Слайд 2
В предвоенные годы в связи с механизацией армии
кавалерия была сокращена почти в 3 раза. Прекратили своё
существование и 5 казачьих дивизий, сформировавшихся в 1936 г. К началу войны в РККА имелись 13 кавдивизий, половина из которых дислоцировалась во внутренних округах.
Слайд 4
6 кавдивиий в составе 2-го, 5-го и 6-гоказачьих
кавкорпусов начали боевые действия 22-24 июня 1941 г. В
течение недели казаки 2-го и 5-го кавкорпусов генералов Белова П. А. и Кмкова Ф. В. Сдерживали переправы румынских и немецких танковых частей через реки Прут и Зап Буг. Оба корпуса не сдали своих позиций и только по приказу высшего командования были переброшены на другие участки фронта.
Слайд 6
Учитывая, что бронетанковые войска понесли большие потери в
приграничных сражениях, для повышения маневренности войск советское командование летом
1941 г. Приступило к формированию новых кавалерийских дивизий лёгкого типа ( без артиллерийских и танковых полков). К концу 1941 г. Было сформировано 82 кавдивизии. Они формировались в основном в прифронтовых районах и регионах с казачьим населением. Так, 33 кавдивизии было сформировано в Северо-Кавказском военном округе из казаков Дона, Кубани, Терека.
Слайд 8
Летом и осенью 1941 г. На фронтах действовало
68 кавдивизий, которые с осени 1941 г. начали сводиться
в кавалерийские корпуса, так, в октябре-ноябре 1941 г. 6 кавдивизий, сформированных на Дону и Кубани, были сведены в 2 кавкорпуса. 1-й и 2-й казачьи корпуса генерала Пархоменко Ф. А. и полковника Ковалёва Г. А. до мая 1942 г. Вел активные боевые действия на Южном фронте.
Слайд 10
Летом и осенью 1941 г. На Дону, Кубани,
Тереке, Ставрополье и Оренбуржье развернулось массовое движение за создание
добровольческих казачьих кавдивизий. В марте 1942 г. Был сформирован 17-й казачий кавкорпус под командованием генерала Кириченко Н. Я. В составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 16-й Донских кавдивизий. В битве за Москву принимало участие 32 кавдивизии, из них 18 были сформированы в казачьих регионах страны.
Слайд 12
В ноябре-декабре 1941 г. За успешное выполнение заданий
командования 2-й, 3-й и 5-й кавкорпуса были преобразованы соответственно
в 1-й, 2-й и 3-й гвардейские кавкорпуса. Символично, что первой гвардейской дивизией в кавалерии стала 5-я Ставропольская казачья кавдивизии имени М. Ф. Блинова.
Слайд 14
Умело и храбро сражались летом 1943 г. Казаки
17-го добровольческого кавкорпуса. 22 августа 1942 г. газета «Красная
Звезда», обобщая опыт боевых действий 4 казачьих кавдивизий, писала: «Казаки, которыми командует генерал Кириченко, служат примером для всех защитников Юга. Так должны вести войну все части Красной Армии». Корпус был преобразован в 4-й гвардейский казачий кавкорпус, а его дивизии соответственно в 9-ю и 10-ю Кубанские и 11-ю Донские гвардейские казачьи кавдивизии. В ноябре 1942 г. Из донских дивизий был сформирован самостоятельный корпус, получивший наименование – « 5-й Донской гвардейский казачий кавкорпус». Командиром корпуса назначили генерала Селиванова А. Г.
Слайд 16
За успешное выполнение задания командирования по освобождению Северного
Кавказа все 4 казачьи кавдивизии были награждены орденами Красного
Знамени. 52-я кавдивизия донских казаков за успешные боевые действия в период Сталинградской битвы была преобразована в 14-ю гвардейскую кавдивизию. Успешно действовал Острогожско-Россошанской операции 7-й кавкорпус генерала Соколова С. В., за что корпус был преобразован в 6-й гвардейский.
Слайд 18
В связи с наступлением весенней распутицы, что значительно
осложнило действия танковых соединений, Ставка в марте 1943 г.
Приняла решение об усилении кавалерийских корпусов, мобилизовав в каждый до 5 тысяч казаков-добровольцев, конский состав, обмундирование, вооружение. К 15 мая только в части 3-го, 4-го Кубанского и 5-го Донского гвардейского кавкорпусов прибыло около 20 тысяч казаков.
Слайд 20
К лету 1943 г. кавалерия была значительно сокращена.
В действующей армии осталось 7 кавалерийских корпусов. Все они
носили наименования гвардейских. Основную массу их личного состава составляли казаки. Именно в этот период командиры кавкрпусов, отмечая заслуги казаков в успешном выполнении боевых задач, их умение и отвагу, ходатайствовали перед наркомом бороны о присвоении их корпусам и дивизиям официального наименования «казачьих».
Слайд 22
Казачьи кавалерийские дивизии и корпуса принимали участие в
приграничных сражениях, в битве за Москву, в Сталинградской битве,
в освобождении Украины, Беларуси, Молдавии. В 1944-1945 гг. донские казаки в составе всех кавкорпусов принимали участие в освобождении Венгрии, Польши, Чехословакии, Румынии. 4 кавалерийских корпуса приняли непосредственное участие в Берлинской операции. Все казачьи кавкорпуса и кавдивизии, почти все кавполки за годы войны были награждены орденами, причём 6 кавдивизий и 15 кавполков награждены тремя и более орденами. 19-ти кавдивизиям и 29-ти кавполкам присвоены почётные наименования за освобождение городов.
Слайд 24
Конечно, к концу войны казачье ядро кавалерийских формирований
значительно сократилось, но казачий дух и воинские исторические традиции
не только не исчезли, но и приумножились. Этого нельзя сказать о казаках-предателях, вставших под знамёна фашистов, планировавших уничтожить славянскую нацию.
Слайд 26
В своих планах использования казачества в борьбе против
Красной Армии немецкое командование опиралось на эмигрантские круги верхушки
казачества, которые не пожелали вернуться на Родину после амнистии, объявленных постановлениями ВЦИКа от 3 ноября 1921 г. и 25 января 1925 г. Генерал Краснов П.Н., с 1935 г. проживавший в гитлеровской Германии, установил тесную связь с германским командованием и деятельно участвовал в работе « казачьего министерства восточных областей Германии». Осенью 1942 г. он и его племянник С.Н. Краснов занимались на Дону формированием казачьих отрядов из бывших эмигрантов, дезертиров и изменников родины. К началу 1943 г. ими было сформировано по одному казачьему полку трёх-эскадронного состава в Шахтах и Новочеркасске.
Слайд 28
Сформированные на Дону и Кубани казачьи «добровольческие» части
совместно с немецкими 336-й и 384-й пехотными дивизиями вели
бои с частями Красной Армии и партизанами.
Слайд 30
Центром формированиях «добровольческих» казачьих полков из военнопленных Красной
Армии стала Шепетовка, где работала школа подготовки комсостава для
изменнических формирований. Поданным справки Главного разведуправления Красной Армии на 30 января 1943 г. в Белоруссии и на Украине было сформировано 30 отрядов и полков из казаков с численностью около 20 тысяч человек. В справке говорилось, что казачьи отряды дислоцируются по шоссейным и железным дорогам – Мозырь – Житомир, Житомир – Бердичев, Казатин – Киев, Николаев – Днепропетровск – Полтава. Задача – охрана коммуникаций.
Слайд 32
Внедрение коммунистов в изменнические формирования, деятельность партизанских отрядов
и усиление их мощи, успехи Красной Армии на фронтах
способствовали изменению настроений «добровольцев» и переходу их части на сторону партизан. Так, в 1943 г. на сторону партизан перешло 7422 военнослужащих, 1715 полицейских. 1645 «добровольцев-казаков». Уже 3 июля 1943 г. в одной из директив немецкого командования с тревогой говорилось о массовом дезертирстве русских «добровольцев», которые «подробно изучили военную обстановку и поэтому представляют большую опасность, так как переходя к партизанам, они передают важные сведения».
Слайд 34
Приказом Главкома сухопутных войск Германии от 29 сентября
1943 г. все части, сформированные из военнопленных и «добровольцев»
подлежали переводу с советско-германского фронта на другие театры военных действий. Объяснение этому решению в приказе звучало так: «Германское руководство идёт навстречу естественному желанию многих добровольцев не быть вынужденными стрелять в своих соотечественников и даёт им возможность непосредственно вести счёты с англичанами и американцами».
Слайд 36
В начале ноября 1942 г. германское командование поручило
полковнику Хельмуту фон Панвицу сформировать из казаков Терека, Кубани
и Дона казачий корпус для борьбы с партизанами. После начавшегося контрнаступления советских войск под Сталинградом сформированные Панвицем изменнические полки и эскадроны были направленны в восточную Пруссию, где в апреле 1943 г. была сформирована «добровольческая казачья дивизия» в составе 6 полков. Она была направлена в Хорватию для борьбы с югославскими партизанми.
Слайд 38
С немцами в начале 1943 г. Отступали не
только казаки, но и их семьи, надеясь на лучшую
жизнь и боясь репрессий, запуганные своими мужьями и отцами. В ходе отступления была образована группа Походного Атамана под руководством донского казака С. В. Павлова. Основную массу этой группы составляли семьи казаков, дезертиров, тех, кто сотрудничал с немцами.
Слайд 40
30 марта 1944 г. германское командование создало «Главное
управление казачьих войск» как политический и административный орган Дона,
Кубани и Терека. Начальником управления был назначен генерал Краснов П. Н. Летом 1944 г. после покушения на Гитлера, казачья дивизия Панвица, как и все тыловые войска германской армии, вошла в подчинение рейхсфюрера СС Гиммлера и по его указанию переформирована в «15 казачий корпус СС», который продолжал вести бои с югославскими партизанами. 1-й дивизией командовал полковник Вагнер, 2-й-полковник фон Шульц.
Слайд 42
Осенью 1944 г. группа Походного Атамана была переброшена
в Северную Италию на поселение, которое получило название «Казачий
стан». В марте 1945 г. в «Казачьем стане» был создан съезд, который избрал Панвица Походным Атаманом казачьих войск. В это же время генерал Шкуро А. Г., назначенный начальником «казачьего резерва», по указанию руководства СС приступил к созданию диверсионных отрядов на территории стран, освобождённых Красной Армией. С этой целью он, Красов и другие руководители эмигрантской казачьей верхушки выехали в Австрию. К началу мая туда в район Линца перебазировался и «Казачий стан».
Слайд 44
При наступлении советских войск казачьи руководители решили сдаться
в плен английским войскам. Союзники передали руководителей «казачьего управления»
представителям советского командования в Юденбурге. 28 мая английские части разоружили казачьи части и передали их вместе с семьями казаков советскому командованию, всего свыше 20 тыс. человек. Судебный процесс над Красновым, Панвицем, Шкуро, Домановым показал, что ставка немецкого командования на казачество как на опору в проведении своей оккупационной политики потерпела крах. Абсолютное большинство казачьего населения Дона и Северного Кавказа не только осталось верным Советской власти, но и активно её защищало.