским)
-женское 3 разряда училище, открытое в 1863 г. в станице и ранее называемое (во 2-ой половине ХIХв.) «светским»
Слайд 9
Об убранстве церкви говорят письма в правительствующий Сенат
крестьянина графа Шереметьева - Ивана Арнаутовского «заподрядившегося поновить в
тамошней Христорождественской церкви икон числом не менее ста штук с зарплатою ему ...всего 871 рубль 50 копеек серебром».
Из этих документов следует, что алтарная апсида была закрыта высоким многоярусным (не менее трех чинов) иконостасом и в церкви находились деревянные иконы.
История одной из них не умерла - это чудотворный образ «греческого письма» Святой мученицы Параскевы Пятницы. Икона, как наиболее древняя и ценная, была описана в рапорте в Донскую Духовную консисторию протоиереем Алексием Баженовым. Благочинный Митякинского округа писал, что «с древних времен все христиане окрестных городков и сел почитают оную икону чудотворную и ежегодно в десятую пятницу по Пасхе бывает к ней на поклонение великое стеснение народа, причем есть достоверный слух, что совершаются ... излечения болезней».
Слайд 11
По преданию, в 1727 году в станице свирепствовала
сильная моровая язва, оставившая много домов без людей. Как-то
раз, 20 июня молодые девчата проходили по лесу и увидели на дереве икону святой великомученицы Параскевы Пятницы, от которой услышали голос: «Идите в станицу и объявите священнику и народу, чтобы они с этою иконою обошли вокруг станицы и с верою просили у Господа, и моровая язва прекратится». Повеление было исполнено и моровая язва действительно перестала свирепствовать. Вследствие такого события с того времени ежегодно делается крестный ход при многочисленном стечении народа в 10 Пятницу по Пасхе в часовню, которая находится на месте явления этой иконы. Явленная икона была отправлена в Воронеж, а копия находится в этой церкви.
Слайд 12
Так же особо чтят митякинские станичники 28 Октября/10
Ноября - день мученичества святой великомученицы Параскевы Пятницы. В
эти престольные дни совершаются особо торжественные службы, состоящие из Литургии, особого старинного молебна, служащегося в храме св. Параскевы пред её чудотворной иконой в честь явления в ст. Митякинской в 1950 году, и Крестного хода протяженностью 2 км от храма к древнейшему святому источнику, с совершением древнего молитвенного чина.
Слайд 13
Почитание святого источника продолжалось и в годы гонений
на церковь. Люди шли к святому месту не только
из близлежащих хуторов, но и издалека: Миллерово, Каменска-Шахтинского, Ростова-на-Дону, даже из Краснодара, Киева, Луганска и Старобельска…
К источнику снова потянулись люди. Археологические раскопки подтвердили существование здесь колодца в XVIII веке и купальни рядом с ним.
Слайд 14
Архивные документы показывают, что храм во Имя Рождества
Христова был главным и единственным каменным храмом Митякинского благочиния,
духовным и общественным центром станицы и близлежащих хуторов и городков, к нему прирастали первые очаги просвещения, широко праздновались великие и местные церковные праздники, связанные с чудотворением древней митякинской святыни - иконы во имя святой мученицы Параскевы.
Слайд 15
Вблизи храма и теперь находятся церковные постройки -
кирпичные здания караульни, лавок и пр.
Не смотря на значительные
разрушения и утраты, которым подверглось здание церкви, оно и сейчас отличается благородством архитектуры, живописным сочетанием объёмов и хорошо найденным силуэтом.
Слайд 16
Увы, ныне от былого благолепия нет и следа.
В 1933 году церковь закрыли. В 1937-м была взорвана
колокольня, тогда рухнул и сводчатый потолок придела святой Параскевы. Храм тоже пытались взорвать, но, потратив взрывчатку на глушение рыбы в озёрах, комсомольцы небольшим зарядом лишь вырвали кусок кирпичной кладки. Пытались повалить тракторами – не вышло. И храм оставили в покое.
Слайд 17
После Великой Отечественной войны, в 1947 году службы
в храме были возобновлены. Силами прихожан был сделан посильный
ремонт, законченный к 1957 году. Но в 1960-е церковь закрывают вновь. Комсомольцы выворачивали могильные плиты – гатили тропу к дедушке Ленину, поставленному напротив храма. Раскапывали и грабили склепы, устраивали бойню скота на святых могилах, делали спортплощадки, использовали храм под спортзал, под склад…
1990 году храм был буквально вырван из рук райпотребсоюза и возвращён прихожанам.
Слайд 18
В настоящее время состояние памятника аварийное - физический
износ стен и перекрытий - до 70%, утрачены завершения
и элементы архитектурного декора, заполнения дверных и оконных проёмов (частично сохранились исторические кованые решетки в оконных проемах 1— этажа стен храма и апсиды).
Слайд 19
С 2000 года святой источник, часовня и храм
возрождаются усердием и трудами прихожан.
Слайд 20
С каждым годом все более и более уникальный
храм, некогда прозванный казаками "Каменная сказка", превращается в руины...
С минуты на минуту судьба храма может пересечь, как говорят военные, "точку возврата", и... навсегда кануть в небытие.
Жалко. Жалко разбрасываться драгоценной памятью, бесценным наследием наших отцов и дедов. И без того мы превратились в "Иванов - не помнящих родства", как же жалко потерять последние тонкие нити еще напоминающие и связывающие нас с нашими корнями... Порвутся они, и это не храм, а мы превратимся в небытие - пыль, прах истории!
Как больно и стыдно будет нам глянуть в глаза отцов.
Заключение