Слайд 2
Целью данной дипломной работы является всестороннее изучение генезиса,
эволюции, составных элементов культа сыновней почтительности в Древнем Китае.
В ходе реализации цели будут решены следующие задачи:
– выявить истоки возникновения культа Сяо в Китае;
– определить место культа Сяо в социальной и политической системе Китая;
– рассмотреть роль культа предков в развитии семейных отношений в Китае;
– проследить значение культа Сяо в формировании императорской власти;
– охарактеризовать роль культа Сяо в жизни чиновников;
– определить связь траура чиновников с культом предков и сыновней почтительности в Китае.
Слайд 3
Объектом исследования
выступает комплекс традиций и ценностей конфуцианства
как этико-политического и религиозного учения.
Предметом работы является культ
сыновней почтительности (Сяо) в системе конфуцианского учения.
Слайд 4
Хронологические рамки данной дипломной работы охватывают период от
возникновения цивилизации Шан (XVII – XI вв. до н.э.)
до конца династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
Территориальные рамки соответствуют границам китайского государства древних династий Шан (XVII-XI вв. до н.э.), Чжоу (X-VIII вв.), Восточное Чжоу (VIII-III вв. до н. э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
Слайд 5
Историография проблемы
Значительный вклад в развитие
отечественной синологии внесли
труды Н.И. Конрада
Слайд 6
Наиболее значительными исследованиями в указанной области являются труды
востоковеда Л.С. Васильева. Его работы посвящены быту, религии китайского
общества, а также освещают политическую и социальную жизнь:
Васильев Л.С. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. – М., 1988;
Васильев Л.С. Древний Китай. – Т. 1: Предыстория, Шан Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н.э.). – М., 1995;
Васильев Л.С. Девний Китай. – Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). – М., 2000.
Слайд 7
Особый интерес вызывают работы современного синолога В.В. Малявина,
который огромное значение придает изучению и описанию традиций и
обычаев Китая:
Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2000.
Малявин В.В. Конфуций. – М., 2001
Малявин В.В. Лао-цзы и его книга // Дао дэ цзин. – М., 2003.
Малявин В.В. Мудрость Китайского быта: Успех. Здоровье. Радость. – М., 2003.
Слайд 8
Зарубежная историография
Фань Вэнь-Лань. Древняя история Китая. –
М., 1958.
Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М.,
1965.
Холцман Д. Древнекитайский культ сыновней почтительности. // Курьер ЮНЕСКО. – 1977. – № 2. – С. 16-20.
Эберхард В. Китайские праздники. – М., 1977.
Слайд 9
Современная зарубежная историография:
Бертрон Дж. Э. Конфуцианство / Пер.
с англ. О.Перфильева. – М., 2004;
Лёве М. Китай династии
Хань. Быт, религия, культура / Пер. с англ. С.Федорова. – М., 2005;
Вернер Э. Мифы и легенды Китая. – М., 2005;
Кесисоглу Н.В. Нравственные максимы как основы достижения долголетия в традиционной культуре древнего Китая // Вестник ТГУ. – 2007. – Выпуск 9 (53). – С. 253-256;
Линь Лю. Истоки формирования нравственности у детей в китайской семье // Вестник ВЭГУ. № 1 (39). – 2009. – №1. – С. 110-119;
Чэ Тунбо. Принцип сыновней почтительности в родильной обрядности и погребальных церемониях и его особенности в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №117. – С. 145-149;
Ци М. Традиционная культура как ценностный фундамент образовательных идей в социокультурном пространстве КНР // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия. – 2011. – № 9. – С. 49-52.
Слайд 10
Источниковая база дипломного исследования:
Сяо Цзин (каноническая книга сыновней
почтительности) / Пер. Р. Кучера // История Древнего Востока.
Тексты и документы. / Под ред. В.И.Кузищина. – М., 2002.
Ши цзин // Кочергин И.В., Шичко В.Ф. Учебная хрестоматия. Страноведение. Китай. – М., 1999.
Гимны // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 287-289.
Господин мой // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 265-268.
Девятнадцать древних стихотворений // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 301-308.
Жалобы придворного // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 276-278.
Слайд 11
Источниковая база дипломного исследования:
Павлины летят на юго-восток /
Пер. Ю. Щуцкого // История всемирной литературы. – Т.
1. – М., 1983. – С. 199.
Саранча // Поэзия и проза Древнего Востока. Под ред. В. Сановича. – М., 1973. – С. 261.
Советники смотрители // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 282.
Шевелит крылами саранча // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 262.
Шестнадцать правил разумного правителя // Искусство управления / Состав. В.В. Малявин. – М., 2004. – С. 215-217.
Слайд 12
Методологическая база
принцип историзма
принцип объективности
принцип системности
принцип междисциплинарности
принцип
научности
историко-системный метод
историко-генетический метод
историко-хронологический метод
историко-типологический метод
метод историографического анализа
историко-сравнительный (компаративный) метод
Слайд 13
Структура работы:
Введение
Глава I. Сыновняя почтительность как элемент
культуры древнекитайского общества
§ 1. Специфика становления культа Сяо в
Древнем Китае
§ 2. Проявление культа Сяо в семейных традициях Китая периодов Шанской, Чжоуской и Ханьской династий
Глава II. Сяо как политическая и конфуцианская категория
§ 1. Почтительность к императору как элемент культа Сяо
§ 2. Соблюдение принципов сыновней почтительности в повседневной жизни чиновников Древнего Китая
Список источников и литературы
Заключение
Слайд 14
Основные выводы
Культ предков в Китае возник в эпоху
Шан-Инь (XVII – XI вв. до н.э.). В шанское
время этот культ был эквивалентом религии, принадлежащей аристократии из правящего дома Шан, веривших, что их непосредственные предки - предшественники Шанди – из потустороннего мира оказывают им активное содействие.
В 1027 г. до н.э. царство Шан-Инь пало под натиском племени Чжоу, которые переняли у шанцев культ предков. Трансформировав его, они стали поклоняться Высшему Шанди, превратившемуся в эквивалент Великого Неба. Они усилили ритуально-религиозную составляющую поклонения созданием централизованного государства в 221 г.до н.э. и Сяо стало частью государственной религии.
Слайд 15
Культ предков предполагал как почитание мертвых предков, так
и живых родителей..
Непочтительные дети приравнивались к «злейшим врагам», и
в самых резких тонах осуждалось их грубое поведение. Значительно изменив содержание и формы культа предков, конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения.
Ши же должны служение отцу брать в качестве образца, чтобы служить матери и правителю, ибо любовь к ним должна быть одинаковой. Ши должны были быть преданными и послушными. В этом проявлялась сыновняя почтительность
Слайд 16
Политической составляющей Сяо было то, что сам император
был образцом для своих подданных, являясь Сыном Неба. Он
сам должен был выполнять все предписываемые каноны, которые проявлялись и в отношении правителя к своему народу. А народ должен был чтить императора, как отца своего, поскольку государство представлялось как большая семья. Императорская власть была тесно связана с чиновничьим аппаратом, среди которого существовала определенная иерархия. Каждое из сословий выполняло различные предписания норм сыновней почтительности. К примеру, Сын Неба, любя своих родителей, не должен был ненавидеть родителей других, уважая своих родителей, не презирать родителей других.
Слайд 17
Почитание предков проявлялось и в поклонении их могилам,
причем внимание уделялось не только уходу за могилами, но
и выбору «правильного» участка для захоронения, поскольку считалось, что «правильное» место благотворно действует на живых. Могильные земли поэтому считались неприкосновенной собственностью семьи, их нельзя было ни продать, ни заложить.
Слайд 18
Независимо от своего положения в обществе – богат
ты или беден, являешься ли императором, либо всего-навсего раб
– весь китайский народ объединяла некая вера – вера в загробную жизнь, которая представляла собой неотъемлемую часть культа предков. Китайцы верили, что душа продолжает жизнь после смерти человека. И главная забота о душе умершего падала на того члена семьи, который при жизни был ей длине всех. Таким считался старший сын покойного. Поскольку душа предка существовала вечно и постоянно требовала жертв, то не должна была нарушаться и преемственность лиц, приносящих ей жертвы: умершему отцу приносил жертвы его старший сын, последний также должен был оставить после себя сына и т.д. По древнему обычаю траур по родителям следовало соблюдать три года, обычно же он соблюдался 27 месяцев