Слайд 2
План урока:
1. Просвещение.
2. Духовное развитие общества в начале
ХХ века. Наука.
3. Архитектура.
4.
Живопись.
5. Литература .
6. Музыка, балет, театр, кинематограф.
Слайд 3
Просвещение
Государственные расходы на народное образование
с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в
5 раз. Основное внимание уделялось начальной школе.
Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование.
Слайд 4
Духовное развитие общества в начале ХХ века. Наука.
Слайд 5
На руб. XIX--XX вв. получили развитие новые области
науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847--1921) --
основоположник современной гидро- и аэродинамики.
Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др.
Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища.
Н.Е. Жуковский ( 1847 - 1921) - русский ученый, основоположник современной аэродинамики. С 1894 года - член-корреспондент Петербургской Академии наук. Ему принадлежат труды по теории авиации, многие исследования по механике твердого тела, астрономии, математике, гидродинамике и гидравлике, прикладной механике, теории регулирования машин и механизмов и многие другие. Ученый участвовал в создании Аэродинамического института в Кучино под Москвой, был организатором и первым руководителем Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
Слайд 6
С.А. Чаплыгин (1869 - 1942) - советский ученый,
один из основоположников аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой
Социалистического труда. Ему принадлежат труды по теоретической механике, гидро- и газовой динамике. В 1918 году совместно с Н.Е. Жуковским С.А. Чаплыгин участвовал в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), с 1921 года был его научным руководителем.
Слайд 7
К.Э. Циолковский (1857--1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро-
и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и
конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель -- ракету («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1903).
К.Э. Циолковский (1857 - 1935) - советский ученый и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики. Он впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостно-реактивных двигателей. Технические идеи К.Э. Циолковского по сей день находят применение при создании ракетно-космической техники.
Слайд 8
Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П.
Павлова (1849--1934) столь велико, что история физиологии делится на
два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904).
Слайд 9
Десятилетия последующей работы по этим направлениям привели к
созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский
естествоиспытатель И. И. Мечников (1845--1916), вскоре стал Нобелевским лауреатом (1908) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.
Слайд 10
Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) заложены В.И.
Вернадским (1863--1945). Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных
проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.
Слайд 11
Пётр Никола́евич Ле́бедев - выдающийся русский физик-экспериментатор, первым
подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления,
создатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета (1900—1911).
Слайд 12
Ученые-гуманитарии плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения
(В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.И. Семевский, С.А. Венгеров, А.Н.
Пыпин и др.). Одновременно делалась попытка с марксистских позиций рассмотреть проблемы философии, социологии, истории (Г. В. Плеханов, В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.).
В.О. Ключевский
С.А. Венгеров,
Слайд 13
Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в
естествознании. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная
философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.
Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым (1853--1900). Сын знаменитого историка, выросший в «суровой и набожной атмосфере», царившей в семье (дед его был московским священником), в гимназические годы (от 14 до 18 лет) он пережил, по его словам, пору «теоретического отрицания», страстного увлечения материализмом, и от детской религиозности перешел к атеизму.
Слайд 14
Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской
религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В.
С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Федотов Г.П., П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.
Федотов Г.П.
Бердяев Н.А.
Трубецкой Н.С.
Слайд 15
Архитектура
Главной проблемой архитектуры стали поиски нового
стиля. Новое направление в архитектуре получило название "модерн". Одной
из особенностей этого направления стала стилизация русских архитектурных мотивов - так называемый неорусский стиль.
Слайд 16
Особняк С.П. Рябушинского
Архитектор Ф.О. Шехтель. Москва, 1900–1902 гг.
Слайд 17
Ярославский вокзал
Архитектор Ф.О. Шехтель. Москва, 1907 г.
Слайд 18
Гостиница «Метрополь»
Архитектор В.Ф. Валькот. Москва, 1899–1906 гг.
Слайд 19
Доходный дом Исакова на Пречистенке
Архитектор Л.Н. Кекушев. Москва,
1906 г.
Слайд 20
Дом П.Н. Перцова в Лесном (ныне Соймоновском) проезде
Проект
художника С.В. Малютина. Москва, 1905–1907 гг
Слайд 21
Живопись
Прочные позиции удерживали представители русской академическойпредставители русской академической
школы и наследники передвижников
Появление нового стиля – модерна
(последователи этого стиля объединились в творческом обществе «Мир искусства»)
СимволизмСимволизм в живописи ( выставка «Голубая роза», тесно связан с поэзией ; символизм не был единым стилевым направлением)
Появление группировок, представлявших авангардное направление в искусстве ( выставка « Бубновый валет»),
любимый жанр авангардистов – натюрморт
Неопримитивизм ( выставка « Ослиный хвост»)
Авторский стиль( синтез европейских авангардных тенденций с русскими национальными традициями)
Слайд 22
«Портрет З.Н. Юсуповой»
В.А. Серов. 1900–1902 г.
Слайд 23
«Принцесса Греза»
М.А. Врубель. Панно. 1896 г.
Слайд 24
«Призраки»
В.Э. Борисов-Мусатов. 1903 г.
Слайд 25
«Англичанин в Москве»
К.С. Малевич. 1914 г.
Слайд 26
«Всадник Георгий-победоносец»
В.В. Кандинский. 1914–1915 г.
Слайд 28
Л. Бакст .Портрет графини Келлер
Слайд 29
« Мир искусства»: Е. Лансере «Царевна Елизавета
Петровна и преображенцы»
Слайд 30
К. Петров-Водкин.
Купание красного коня
Натюрморт. «Фрукты»
1908 г.
С гор. 1910 г. (Фрагмент)
« Портрет Лидии Васильевны Сычковой»
1904 г.
@
Слайд 34
Серебряный век
Русской литературы.
Слайд 35
Начало XX столетия вошло в историю литературы под
красивым именем «Серебряный века». Определение «Серебряный век» было введено
в 1933 году Н. А. Оцупом в парижском журнале русской эмиграции «Числа». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами: Брюсов, Анненский, Бальмонт. Расцветом этого периода считают 1915 год.
Слайд 36
Серебряный век опирался на модернистские течения:
Слайд 37
Цель модернизма:
Создание поэтической культуры содействующей духовному возрождению человечества,
преобразование мира средствами искусства.
Особая роль отводилась автору, художнику –
роль прорицателя, пророка способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Слайд 38
Символизм
С греч. – знак, символ. Это направление сосредоточено
на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и
идей.
Слайд 39
Сологуб Федор Кузьмич
(1863-1927)
Писатель, поэт.
В творчестве Сологуба большое
место занимают темы злого начала в мире, безысходности земного
существования, им противопоставляются мир мечты, смерть и небытие как освобождение от страданий, обетованная земля.
Слайд 40
Брюсов Валерий Яковлевич
(1873-1924)
Основоположник русского символизма, поэт, прозаик, драматург,
теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед.
«Дайте мне свод небесный,
я распишу его весь!»
Жанровое разнообразие поэзии Брюсова привлекает к себе самый широкий круг — спектр его лирики чрезвычайно широк — от лирических нередко интимных стихов до открыто гражданских, выдержанных в ораторской манере, стихотворений-декламаций.
Слайд 41
Гиппиус Зинаида Николаевна
(1869-1945)
Поэт, литературный критик, прозаик, мемуарист, имеет
немецкие корни.
«Мысли без воли - нецарственный путь»
Идеолог символизма З.
Н. Гиппиус в своих стихотворных произведениях отобразила мотивы трагической замкнутости, отъединенности от мира, волевого самоутверждения личности.
Слайд 42
Акмеизм
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо,
цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. (С.
М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам ); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. «Земной» поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.
Представители: Ахматова, Гумилев, Городецкий.
Поэты проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.
Слайд 43
Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)
Поэт- воин, один из ведущих представителей
акмеизма. Прожил очень яркую, но короткую жизнь.
Гумилев
называл свою поэзию Музой дальних странствий. До конца своих дней он сохранил верность этой романтической теме, повлиявшей на все его творчество.
Акмеизм возник как реакция на творчество символистов.
Слайд 44
Ахматова Анна Андреевна
(1889-1966)
АХМАТОВА (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна
[11 (23) июня 1889, Большой Фонтан, близ Одессы —
5 марта 1966, Домодедово, под Москвой], русский поэт. Примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине.
Слайд 45
Футуризм
С лат. – будущее
Представители: братья Бурлюки, Хлебников, Маяковский
и др.
В дек. 1912г. появилась первая декларация футуристов в
сборнике «Пощечина общественному вкусу».
Слайд 46
Маяковский всё переживал с
гиперболической
силой - любовь,
ревность, дружба.
Он не любил разговаривать.
Он всегда, не
на час не прекращал
сочинять стихи. Вероятно,
поэтому так нерастраченно вошли
в них его переживания.
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
Слайд 47
Бунин Иван Алексеевич
(1870-1953)
Писатель, прозаик, поэт, переводчик из старого
дворянского рода.
«Очень русское было все то, среди чего жил
я в мои отроческие годы»
Поэзия Ивана Бунина отличается постоянством мироощущения, жизнелюбием, близостью к природе. Всю жизнь поэт старался передать органичность природы, неповторимость всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом.
Слайд 48
Куприн Александр Иванович
(1870-1938)
Писатель-реалист, настоящий художник, громадный талант, превосходный
мастер не только литературного пейзажа, но и литературного характера.
«В
теперешнее время тяжело и позорно и прямо невозможно жить таким, как я...»
Внешней остроте восприятия у Куприна соответствуют его внутренняя полнота и углубленность.
Слайд 49
Горький Максим
(1868-1936)
Писатель, публицист, общественный деятель, одна из ключевых
фигур литературного рубежа 19-20 столетий и советской литературы.
Горький
писал о России: «Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос - какова она? – а вопрос - почему она такова?»
Оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы
Творческий взлет композиторов – новаторов Скрябина, Стравинского, Танеева, Рахманинова
Расцвет музыкальной исполнительской культуры (Шаляпин, Нежданова, Собинов, Ершов)
С.Рахманинов
Ф. Шаляпин
Слайд 51
Балет
Академическая русская балетная школа (
М.Петипа)
«Живописные» постановки А.Горского и М.Фокина
Выдающиеся артисты балета- А..Павлова, Т.Карсавина,
В. Нежинский
Слайд 52
Театр, кинематограф
Основана психологическая актерская
школа К.Станиславским
С именами В. Мейерхольда, Е.Вахтангова, К. Станиславского
связаны поиски нового театра
Появляются деятели кино с мировыми именами (Я.Протазанов, И.Мозжухин,
В. Холодная)
Слайд 53
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Соотнесите термины и их определения .
Символизм
Акмеизм
Футуризм
А)
разрушение старого мира, увлечение формами, стремление к «искусству будущего».
Б)
направление в искусстве 1870-1910 гг., его сторонники стремились приобщиться к вечным тайнам мироздания через конкретные типы образов.
В) сторонники этого направления в поэзии стремились отобразить мир человеческих чувств. Название происходит от греческого слова, означающего высшую степень чего-либо, цветущую силу.
Слайд 54
Соотнесите термины и поэтов, работающих в этом стиле.
Символизм
А) А.Блок, В.Брюсов
Акмеизм Б) В.Хлебников, В.Маяковский
Футуризм В) Н.Гумилев. А.Ахматова
Слайд 55
Соотнесите автора и произведение
1. «Демон»
А) С.Коровин
2. «Зима» Б) К.Малевич 3. «Англичанин в Москве» В) М.Врубель