Слайд 2
Пусть старина вовеки
не воскреснет,
Но
все же грустно будет,
коль она
Уйдет, неповторимая,
ни в песне,
Ни в емком слове
не воплощена.
О. Маслов
Слайд 3
Идея проекта
Подготовить стендовый доклад
«Церкви старого г. Благовещенска»
Слайд 4
Актуальность
На уроках изобразительного искусства, уроках основ религиозной культуры
и светской этики, истории мы знакомились с особенностями храмового
зодчества. Увидеть его и приобщиться к культуре своего народа можно только побывав в городах, в районных центрах, где расположены религиозные центры. Но так было не всегда.
В дореволюционной России церкви, храмы строились повсеместно, даже в небольших деревнях, не говоря об областном центре.
Однако, все, построенные до Октябрьской революции православные храмы, за исключением некоторых часовен, были разрушены в 1920-е-1930-е гг.
Сегодня не то что подрастающее поколение, но и не все взрослые люди в Амурской области знают о том, сколько в г. Благовещенске было церквей.
Считаю, что мы должны изучать прошлое, бережно относиться к культуре своего народа – это одна из сторон нравственной характеристики человека.
Дорога в будущее лежит через прошлое.
Слайд 5
Цель:
привлечь внимание к проблеме исчезновения памятников культуры
– церквей г. Благовещенска
Слайд 6
Задачи:
найти информацию о церквях старого
г. Благовещенска;
выяснить, как
они назывались , время их строительства и их дальнейшая
судьба;
показать необходимость совместных усилий людей по сохранению памятников культуры.
Слайд 7
Объект: старый г. Благовещенск
Предмет: церкви
Слайд 8
Методы исследования:
сбор информации о церквях старого
г. Благовещенска;
отбор
и описание материала;
систематизация и
обобщение информации;
метод исторической периодизации.
Слайд 9
До начала 1950-х гг. облик Благовещенска немногим отличался
от его вида начала 20-ого века, за исключением исчезнувших
куполов церквей. Некоторые кварталы и улицы до сих пор сохранили свое своеобразие и дают представление о старом городе Благовещенске.
В настоящее время актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности.
Слайд 10
Церковь во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (Никольская)
Первая
церковь на Амуре, построена в 1857-1859 гг., освящена в
1860 г. Алтарь был выстроен из бревен мертвокладной Усть-Зейского поста. Строитель и священник – первый благочинный амурских церквей А. П. Сизой. До 1864 г. служила кафедральной церковью.
Снесена в 1980 г.
Слайд 11
Градо-Благовещенский Кафедральный собор во имя Благовещенья Божьей Матери
на Соборной площади
Заложен и освящен в 1858г. Святителем Иннокентием,
епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в связи с чем Усть-Зейская станица переименована в Благовещенскую. Деревянный однопридельный храм построен и освящен в 1864г., сгорел в 1924г.
Слайд 12
Церковь во имя Покрова Божьей Матери (Покрово-Николаевская)
Трехпридельный каменный
храм, построен в 1879-1883гг. Главный придел освящен в 1883г.,
Николаевский – в 1886 г., Иннокентьевский – в 1887 г.
Снесен в 1930-е гг.
Слайд 13
Церковь во имя Святого Архистратига Михаила и прочих
бесплотных сил небесных (Михайло-Архангельская церковь-школа)
Основана в 1892 г. как
первая церковно-приходская школа. В 1895 г. Пристроен храм и освящен во имя Архистратига Михаила, с этого времени служила церковью-школой Ново-Соборного прихода со школой грамоты при ней.
Сгорела в 1927 г. от попадания молнии.
Слайд 14
Кладбищенская церковь во имя Вознесения Господня (Вознесенская)
на
Вознесенской площади
Каменный храм Кладбищенского прихода православной церкви, построен
в 1896 г.,
снесен в 1930-е гг.
Слайд 15
Церковь во имя Святой Троицы
(Шадринский собор)
Заложен в
1896 г., закончен строительством и освящен в 1902г. Трехпридельный
каменный храм с главным приделом во имя Святой Животворящей Троицы, правым – во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца и Святой Великомученицы Александры, левым – во имя Преподобного Симеона Христа Ради Юродивого и Преподобной Анастасии Римлянки. Построен иждивением благовещенского купца, почетного гражданина С. С. Шадрина.
Снесен в 1930-н годы.
Слайд 16
Железнодорожная церковь
Внешний вид типовой деревянной церкви для станционных
поселков Амурской железной дороги, строившихся в 1909-1915 гг.
Слайд 17
Вывод:
Таким образом, к началу 1880-х гг. Благовещенск приобретает
черты культурного центра. В первую очередь закладываются новые храмы.
Храмы, церкви традиционно становятся местами паломничества православных россиян. Но они постепенно исчезают из-за несчастных случаев и политики новой власти в 20-30-х гг. 20века.
Разрушение храмов и надругательство над святынями ведет к утрате национальных традиций, что, в свою очередь, приводит к утрате связи поколений.
Считаю, что мой информационный проект о церквях старого г. Благовещенска станет тонкой ниточкой этой связи и заинтересует других к поиску информации о культуре наших предков.
Слайд 18
Практическая значимость:
информация о церквях старого г. Благовещенска даст
возможность школьникам приобщиться к культуре нашего родного края, расширит
кругозор не только подрастающему поколению, но и взрослым людям.
Готовый продукт проекта – стендовый доклад «Церкви старого г. Благовещенска» - может быть использован на занятиях по краеведению, на уроках ОРКСЭ и стать основой исследовательской работы.
Слайд 19
Литература:
1. https://www.o-detstve.ru/forchildren/research-project/9449.html
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA