Слайд 2
Мысль: учитель должен учить.
Варианты передачи мысли:
Обязанность учителя –
учить.
Учитель должен быть учителем.
Учителю надо учить.
Учитель – и будь
учителем.
Ты учитель – ты и учи.
Что же учителю и делать, как не учить!
Кому и учить, как не учителю?!
Слайд 3
1. Экспрессивное использование предложений разного типа:
1) Односоставные предложения
, как на фотографии, запечатлевают одно мгновение, кадр.
Расставанье
Маленький городок.
Северный говорок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-серых вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)
Слайд 4
1. Экспрессивное использование предложений разного типа:
2) Огромными изобразительными
возможностями обладает такое синтаксическое явление, как период.
Период – длинное
сложное предложение, характеризующееся значительной полнотой и законченностью выражения мысли, а интонационно – повышением и понижением интонации.
Слайд 5
А.А. Фе
т
Это утро, радость
эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот
крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Слайд 6
1. Экспрессивное использование предложений разного типа:
3) Сравнительный оборот,
придаточное сравнения:
Застыл, как изваяние.
Он говорил с нами так спокойно,
будто ничего не произошло.
Слайд 7
2. Стилистические фигуры речи.
Для усиления образно-выразительной функции художественной
речи широко используются особые синтаксические построения – фигуры речи.
Фигуры
речи делятся на группы:
Риторические фигуры
Фигуры повтора
Фигуры убавления
Фигуры перемещения
Слайд 8
1) Риторический фигуры
это группа фигур, распознаваемая по пунктуации.
Они предполагают наличие собеседника, но участие в речи не
требуется.
Риторическими могут быть вопрос, умолчание, восклицание, обращение.
« Погиб поэт!..»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
«Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи».
Слайд 9
Риторическое умолчание
риторическая фигура, стилистический прием, при котором выражение
мысли остается незаконченным, ограничивается намеком.
Я не люблю, о
Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
И. Бунин
Слайд 10
2) Фигуры повтора
анафора, эпифора
Многосоюзие, или полисиндетон, — стилистическая фигура,
состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно
для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С. Пушкин
Слайд 11
3) Фигуры убавления
Эллипсис (эллипс) – это пропуск элемента высказывания,
легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Эллипсис используется
как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (В.А. Жуковский).
Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком. (А.Т. Твардовский).
Слайд 12
Бессою́зие, или аси́ндетон,
стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы,
соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать
быструю смену картин, впечатлений, действий.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин)
Слайд 13
Силлепс(ис)
синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде
ряда однородных членов предложения.
«Я пил чай с коньяком и поручиком».
«Шёл
дождь и два студента, один в галошах, а второй в университет».
(Д.Давыдов)
Слайд 14
4) Фигуры перемещения
Градация – выстраивание ОЧП по усилению
или ослаблению признака или действия.
Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь).
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам:
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
(О. Берггольц.)
Инверсия – нарушение привычного порядка слов. Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
(В. А. Жуковский).
Слайд 15
Синтаксический параллелизм
одинаковое или похожее расположение членов предложения в
соседних частях текста.
«Летал сокол по небу,
Гулял молодец
по свету». (УНТ)
«Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье…»
(Ф.И. Тютчев)
Слайд 16
3. Синтаксический перенос
это несовпадение конца предложения с границами
стиха, когда синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее,
чем в конце его. Служит для выделения значимых слов в стихе, иногда выполняет чисто ритмические функции, создавая своеобразные ритмические ходы, часто употребляется в драматическом стихе, где облегчает создание разговорной интонации.
«Раз он спал
У невской пристани. Дни лета
Клонились к осени. Дышал
Ненастный ветер...»
(А. С. Пушкин).
Слайд 17
4. Парцелляция
такое членение предложения на отдельные фрагменты,
которые представляют собой неполные предложения.
В вагон еще какой-то
тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах.
(М. Зощенко)
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
(А. Блок)