Слайд 2
Святки
В казачьем быту святки считались самым большим,
шумным
и веселым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня
– 19 декабря
по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда казаки,
закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть.
Слайд 3
С началом святок в строгой повседневной станичной жизни
наступала пора веселья. Молодежь, собираясь на посиделки, игры, гадания
и устраивая самые различные
забавы, скрашивала унылую станичную зиму. Хотя святки и считались молодежным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным.
Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьем.
К святочным вечерам молодежь всегда готовились: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой.
Слайд 4
Вечера заканчивались шалостями. К примеру, молодежь заваливала всяким
хламом двери хат, ворота, да так, что утром домочадцы
не могли выбраться наружу.
Взрослые казаки также не любили сидеть дома, Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей
Слайд 5
В святочные вечера до Рождества не пели песен,
кроме «святовских».
В это же время шло интенсивное приготовление
рождественских запасов пищи. На столах размещали приготовленные домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений, капусты, огурцов, варенья, моченого терна, вина и др. До сочельника никому не разрешалось употреблять в пищу непостные продукты. Разрешались рыба, картошка, кислая капуста, соленые огурцы с постным маслом, соленые арбузы, тыква, пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из моченого терна.
Слайд 6
Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом
посте. Пищу употребляли после «первой звезды». Перед закатом солнца,
а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев
на молитву, зажигал свечу и ставил ее на каравай хлеба.
Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем,
застилалась соломой, а на нее ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Вновь произносилась молитва, и после этого приступали к еде.
Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая. Кутья (каша из цельных зерен пшеницы, позднее риса, с добавлением киш-миша, орехов, даже варенья и политая медом) символизировала плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и при рождении ребенка, крестинах и при похоронах
Слайд 7
Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким
родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и
хуторов направлялось
в церковь. Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков).
Слайд 8
Начинали колядовать дети.
За окном раздавались дружные голоса:
«Можно похристославить?». Получив добро, дружная компания входила в дом
и нестройным хором пела
Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам
служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты
Востока. Господи, слава Тебе!»
Слайд 9
Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки
выходила молодежь, и даже взрослые казаки. Все они собирались
большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки
Слайд 10
Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые
усердно перебегали от одного двора к другому и славили
Христа:
Я маленький мальчик,
Влез на стаканчик,
В дудочку играю,
Христа прославляю.
С праздником поздравляю,
Счастья всем желаю».
Слайд 11
В это же время колядовали и девочки, которые
составляли отдельные от мальчиков группы. Они подходили к окнам
и кричали хозяевам: «Пустите поколядовать!».
В ответ слышали: «Заходите с Богом». Зайдя в дом, начинали петь:
Коляда, ты коляда
Заходила коляда,
Запевала коляда,
Поздравляла коляда.
Хозяюшки - голубушки
Пожертвуйте нам бублички,
Конфетки и денежки,
На святые вечера
Во имя Христова Рождества
Слайд 12
Все колядовщики с таким усердием «посевали» пшеницей, что
за время колядования комната была густо усеяна зернами. Их
подметали и собирали, как особую драгоценность.
Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: «на доброе вам здоровье, на большой приплод», а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: «пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край».
Хозяева давали им деньги, хлеб и нередко угощали водкой, которую разрешалось употреблять только после полуночи.
Слайд 13
В домах эта шумная компания пела церковные песни,
выпрашивала у хозяев все, что попадется на глаза, причем
в случае отказа, «по цыганской совести» бесцеремонно тащили все, что плохо лежит. Хозяева, как правило, не обижались на «цыганок» и выкупали свое добро. На вырученные деньги за колядки и за выкуп, колядовщиками приобретались сладости и подарки. Обычай запрещал покупать на эти деньги что-либо полезное для хозяйства (одежду, обувь и др.) После полуночи все «колядовщики» собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова
В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай «цыганичанья», который проводился также в ночь перед Рождеством и старым Новым годом. Он сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки (на цыганский манер), ходили по домам с корзинами
и мешками в сопровождении гармониста
Слайд 14
Рано утром родители возвращались из церкви и звали
всех домочадцев к богато убранному столу. После
разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем.
После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков.
Повсеместно рождественское веселье сопровождалось катанием с горок на санках.
Слайд 15
Гадания в святочные дни (после Рождества) также составляли
значительную часть
развлечений станичной молодежи, особенно молодых казачек.
Слайд 16
Крещение (Богоявление) Господне.
В народе этот праздник называли
«свечками», так как в этот день после вечерни, когда
совершается «водосвятие» (освящение воды), казачки рядом с сосудом, в котором освещается вода, ставили свечки, перевитые цветными нитками. Весь этот день проводился в строжайшем посте, не разрешали есть до первой звезды даже детям.
Слайд 17
По возвращению с водосвятия хозяин отпивал несколько глотков
святой воды, угощал домочадцев, а затем брал из-за иконы
освященную еще перед прошедшей Пасхой вербу и кропил этой водой все комнаты, пристройки, имущество, домашних животных.
По завершению всех этих обрядов, святую воду ставили к образам на специальную подставку. Считалось, что такая вода не может испортиться. Такое же священное действие приписывалось и простой речной воде, которая в канун Крещения получала особую силу. Вода, почерпнутая из такой проруби в канун Крещения, считалась целебной и могла помочь особенно женщинам. Для этого им нужно было почерпнуть воды и идти домой, не оборачиваясь и, загадав желание.
Слайд 18
Как только раздавался удар колокола, из церкви начинался
крестный ход. Все шли с обнаженными головами, а детишек
старались закутать в башлыки. У проруби собиралось все станичное начальство во главе с атаманом. Все они были одеты празднично. Казачки надевали шубки или длинные пальто, отороченные мехом, а поверх покрывали разноцветные шали
В день Крещения на реках, покрытых толстым льдом (в основном на Среднем и Верхнем Дону), казаки сооружали большой высокий крест, а по бокам две ледяные формы – Чаша и Евангелие, расписанные красками.