Слайд 2
Третьяковская галерея обладает одним из самых крупных мировых
собраний русского изобразительного искусства. Основой коллекции Третьяковки стали произведения
русского искусства из собрания московского промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Датой основания музея считают 1856 год, когда Третьяков приобрел картины художников В.Г. Худякова и Н.Г. Шильдера. В планы мецената практически с самого начала формирования коллекции входило передать ее городу. В 1860 г., в своем завещании, Павел Михайлович говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
Слайд 3
Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) - известный московский собиратель
картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение
более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.
Павел Михайлович Третьяков
Слайд 4
Во второй половине 1850-х гг. Третьяковым были куплены
работы таких мастеров, как А.К. Саврасов, Ф.А. Бруни, К.
А. Трутовский. В 1860-е гг. коллекция пополнилась произведениями В.Г. Перова, М.П. Клодта, К.Д. Флавицкого и целого ряда других авторов.
Музей впервые был открыт для широкой публики в 1867 г. Тогда в коллекцию входили около 1200 картин, 470 рисунков и 10 скульптур работы русских мастеров, а также 84 картины кистей иностранных художников. В дар городу Москве Павел Михайлович Третьяков официально передал коллекцию в 1892 г.
Слайд 8
Высочайший взлет древнерусского иконописного искусства связан с именами
Феофана Грека (ок. 1340 – 1410) и Андрея Рублева
(ок. 1360 – 1430). Феофан Грек приехал из Византии в Великий Новгород в 1370-е гг. и прожил на Руси более тридцати лет. Епифаний Премудрый, писатель и монах Троице-Сергиевого монастыря, оставил воспоминания о мастере. Епифаний писал, что художник работал, почти не сверяясь с образцами, писал быстро, то подходя к изображению, то отходя от него, чтобы проверить впечатление. Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически став главой московской иконописной школы конца 14 – начала 15 вв.
Андрей Рублев
Слайд 15
Крамской Иван Николаевич(1837–1887), русский художник, критик и теоретик
искусства.
Родился в Острогожске (Воронежская губерния) 27 мая (8 июня)
1837 в бедной мещанской семье. Работал переписчиком в канцелярии, подмастерьем у иконописца, ретушером в фотомастерской. В 1857 поселился в Петербурге и поступил в Академию художеств.
Крамской Иван Николаевич
Слайд 16
Картина "Христос в пустыне" занимает совершенно особое место
в творческой биографии Ивана Крамского. Начиная с А. Иванова,
пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа, трактовка которого приобретала не созерцательное, а острое историко-философское звучание. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи - вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости.
Крамской И. «Христос в пустыне»
Слайд 17
Главная мысль И. Крамского тех лет, сильно занимавшая
его, - это трагедия жизни тех высоких натур, которые
добровольно отказались от всякого личного счастья, и самым лучшим, самым высшим и чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос. Христос - это философ, странствующий проповедник, ищущий истину, а не всемогущий властитель мира, все знающий и всем указывающий.
Свое полотно И. Крамской обдумывает целое десятилетие. В начале 1860-х годов, еще будучи в Академии художеств, он делает первый набросок, в 1867 году - первый вариант картины, который его не удовлетворил. В ноябре 1869 года, чтобы "видеть все, что сделано в этом роде", художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.
"Под влиянием ряда впечатлений, - говорил впоследствии И. Крамской, - у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье - пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?" Итогом этих размышлений явилась у художника "потребность рассказать другим то, что я думаю.
Слайд 18
Но как рассказать? Чем, каким способом я могу
быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего
в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении".
Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. И "я понял, - писал И. Крамской, - что это - такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности". И после этого, как вспышка, рождается образ - сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу.