Слайд 2
Язычество- политеистическая мертвая религия
Слайд 3
Языческие боги
Дажь-бог (Даждьбог) — бог солнечного света, тепла, времени
созревания урожая, плодородия Бог лета и счастья. Также известен
как — Щедрый бог. Символ — Солнечный диск. Даждьбог располагается в золотом дворце на земле вечного лета. Сидя на троне из золота и пурпура, он не боится теней, холода или несчастья. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары.
Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Утренняя открывает дворцовые ворота утром. Зоря Вечерняя закрывает их вечером. Вечерняя Звезда и Звезда Денница, Утренняя Звезда, стерегут чудных лошадей Даждьбога.
Слайд 4
Дажьбог был Богом солнечного света, но отнюдь не
самого светила. Богом Солнца был Хорс. Хорс, чьё имя
означает «солнце», «круг», воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец — хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колеса, также символизировавшие светило. Примечание: скорее всего ХорсДажьбог — название одного Бога. В одной из летописей это имя, в отличие от остальных, было написано слитно.
Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл — крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ — Мировое дерево. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле — защитнике посевов — как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Примечание:Есть версия, что имя Семаръгл было неправильно переписано летописцами, «ы» прочитали как «ъг». На самом деле это «Сем Ярило», или как его привыкли величать, Ярило.
Слайд 5
Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля.
Лада —
богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживается
у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха, (белый цвет символизировал благо).
Ладу называли «матерью Лелевой». Леля — богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах связанных с детством: «ляля», «лялька» — кукла и обращение к девочке; «люлька»; «лелеко» — аист, приносящий детей; «лелеять» — заботиться о маленьком ребенке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью, (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка — «Леля» одаривала подруг заранее приготовленными венками.
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокши) — богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще — Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы.
Слайд 6
К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши
(Мокши) — богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего
живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще — Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы.
Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Бог торговли и зверей. Также известен как — Хранитель стад. Символ- Сноп зерна или зерно, связанное в узел. Священные животные и растения: Вол, зерно, пшеница, кукуруза. Волос — благосклонный бог, который регулирует товарообмен и убеждается, что обещания держатся. Клятвы и договоры приведены к присяге его именем. Когда Перун стал величайшим богом войны, он распознал, что, в отличие от Сварожича, ему нужна хладнокровная голова, чтобы посоветовать. В связи с этим, он привлек Волоса быть его правой рукой и советником.
Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей. Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог — покровитель доспехов.
Ярило — бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких цветов. Священные животные и растения — пшеница, зерно. Веселый Ярило — покровитель весенних растений.
Слайд 7
Перун — змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом
магического кузнеца. Кузнечное ремесло осознавалось как волшебство. Имя легендарного
основателя города Киева Кий — означает молот. Перуна называли « княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть, поэтому то он и стоит во главе Пантеона. Символ — скрещенные топор и молот и громовой знак — колесо\круг с 6-ю спицами.
Свантовит — бог процветания и войны, также известен как — Сильный. Символ — рог изобилия. Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение.
Сварожич- бог силы и чести. Также известен как — палящий. Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор.
Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с Даждьбогом, — намерение отца Сварожича. Дар Сварога — молния — вверен именно ему. Он — бог очага и дома и известен своим верным советом и пророческой силой. Он — бог простого воина, дорожащего миром.
Триглав — бог чумы и войны. Также известен как Тройной Бог. Символ- змея, изогнутая в форме треугольника.
Слайд 8
Праздники языческого происхождения
Слайд 9
Языческие праздники
Праздники в январе
1 января — Новый год
9
января — День Рауда Сильного
18 января — Нардуган
22 января
— Торраблоут
Праздники в феврале
1 февраля — Имболк
14 февраля — День Святого Валентина. День всех влюбленных
14 февраля — Дистинг
Слайд 10
Языческие праздники
Праздники в марте
22 марта — День весеннего
равноденствия / Праздник богини Остары
28 марта — День Рагнара
Лодброка
Праздники в апреле
20 апреля — Первый день лета
30 апреля — Вальпургиева ночь
Слайд 11
Звериные божества
В далекую эпоху славяне знали, что дикие
животные — их братья меньшие. Они относились к ним с
уважением и пониманием.
Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия — именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу или его череп как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.
Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.
Слайд 12
Божества-чудовища
Самым грозным считался владыка подземного
и подводного мира — Змей. Змей — могучее и враждебное чудовище — встречается
в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках.
Северные славяне поклонялись Змею — владыке подземных вод — и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму — как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.
Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца.
Слайд 13
Интересные факты о язычестве
Каким образом римляне переманивали чужих
богов?
При войнах с другими народами древние римляне
нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.
Слайд 14
Какому богу объявил войну Калигула?
Римский император калигула
однажды объявил войну богу морей Нептуну,после чего привел войско
к берегу и приказал солдатам бросать свои копья в воду.
Слайд 15
Во времена язычества наши предки мысленно разделяли окружающее
из пространство на родной дом. где они чувствовали себя
защищенными, и остальной мир, полный враждебных существ. В доме, по представлениям восточных славян, хозяйничал домовой, капризный и сварливый, но в целом доброжелательный к людям. За порогам обитали страшные мифические существа, всегда готовые навредить: наслать бурю, пожар, молнию, снегопад. Границей между этими мирами была дверь, порог дома. Охранительная сила домашнего очага действовала только в приделах избы, за порогам его сила слабела. Отсюда, кстати, происходит традиция не прощаться, не здороваться и ни чего не передавать через порог. Дверь как граница играла особую роль в ритуалах, которые символизировали перемену образа жизни. Если человек покидал родной дом и отправлялся в дорогу. ему следовало присесть на лавку у входной двери, чтобы мысленно попрощаться. В эти минуты домовой может шепнуть человеку что -то важное, последнее напутствие в дорогу. Если же ритуал не выполнить, путника ожидали разные неприятности, говорили, "что пути не будет". Языческое поверье прижилось в христианской культуре, только вместо того, чтобы прислушиваться к советам домового, традиция требовала в минуты молчания прочесть короткую молитву и попросить у Бога защиту в предстоящем пути.
Почему обычай велит присесть перед дальней дорогой?
Слайд 16
Масленица у язычников
Славяне-язычники тоже справляли в
этот период весенний праздник — встречу весны и проводы
зимы. В народе масленица всегда была веселой порой. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».
Отмечать масленицу было принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров. Ну и конечно, в Масленицу принято печь блины, ведь блин — символ солнца.
Слайд 17
Колядование
Колядка (от латинского «календы»
— название первого дня месяца у древних римлян) —
это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.
Обычай колядования имеет свою давнюю историю, корни которой достигают еще арийских времен. Колядки связаны с днем зимнего солнцестояния, которое наши предки называли праздником Коляды. Его праздновали 25 декабря. Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда в Днепровских водах рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники старались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который старался съесть новое Солнце, а потом ходили от дома до дома, чтобы известить людей о рождении нового Солнца, и изображение этого солнца носили с собой. Как только на небе сходила звезда, колядовщики заходили в двор, кликали хозяина и пели его семье величальных песен о солнце, месяце, зрении. Эти песни и стали называть колядами или колядками.
Со временем, с появлением христианской религии обряд колядования был приурочен к Рождеству Христового и в колядках появились библейские и светские мотивы. Традиция колядования сохранилась и к сегодня. Как только на небе является первая звезда – начинает Святой Ужин, а дети собираются и идут поздравлять всех колядками с рождением Христоса! Рождественские колядки.
Слайд 18
Оформление-Черезова Арина
Сбор информации-Черезова Арина, Громова Анастасия
Обработка информации-Черезова Арина,
Громова Анастасия