Слайд 2
Цель урока: формирование представлений об особенностях казачьего самоуправления
Задачи
урока:
Изучить особенности казачьего самоуправления
Усвоить понятия и термины «казачий круг»,
«атаман», «войсковой круг», «клейноды» и пр..
Рассмотреть влияние старинных традиций казачьего самоуправления на современную жизнь казачьего войска.
Слайд 3
С древности казаки жили самостоятельными и ни от
кого не зависящими общинами – казачьими станицами.
Станица имела территорию
– «юрт», границы которой в XVIII веке были определены достаточно четко. Изменить их могли только с согласия станичного общества
Слайд 4
Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее
собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения
важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины.
Слайд 5
По старинным актам известны круги валовые (станичные), войсковые
и полковые.
Круги решали все общественные дела и при
полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных членов представителей народа.
Станичный круг или сбор в системе казачьего самоуправления являлся распорядительной властью низшего уровня.
Слайд 6
Сбор – это собрание наличных старшин и казаков,
станицу составляющих. В руках станичного сбора сосредоточивалась вся распорядительная
власть.
В Войсковом круге участвовали совершеннолетние казаки, кроме провинившихся пред обществом («пенных»). Войсковой круг, на котором присутствовали казаки всех городков пропорционально числу жителей, собирался на главной площади («майдане»)
Слайд 7
Круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы
войны и мира, внешних сношений, церковных дел, приема в
казаки, основания новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права.
Постановления круга были обязательны для всех казаков.
Слайд 8
Войсковой круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал
не только военную, но и бытовую сторону жизни казачьей
общины.
Здесь, на кругу завершалась самоидентификация казака: он рождался как личность (прием в казаки), здесь оценивали его дела, подвиги и отличия в военном деле
на кругу казак искал и находил защиту и социальную поддержку (круг помогал старикам, вдовам, сиротам).
круг регулировал брачные отношения, фиксируя не только акт бракосочетания, но и весь объем семейно-брачных отношений.
Слайд 9
Став казачьей женой, женщина приобщалась к сообществу и
получала определенные права, могла рассчитывать на помощь круга в
житейских проблемах – от повторного замужества до материальной помощи детям. Бракосочетание давало новый статус и самому казаку. Он становился семейным и был обязан заботиться о воспитании достойной смены
(«Казачьему роду нет переводу», «На Дону родился – для Дона пригодился», – гласят казачьи пословицы).
Слайд 10
Доброта и честность, уважение к старшим, к женщине
закреплялись в традициях.
Воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями
и сурово наказывались.
Не менее сурово наказывали за супружескую неверность, скверные слова, беспробудное пьянство и т.п.
Слайд 11
Исполнительную власть в Войске Донском представлял атаман (с
тюркского – «отец народа»), два его помощника – есаул
и войсковой дьяк, всенародно избираемые на войсковом кругу на один год.
Слайд 12
К выборам атамана готовились заранее, и участники круга,
по существу депутаты от казачьих городков, называли своих кандидатов,
которые были не моложе 18 лет и не старше 54 лет, служили в войске, имели безупречную личную репутацию, семью.
Слайд 13
Избранный прямым голосованием, по числу отданных за него
голосов, атаман принимал из рук докладчика символы власти –
клейноды: насеку, булаву, пернач (символ атаманской власти, символ правосудия, символ власти походного атамана), а казаки старики в знак признания прикрывали его своими шашками.
Слайд 14
Тем же порядком избирались войсковые есаулы, обязанные контролировать
исполнение распоряжений атамана, порядок ведения общевойсковых дел, сбор Войскового
круга и проведение его в соответствии с регламентом.
Войсковой дьяк, который вел переписку с Москвой, избирался из грамотных казаков.
Слайд 15
В походах, в боевой обстановке обычное право давало
атаману неограниченную власть: «Куда атаман глазом кинет, туда казак
голову положит». В мирной жизни атаманы были исполнителями воли народного собрания и блюстителями порядка.
Слайд 16
Первый Большой Казачий Круг, собравший представителей от 80
тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990
г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни.