Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему для уроков патриотического воспитания Музыка баталии

Содержание

Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Витториа и
БАТАЛЬНАЯ МУЗЫКА Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а затем Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в пору непрерывных войн, охвативших Среди них, например, «Битва при Бергене» К.Ф.Э. Баха, «Нервиндское сражение» А. Пачини, Самое известное и знаменитое произведение такого рода - написанная Бетховеном в 1813 В России первые музыкальные баталии появились, видимо, в начале ХIX века. Необычайный Время сохранило лишь некоторые из этих произведений, которые давно стали библиографической редкостью. Крамер И. Фантазия для пианофорте в честь побед Кутузова в тон арии «Изображение объятой пламенем Москвы» Пожар Москвы тоже оказался Об исполнении музыкальных баталий иногда сообщалось в газетах. Так, в «Московских ведомостях» Что же представляли собой произведения такого рода?Каждое иллюстрировало какое-либо военное событие и Батальную музыку, но, конечно, иного плана, создавали и великие русские композиторы. Можно вспомнить симфоническую поэму Чайковского «1812 год», антракт из его же «Мазепы», Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы. Однако Спустя двадцать лет, в 1836 году, в одноимённой опере М.И. Глинки проблеманародности Интересна история создания торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год».Организаторы Московской художественно-промышленной выставки Русские композиторы обращались к теме Отечественной войны и в связи с её Жанна БичевскаяМарш славянки В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев. Мысль Одно из известных произведений батального жанра во время Велиной Отечественной Войны является http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F Можно много говорить о батальной музыке.Самое главное, что этот жанр продолжает жить
Слайды презентации

Слайд 2 Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных

Батальная программная музыка относится к числу некогда популярных и любимых, а

и любимых, а затем совершенно забытых музыкальных жанров. Программные

баталии для вёрджинала и клавесина писали Бёрд, Свелинк, Керль, Фробергер; сражения и победы воспевались в Battaglia-мессах Жанекена, Витториа и Анерио; военные сцены и битвы в изобилии встречались в старинных венецианских и неаполитанских операх.

Слайд 3 Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в

Но особенно большое значение батальный жанр приобрел в пору непрерывных войн,

пору непрерывных войн, охвативших Европу во второй половине ХVIII

- начале ХIХ века. Музыканты, так же как поэты и художники, стремились откликнуться на важнейшие военные события, запечатлеть музыкальными средствами битвы и сражения, от которых зависели судьбы народов. Музыкальные программные сочинения под названием battaglia, в которых последовательно воспроизводилась картина битвы, были необычайно популярны в то время.

Слайд 4 Среди них, например,
«Битва при Бергене» К.Ф.Э. Баха,

Среди них, например, «Битва при Бергене» К.Ф.Э. Баха, «Нервиндское сражение» А.


«Нервиндское сражение» А. Пачини,
«Морское сражение» аббата Фоглера,
«Битва

за Прагу» Ф. Кошвары,
«Морское сражение у Трафальгара» Я. Ванхаля,
«Сражение при Аустерлице» Л. Жадена
и многие другие.

Слайд 5 Самое известное и знаменитое произведение такого рода -

Самое известное и знаменитое произведение такого рода - написанная Бетховеном в

написанная Бетховеном в 1813 году «Победа Веллингтона, или Битва

при Виттории».

http://classic-online.ru/ru/production/5452

Слайд 6 В России первые музыкальные баталии появились, видимо, в

В России первые музыкальные баталии появились, видимо, в начале ХIX века.

начале ХIX века. Необычайный подъем и расцвет этого жанра

прежде всего был связан с Отечественной войной 1812 года. Композиторы и любители музыки наперебой спешили воспеть музыкальными средствами важнейшие сражения этой войны и победы русской армии. Авторы таких произведений по-разному обозначали их жанр: piece militaire (военная пьеса), piece historique (историческая пьеса), fantasie militaire (военная фантазия) и т.п.

Слайд 7 Время сохранило лишь некоторые из этих произведений, которые

Время сохранило лишь некоторые из этих произведений, которые давно стали библиографической

давно стали библиографической редкостью. От других же остались только

названия в нотных каталогах, газетах и афишах того времени. Но даже по этим крайне скупым сведениям можно приблизительно восстановить картину бытования батальной программной музыки в России. Вот лишь некоторые батальные сочинения, как дошедшие до нашего времени, так и не сохранившиеся, сведения о которых взяты из нотных каталогов и газет того времени.

Слайд 8 Крамер И. Фантазия для пианофорте в честь побед

Крамер И. Фантазия для пианофорте в честь побед Кутузова в тон

Кутузова в тон арии славного Генделя «Пренебрегая опасность», посвященная

генерал-фельдмаршалу князю Смоленскому, храбрым офицерам и российскому воинству И.Б. Крамером в Лондоне. Спб, у Пеца, 1812.
Полянский А. Баталия и марш на изгнание французских войск из пределов России, посвященная Ея светлости княгине Голенищевой-Кутузовой-Смоленской. Для фортепиано. Спб., 1813. (Не сохр.)
Полянский А. Берлинское сражение, посвященное его светлости генералу-фельдмаршалу князю Голенищеву-Кутузову-Смоленскому. Спб.,1813. (Не сохр.)


Слайд 9 «Изображение объятой пламенем Москвы»
Пожар Москвы тоже оказался для

«Изображение объятой пламенем Москвы» Пожар Москвы тоже оказался для

музыкантов предметом изображения. Тому свидетельствует фортепьянная фантазия Даниэля Штейбельта

«Изображение объятой пламенем Москвы».
Это произведение имеет литературный сюжет или программу.
Музыка иллюстрирует все этапы московского пожара:
-приход в Москву войск Наполеона; - разгорающийся пожар; - сражение французов с ополченцами. Для образа французов Штейбельт использовал мелодию французской песни «Марсельеза», столь популярной в годы Октябрьской революции, а заканчивается фантазия блестящей вариацией на тему русской народной пляски«Камаринская»- так виделся композитору символ непобедимости русского духа.
Штейбельт Д. Изображение объятой пламенем Москвы: фантазия для фортепиано. Сочинение, посвященное Россиянам, Двора его И[мператорского] В[еличества] капельмейстером Д. Штейбельтом. Спб., у Пеца, 1813.



Слайд 10 Об исполнении музыкальных баталий иногда сообщалось в газетах.

Об исполнении музыкальных баталий иногда сообщалось в газетах. Так, в «Московских

Так, в «Московских ведомостях» в 1814 г. был опубликован

анонс о концерте, в программу которого было включено сочинение Доминитиса (Доминичиса) «Сражение под Тарутиным». Приведем это любопытное объявление полностью:
«Г. де Доминитис, сочинитель музыки и учитель пения, имеет честь объявить московской почтеннейшей публике, что в четверток 9 апреля, дает в доме Е.В. Ст. Степ. Апраксина маскерад, соединенный с вокальным и инструментальным концертом, коего предметы следующие:
1.Гимн и марш в честь Е.И.В.
2.Хор в честь Ея И.В.Елизаветы Алексеевны.
3.Хор в честь Ея И.В.Марии Федоровны.
4. Сражение под Тарутиным.
6. Польский, петой российскими войсками.
Все сочинения есть произведения г. де Доминитиса. За всем сим последует бальная музыка»
Концерт этот, соединенный с маскарадом, был дан почти сразу же после вступления русских и других союзных войск в Париж.

Слайд 11 Что же представляли собой произведения такого рода?
Каждое иллюстрировало

Что же представляли собой произведения такого рода?Каждое иллюстрировало какое-либо военное событие

какое-либо военное событие и имело программу, основанную на подлинных

исторических фактах. Программа могла быть как краткой, так и очень подробной, насыщенной многими мелкими деталями. Сочинял ее, видимо, сам автор пьесы, который пытался сочетать в ней документальные и художественные черты. Обычно она печаталась прямо над нотным текстом, часто на двух языках - русском и французском. Программа отражала как военные события - прибытие войск, битву и ее перипетии, победу, так и чувства участников - «горесть и уныние», «всеобщий ужас», «всеобщий восторг» и «радость победителей».


Слайд 12 Батальную музыку, но, конечно, иного плана, создавали и

Батальную музыку, но, конечно, иного плана, создавали и великие русские композиторы.

великие русские композиторы.


Слайд 13 Можно вспомнить симфоническую поэму Чайковского «1812 год», антракт

Можно вспомнить симфоническую поэму Чайковского «1812 год», антракт из его же

из его же «Мазепы», рисующий Полтавскую битву. Наконец, знаменитую

«Сечу при Керженце» Римского-Корсакова из «Сказания о невидимом граде Китеже». Дистанция между незамысловатыми наивными «битвами» начала XIX века и произведениями Римского-Корсакова и Чайковского поистине огромна! От «Сечи» тянутся нити к «военным» симфониям Шостаковича и прежде всего, конечно, к «эпизоду нашествия» из Седьмой. Одной из выдающихся баталий ХХ века является Ледовое побоище из «Александра Невского» Прокофьева, которое, собственно, относится уже к жанру киномузыки, достоянием которой и стало изображение многочисленных военных битв.

Слайд 14

Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие

Событиям войны 1812 года посвятили свои произведения многие русские композиторы.

русские композиторы. Однако попытки композиторов –современников событий 1812–1814 годов отразить

в оперном искусстве народно-
патриотическую тематику не сразу принесли достойные плоды. Например,в опере «Иван Сусанин» Катарино Камилло Альбертовича Кавоса (1815 г.) тема высокого подвига и самопожертвования во имя Отечества получила неглубокое истолкование. В основу сюжета оперы «Иван Сусанин» легло реальное историческое
событие войны с поляками 1613 года.
В период наполеоновского нашествия подвиг крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа
в Отечественной войне 1812 года.

1815 год. Опера «Иван Сусанин»

Катарино Камилло Альбертович Кавос


Слайд 15 Спустя двадцать лет, в 1836 году,
в одноимённой

Спустя двадцать лет, в 1836 году, в одноимённой опере М.И. Глинки

опере М.И. Глинки проблема
народности в русской музыке получила
принципиально иное

освещение. В 1812 году
Михаилу Глинке было всего 8 лет. Спасаясь
от нашествия наполеоновской армии, семья
Глинки покинула имение в Смоленской
губернии. Рассказы о героизме партизан,
услышанные в детстве, глубоко запали в душу
будущего композитора. Они послужили
толчком к созданию отечественной героико-
трагической оперы «Иван Сусанин»,
ознаменовавшей рождение нового стиля
классического реализма. В этой опере
композитор выразил уважение к русскому
народу, его могучей силе и душевной красоте,
прославил героический подвиг простого
русского крестьянина, пожертвовавшего
своей жизнью во имя Родины.

1836 год М.И. Глинка
опера «Иван Сусанин»


Слайд 16 Интересна история создания торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812

Интересна история создания торжественной увертюры П.И. Чайковского «1812 год».Организаторы Московской художественно-промышленной

год».
Организаторы Московской художественно-промышленной выставки 1882 года предложили Чайковскому написать

музыкальное сопровождение к торжествам по случаю
освящения храма Христа Спасителя, возведение которого было посвящено разгрому Наполеона. Ожидалось, что освящение храма состоится во время работы выставки.
Чайковский решил создать нечто, соответствующее значительности события, а также патриотическим настроениям сограждан.
«Вещь будет громкая», — пообещал он и слово сдержал, включив в большой симфонический оркестр военный Духовой оркестр, колокола и даже артиллерийский салют.

1880 год
Увертюра
«1812 год»


Слайд 17 Русские композиторы обращались к теме Отечественной войны и

Русские композиторы обращались к теме Отечественной войны и в связи с

в связи с её столетним юбилеем. Музыкальной заставкой моего

следующего слайда является прекрасная и удивительная по силе, нежная и тревожная по содержанию мелодия…из марша «Прощание Славянки».
Автором этого бессмертного произведения был наш соотечественник, офицер русской и Советской Армии, полковник Василий Иванович Агапкин, прослуживший в войсках более 60 лет. Марш «Прощание Славянки»
был написан в 1912 году, как бы к юбилею – 100-летия разгрома Наполеона в России, а также в преддверии одной из самых страшных войн - Первой мировой.
Своей музыкой, смело разрушив бравурность военных маршей, зовущих на бой, композитор берёт за сердца слушателей, заставляя глубоко задуматься о смысле жизни, о женщине – Славянке, провожающей своего любимого
мужа или отца на фронт.

Василий Иванович
Агапкин

1912 год


Слайд 18 Жанна Бичевская



Марш славянки

Жанна БичевскаяМарш славянки

Слайд 19 В советское время к теме войны 1812 года

В советское время к теме войны 1812 года обратился С.С. Прокофьев.

обратился С.С. Прокофьев. Мысль об Оперном произведении на сюжет

«Войны и мира» Л.Н. Толстого родилась у него ещё в 1930-е годы. Великая Отечественная война заставила его
заняться воплощением своей задумки.
В трудных условиях эвакуации в Нальчике, затем в Тбилиси Прокофьев с необычайной одержимостью писал свою самую любимую оперу. Помимо прозы Льва Толстого, в либретто были использованы стихотворения поэтов первой четверти 19 века, тексты народных песен, воззвания и письма М.И. Кутузова. Позднее Прокофьев рассказывал: «В эти дни приняли ясные формы бродившие у меня мысли написать оперу на сюжет романа Толстого «Война и мир». Как-то по особому близки
стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли».

1941 год.
С.С. Прокофьев
опера «Война и мир»


Слайд 20 Одно из известных произведений батального жанра во время

Одно из известных произведений батального жанра во время Велиной Отечественной Войны

Велиной Отечественной Войны является седьмая «Ленинградская» Симфония Шостаковича.

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской».
Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов.
9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг.
Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Слайд 21 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F


http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EE%F1%F2%E0%EA%EE%E2%E8%F7,_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E9_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B8.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F

  • Имя файла: prezentatsiya-dlya-urokov-patrioticheskogo-vospitaniya-muzyka-batalii.pptx
  • Количество просмотров: 70
  • Количество скачиваний: 0