Слайд 2
Никитин Афанасий Никитич родился около 1434 года, путешественник,
тверской купец, первый европеец, посетивший Индию с научными целями,
за двадцать пять лет до открытия торгового пути испанцем Васко Де Гаммо..
Слайд 3
Как начиналось хождение?
Крайне скудны сведения о настоящих целях
путешествия Афанасия Никитина в 1460-х годах в сторону трех
морей: Каспийского, Аравийского и Черного, далеко на восток, куда не добирался до этого ни один европеец.
Точная дата начала путешествия также не известна. В 19 в. И.И.Срезневский датировал его 1466–1472, современные российские историки (В.Б.Перхавко, Л.С.Семенов) полагают точной дату 1468–1474.
Слайд 5
Начало путешествия
Весной 1468 тверской купец среднего достатка
Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий
торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары, в том числе «мягкую рухлядь» — меха, ценившиеся на рынках нижней Волги и Северного Кавказа.
Слайд 6
Нижний Новгород
Пройдя водным путем мимо Клязьмы, Углича и
Костромы, Афанасий Никитин достиг Нижнего Новгорода. Там его караван
должен был из соображений безопасности присоединиться к другому каравану, который вел Василий Папин, московский посол. Но караваны разминулись — Папин уже ушел на юг, когда Афанасий прибыл в Нижний Новгород.
Никитину пришлось дождаться прибытия из Москвы татарского посла Хасанбека и уже с ним и другими купцами идти к Астрахани на 2 недели позже, чем было запланировано.
Слайд 7
Астрахань
Судна благополучно прошли Казань и еще несколько татарских
поселений. Но уже перед самым прибытием в Астрахань караван
был ограблен местными разбойниками — это были астраханские татары под предводительством хана Касима, которого не смутило даже присутствие своего соотечественника Хасанбека. Разбойники отобрали у купцов весь товар, купленный в кредит. Торговая экспедиция была сорвана, два судна из четырех Афанасий Никитин потерял.
Два оставшихся судна направились в Дербент, попали в Каспийском море в шторм, и их выбросило на берег. Возвращение на родину без денег и товара грозило купцам долговой ямой и позором.
Тогда Афанасий решил поправить свои дела, занявшись посреднической торговлей. Так началось знаменитое путешествие Афанасия Никитина, которое он описал в путевых заметках под названием «Хождение за три моря».
Слайд 8
Персия
Через Баку Никитин отправился Персию, в область под
названием Мазандеран, затем перебрался через горы и двинулся дальше
на юг. Путешествовал он без спешки, подолгу останавливаясь в селениях и занимаясь не только торговлей, но и изучая местные языки. Весной 1469 года, «за четыре недели до Пасхи», он прибыл в Ормуз — большой портовый город на пересечении торговых путей из Египта, Малой Азии (Турции), Китая и Индии. Товары из Ормуза были уже известны в России, особенно славился ормузский жемчуг.
Узнав, что из Ормуза экспортируют в города Индии лошадей, которых там не разводят, Афанасий Никитин купил арабского жеребца и надеялся хорошо перепродать его в Индии. В апреле 1469 года он сел на корабль, отправляющийся в индийский город Чаул.
Слайд 9
Прибытие в Индию
Плавание заняло 6 недель. Индия произвела
на купца сильнейшее впечатление. Не забывая о торговых делах,
по которым он, собственно, сюда и прибыл, путешественник увлекся этнографическими исследованиями, подробно записывая увиденное им в свои дневники. Индия предстаёт в его записях чудесной страной, где все не так, как на Руси, «а люди ходят все черные да нагие». Выгодно продать жеребца в Чауле не удалось, и он отправился вглубь страны.
Слайд 10
Джуннар
Афанасий побывал в небольшом городке в верховьях реки
Сины, а затем отправился в Джуннар. В крепости Джуннар
пришлось задержаться уже не по своей воле. «Джуннарский хан», отобрал у Никитина жеребца, когда узнал, что купец не басурманин, а пришелец из далекой Руси, и выставил иноверцу условие: или тот переходит в исламскую веру, или не только не получит коня, но и будет продан в рабство. Хан дал ему 4 дня на размышление. Это было на Спасов день, на Успенский пост. «Господь Бог сжалился на свой честной праздник, не оставил меня, грешного, милостью своей, не дал погибнуть в Джуннаре среди неверных. Накануне Спасова дня приехал казначей Мухаммед, хорасанец, и я бил ему челом, чтобы он за меня хлопотал. И он ездил в город к Асад-хану и просил обо мне, чтобы меня в их веру не обращали, да и жеребца моего взял у хана обратно».
В течение 2 месяцев, проведенных в Джуннаре, Никитин изучал сельскохозяйственную деятельность местных жителей. Он увидел, что в Индии пашут и сеют пшеницу, рис и горох в сезон дождей. Описывает он и местное виноделие, в котором в качестве сырья используются кокосовые орехи.
Слайд 11
Бидар
После Джуннара Афанасий посетил город Алланд, где проходила
большая ярмарка. Купец намеревался продать здесь своего арабского скакуна,
да снова не получилось. Лишь в 1471 году Афанасию Никитину удалось продать коня, да и то без особой выгоды для себя. Это случилось в городе Бидар, где путешественник остановился, пережидая сезон дождей. «Бидар — стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей в нем очень много. Султан молод, двадцати лет — бояре правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы», — так описывал этот город Афанасий.
Купец провел в Бидаре 4 месяца. «И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а веры Иисусовой христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать». Множество записей в дневниках Никитина касаются вопросов религии индийцев.
Слайд 12
Парват
В январе 1472 года Афанасий Никитин прибыл в
город Парват, священное место на берегу реки Кришны, куда
со всей Индии шли верующие на ежегодные празднества, посвященные богу Шиве. Афанасий Никитин отмечает в дневниках, что это место имеет для индийских брахманов такое же значение, как для христиан Иерусалим.
Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» провинции Райчур, где принял решение вернуться на родину. За все время, что Афанасий путешествовал по Индии, товара, подходящего для продажи на Руси он так и не нашел. Никакой особой коммерческой выгоды эти странствия ему не дали.
Слайд 13
Обратный путь
На обратном пути из Индии Афанасий Никитин
решил посетить восточное побережье Африки. Согласно записям в дневниках,
в Эфиопских землях ему едва удалось избежать ограбления, откупившись от разбойников рисом и хлебом. Затем он вернулся в город Ормуз и двинулся через Иран, в котором шли военные действия, на север. Он миновал города Шираз, Кашан, Эрзинжан и прибыл в Трабзон, турецкий город на южном берегу Черного моря. Там он был взят под арест турецкими властями как иранский шпион и лишен всего оставшегося имущества.
Слайд 14
Кафа
Афанасию пришлось занять под честное слово денег на
дорогу до Крыма, где он намеревался встретить купцов-соотечественников и
с их помощью отдать долги. В Кафу (Феодосию) он смог добраться только осенью 1474 года. Зиму Никитин провел в этом городе, завершив записки о своем путешествии, а весной отправился по Днепру обратно в Россию.
Слайд 15
Смерть
Вернуться домой Афанасию Никитину было не суждено —
он скончался немного не дойдя до Смоленска при неизвестных
обстоятельствах. Скорее всего, годы скитаний и перенесенных путешественником лишений подорвали его здоровье. Спутники Афанасия Никитина, московские купцы привезли его рукописи в Москву и передали их дьяку Мамыреву, советнику царя Ивана III. Позже записи были включены в летописи 1480 года.
Слайд 16
Глоссарий
Хо́ждения, хо́жения (также употребляется в единственном числе —
хождение, хожение) — жанр средневековой русской литературы, форма путевых
записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель.
Купец - владелец частного торгового предприятия.
Этнография - Наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
Слайд 17
Список литературы
http://diletant.media – исторический журнал
https://ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия
Слайд 18
Тест
В каком веке Афанасий Никитич совершил его хождение?
14
век
15 век
16 век
17 век
Слайд 19
Тест
Из-за чего путешественник потерял половину своих суден
у Астрахани?
Шторм
Ограбление
Он их продал
Слайд 20
Тест
Кому были переданы рукописи Афанасия Никитича?
Ивану 3
Дьякону Мамыреву
Патриарху Никону
Григорию Распутину