Слайд 2
Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные
источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям
движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Русь языческая. Жертвоприношение Перуну.
Слайд 3
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых
устраивали ритуальные пиршества.
«Повесть временных
лет» об идолопоклонстве у славян
Слайд 4
Киевские князья Аскольд и Дир
IX век
Святые Кирилл и
Мефодий
IX век
Княгиня Ольга
X век
Крестилась в 955 году
Князь Владимир
X век
Крестился
в 988 году
Апостол Андрей Первозванный
I век
Распространение христианства на Руси.
Слайд 5
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
По церковному
преданию ещё в первом веке на территории Руси проповедовал
апостол Андрей Первозванный.
Слайд 7
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Святые Кирилл
и Мефодий, создатели славянской азбуки, проповедовали на Руси в
9 веке на родном для славян языке.
Слайд 8
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Первыми, чье
крещение описано в летописях, были киевские князья Аскольд и
Дир со своей дружиной. В истории это событие называют первое или Аскольдово крещение Киевской Руси.
Слайд 9
князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение
в Киеве от епископа в начале или середине 860-х.
Эти же
вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
Крещение Аскольда и Дира 860 г.
Слайд 10
Андрей Первозванный
Аскольдово крещение
Кирилл и Мефодий
Крещение Ольги
Крещение Руси
Княгиня Ольга
стала христианкой в 955 году. В те времена в
княжеской дружине уже были воины христиане, а в Киеве было построено несколько храмов. Ольга дважды ездила в Царьград и во время второго посещения сам патриарх крестил её.
Слайд 11
Владимир Святославович
Красное Солнышко
Последние свои годы Ольга занималась
воспитанием внука Владимира. Когда Владимир начал править, он был
ярым язычником. Буйный нрав, много жён, убийство брата Ярополка, участие в человеческих жертвоприношениях – вот что пишут о нём летописи.
Князь Владимир. Музей восковых фигур, Киев
Слайд 12
РИМ
ХАЗАРИЯ
РУСЬ
ВИЗАНТИЯ
Новгород
Киев
Херсонес
Царьград
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
Западные христиане
Иудеи
Мусульмане
Восточные христиане
К этому времени соседние народы
исповедовали веры в единых Богов.
В Риме жили западные христиане, в Хазарии - иудеи, в Волжской Булгарии - мусульмане, в Византии - восточные христиане.
Слайд 13
Владимир Святославович
Красное Солнышко
Креститель
980-1015 г.г.
Слайд 14
о
Религиозная реформа
980 г.
Задача:
укрепление государства
усиление власти
князя
создание единого пантеона богов для всех племен
«начал княжить Владимир в
Киеве один, и поставил идолы на
холме, вне теремного двора:
деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми
усами, Хорса , Дажьбога, Стрибога,
Симаргла и Мокошь».
Слайд 15
Поиск единой религии
тесные торговые связи с Византией,
самой могущественной державой в Европе
часть населения уже была
христианами ( княгиня Ольга, дружинники, купцы)
византийская церковь зависела от императора
стремление укрепить международный авторитет ( Русь – варвары для Запада)
Десятинная церковь в Киеве
Слайд 16
Великий князь Владимир Святославович выбирает веру. Роспись Грановитой
палаты, 19 век.
В знаменитой легенде описывается выбор веры
Владимиром.
Он пригласил к себе разных проповедников и греческого фи-лософа, которые рассказали ему о своих верах. Рассказ грека очень понравился Владимиру. Но он не спешил с выбором.
Слайд 17
Он отправил десять мужей в разные страны для
«испытания вер». Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей,
а греческие храмы - самыми красивыми.
Слайд 18
Церковная служба у греков в главном храме Константинополя,
древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление.
Храм Святой
Софии, Константинополь
Слайд 19
Незабываемая красота
«И пришли мы в Греческую землю, и
ввели нас туда, где служат они Богу своему, и
не знали — на небе или на земле мы,
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
Слайд 20
ибо нет на земле такого зрелища и красоты
такой, и не знаем, как и рассказать об этом,
Интерьер
Софии Константинопольской
Слайд 21
знаем мы только, что пребывает там Бог с
людьми, и служба их лучше, чем во всех других
странах.
Интерьер Софии Константинопольской
Слайд 22
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый
человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так
и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве».
Интерьер Софии Константинопольской, 1849 г.
Слайд 23
После этого князь Владимир просил руки сестры византийских
императоров царевны Анны. Императоры не отдали Анну за язычника.
«Сначала крестись», - был ответ. Тогда Владимир захватил Херсонес – византийский город в Крыму и угрожал идти на Царьград. Императорам пришлось уступить и отправить Анну к Владимиру.
Слайд 24
… и побудила его [императора Василия] нужда послать
к царю русов — а они его враги, — чтобы просить
их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей.»
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский
Слайд 26
Крещение великого князя Владимира Художник В. Васнецов, 19
век.
Ожидавший в Херсонесе приезда невесты Владимир
неожиданно ослеп. Царевна Анна сказала ему: «Хочешь излечиться - крестись». Тогда князь повелел крестить себя.
Нестор писал в своей летописи, что, когда епископ во время крещения возложил свою руку на голову князя, Владимир тотчас прозрел.
Слайд 28
Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем
бракосочетание Владимира с Анной.
В этой чаше крестили князя Владимира.
София Константинопольская
Слайд 29
Крещение Руси.
Художник В. Васнецов, 19 век
Вернувшись в Киев, князь велел изрубить языческих идолов, а
главного Перуна сбросить в Днепр. Через несколько дней крестились его сыновья и бояре. Затем князь разослал по всему городу гонцов с повелением жителям собраться на берегу Днепра.
Был август 988 года.
Слайд 31
На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие
с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали
Таинство Крещения.
Крещение Руси. Коваленко И.А.
Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — противен мне да будет!». И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку.
Слайд 32
Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»:
«Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и
стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ».
Фреска «Крещение Руси»
Слайд 33
Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик.
Крестились тогда и те бояре, которые не были в
Херсонесе.
Крещатик - центральная улица Киева.
Слайд 34
Духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Князь
во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий,
сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Слайд 35
После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать
по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех
местах, где раньше были кумиры.
Слайд 36
Многие племена, не желая креститься, убегали в леса.
Язычники становились участниками мятежей.
Сначала новая вера пришла в
города, потом проникла и в деревню. Но ещё века на Руси был период «двоеверия», когда христиане ходили в церкви, но справляли и языческие праздники.
Восстание язычников.
Слайд 37
Крещение в Новгороде
Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то
кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве
поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей — Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева.
Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
Слайд 38
Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в
Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не
хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей.
Станислав Бабюк. Свержение Перуна. 1997
Слайд 39
Епископ со священниками ходил по городу и учил
людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом
народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова.
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
Слайд 40
Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил
мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде,
и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси.
Художник Сергей Васильевич Иванов (1864 - 1910)
Слайд 41
Просвещенным умом великий князь понимал, что язычество никогда
не сможет дать Руси того, что даст христианство. Перед
Русской землей с принятием крещения открывался новый прекрасный путь. И Русь не ошиблась в своем выборе.
Крещение Руси.
Иконописец игумен Зинон
Слайд 42
было заключено множество договоров с правителями разных стран:
-- Стефан I (король Венгрии),
- Болеслав 1 Храбрый (король Польши),
- Болеслав II (король Чехии),
-
Сильвестр II (папа римский),
- Василий II (император Византии).
усиление власти князя как верховного правителя
Значение принятия христианства
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти противятся Божию установлению…» Библия.
Слайд 43
Сразу же начали открываться школы, потому что христианской
стране нельзя было без учения книжного. После Киева крещение
стало совершаться и в других русских городах.
Мартынов Н.
Крещение Руси
Слайд 44
Развитие просвещения
«Посылал он собирать у лучших людей детей
и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей
этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых»
Появление летописания ( монастыри)
Появление церковных школ ( славянская азбука)
Слайд 45
Запрет жертвоприношений
Запрет многоженства
Замена кровной мести вирой ( штрафом)
Смягчение нравов
Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье,
даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, с которой советовался о делах государственных и военных, ни в чём ей не отказывал, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра.»
Слайд 46
Перемена в жизни князя
Летописец отмечает разительную перемену в
жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он
продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.
Владимир-язычник.
В.М. Васнецов
Слайд 47
Одно время он не решался даже утверждать приговоры
о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя
Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».
Слайд 48
А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он
и такое: сказав, что «немощные и больные не могут
добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.
Суздаль, фреска
Слайд 49
Каменное церковное строительство
Фресковая живопись
Рукописная книга
Иконописание
Развитие искусства
«Под 6496 годом
от сотворения мира (988 год примерно).
блгс̑нъ Гс̑ь Іс̑съ Хс̑ъ иже
възлюби новъıӕ люди Рускую землю . и просвѣти ю кр҃щениємь ст҃мь / Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым»
Слайд 50
Устройство русской православной церкви
Константинополь
митрополит
округ
округ
округ
Русь
епископы
Церковный устав
Церковный суд
ереси
язычество
проступки безнравственные
духовенство
белое
черное
монастыри
огородничество