Слайд 2
Аполло́н (др.-греч. Ἀπόλλων), Феб (др.-греч. Φοῖβος, «лучезарный») —
в греческой мифологии[1] златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад,
света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет (Μουσηγέτης)), дорог, путников и мореходов, предсказатель будущего, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну).
В крито-микенских текстах его имя не встречается, согласно распространенной гипотезе, его имя как Аппалиунас встречается в договоре царя Вилусы Алаксандуса с Муваталлисом[2]. По другой этимологии (Ю. В. Откупщиков), имя происходит от др.-греч. àπελάω «отвращающий» (волков, мышей, саранчу — в зависимости от эпитета)[3]. По Плутарху и В. Буркерту, от απέλλα «собрание», первый месяц дельфийского календаря назывался «апеллай»[4].
Слайд 3
Рождение и детство
Сын богини Латоны (Лето) и Зевса,
брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на
острове Делос (Астерия) (греч. δηλόω — являю), куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступать на твердую землю. Когда родился Аполлон, весь остров Делос залили потоки солнечного света.
Родился в седьмой день месяца[5], семимесячным[6]. Когда он родился, лебеди с Пактола проделали семь кругов над Делосом и воспели его[7]. Лето не кормила его грудью: Фемида кормила его нектаром и амброзией[8]. Гефест принес ему и Артемиде в подарок стрелы[9].
Пас быков Пифона[10]. Аполлон рано возмужал и ещё совсем юным (на четвёртый день после рождения[9]) убил змея Пифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. В Дельфах, на месте, где когда-то был оракул Геи и Фемиды, Аполлон основал свое прорицалище. Там же он основал в свою честь Пифийские игры, получил в Темпейской долине (Фессалия) очищение от убийства Пифона и был прославлен жителями Дельф.
За убийство Пифона был изгнан на девять лет в Темпейскую равнину[11]. В возрасте 4 лет начал строить храм на Делосе из рогов кинфийских ланей, убитых Артемидой[12].
Слайд 4
Возлюбленные Аполлона
Аполлон вступает в связи с богинями и
смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его отвергли Дафна,
превращенная по её просьбе в лавр, Кассандра. Ему были неверны Коронида и Марпесса. От Кирены родился сын Аристей, от Корониды — Асклепий, от муз Талии и Урании — корибантов и певцов Лина и Орфея. Его любимцами были юноши Гиакинф и Кипарис, рассматриваемые как ипостаси Аполлона.
Слайд 8
Каждую весну и лето на склонах Геликона, там,
где словно музыка журчат священные воды Гиппокрены, возле Кастального
родника, Аполлон ведет хоровод с девятью музами. Вечно молодые, вечно прекрасные дочери Зевса, музы и Мнемозины(богини памяти)—постоянные спутницы Аполлона. Аполлон всегда сопровождает хор муз игрой на своей золотой кифаре. Увенчанный венком из листьев лавра, прекрасно предводительствует он хором всех девяти муз: Талия, Эвтерпа, Мельпомена, Эрато, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния, Каллиопа. Их хор звучит так торжественно, что вся природа старается услышать все, до единого звука.
Когда же златокудрый Аполлон вместе с девятью музами появляется в обители Богов на горе Олимп и он начинает играть на своей золотой кифаре, а вместе с ним начинают свое пение музы, тогда все замолкает на Олимпе, настолько прекрасна их песнь. Забывает бог Войны Арес о кровавых бойнях, не горит молния в руках Зевса, все боги забывают войнах, обязанностях, мир и спокойствие воцаряется на всем Олимпе. Даже бессердечный орел Зевса прячет острые когти и складывает свои громадные, сильные крылья, не слышно от него ни звука, тихо, мирно спит он на жезле Зевса. Аполлон играет в полной тишине. Когда же Аполлон заводит веселую песнь, тогда бурный хоровод заводят в пиршественном зале Богов. Все божество, все музы, хариты—все участвуют в радостном хороводе, впереди всех идет великая дева, сестра сребролукого Аполлона, Артемида. В потоках золотого света излучаемого Аполлоном, танцуют боги под звуки золотой кифары.
Слайд 9
Каллиопа , муза эпической поэзии, изображалась с
навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта
муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Слайд 10
Клио -муза истории, она означает величие и славу
и свидетельствует о том, что может достичь человек, помогает
разгадать загадку собственного выбора, бессмертия, достигнутого преодолением своего собственного предела. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.
Слайд 11
Мельпомена — муза трагедии, у нее в руках
трагическая маска, а у Талии, музы комедии, — комическая.
Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.
Слайд 12
Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной
в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение
ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.
Слайд 13
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним
и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с
лирой, либо танцующей.
Слайд 14
Муза астрономии и звездного неба Урания держит
в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной
тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Слайд 15
Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной
самой Природой, дарующей людям очищение
Слайд 16
И, наконец, у музы любви и любовной лирики
Эрато — в руках лира или плектр*. Эрато связана
с принципом Великой Любви, дарующей крылья.