Слайд 2
План.
Особенности культурного развития.
Основные направления культуры России первой половины
XIX века.
Просвещение и образование:
- системы образования;
- характер и особенности образования.
Наука и техника:
- ученые и изобретатели;
- основные открытия и достижения.
Слайд 3
План.
Литература:
- основные жанры и направления;
- поэты, писатели и их творчество.
Театр:
- виды
театров;
- крупнейшие российские театры;
- выдающиеся актеры и реформаторы русского театра.
Слайд 4
План.
Живопись:
- основные жанры;
- выдающиеся
художники и их творчество.
Архитектура и скульптура:
- основные
стили и направления;
- характерные черты;
- крупнейшие архитектурные сооружения.
Музыка
- особенности музыкального развития в первой половине XIX века;
- ведущие композиторы и их творчество.
Слайд 5
Особенности культурного развития.
Быстрая смена направлений и стилей.
Подъем после
Отечественной войны 1812 года.
Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам,
собиранию книг и картинам.
Самобытность и отход от европейского влияния.
Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.
Слайд 6
Направления культуры в первой половине 19 века
Слайд 9
Просвещение и образование
В России оформилась
замкнутая сословная система просвещения и образования.
Школьное обучение не
было предусмотрено для крепостных.
Для государственных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год).
Образцовым заведение стал Царскосельский лицей.(Пушкин, Пущин, Дельвиг)
Слайд 10
Системы образования.
Широко была распространена система домашнего
образования.
Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов.
В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты ( В Петербурге, Харькове, Казани). Но у университетов не было автономии и была высокая плата.
Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции.(поэт Кольцов, публицист Полевой.)
Слайд 11
Наука и техника.
Ученые и изобретатели.
Математик Н.И. Лобачевский создал теорию "неевклидовой геометрии".
Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы.
Академик В.В. Петров положил начало практическому применению электричества.
Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге.
Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.
Слайд 12
Наука и техника.
Гуманитарные науки выделились в особую отрасль
и успешно развивались.
В 1818 г. были изданы первые 8
томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. В конце 40-х гг. начал свои исследования историк С.М. Соловьев, создавший 29-томную "Историю России с древнейших времен".
Основывается ряд научных обществ - Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др.
Мореплаватели И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 - 1806 гг.), а Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.
Слайд 13
Литература
Именно расцвет литературы позволил определить I половину
XIX в. как "Золотой век" русской культуры.
Распространению знаний
способствовало издание книг, журналов, газет.
Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н.М. Карамзиным.
В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.
Слайд 14
Основные жанры и направления.
В Начале XIX в. классицизм
уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к
внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин.
Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В.А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине.
Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность.
Основоположником реализма стал А.С. Пушкин (роман "Евгений Онегин"). В творчестве М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.
Слайд 15
НИКОЛАЙ
МИХАЙЛОВИЧ
КАРАМЗИН
«МАРФА ПОСАДНИЦА, ИЛИ
ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА»,
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»,
«БЕДНАЯ ЛИЗА»
Слайд 17
Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург
и вся Россия.
Слайд 20
Театр
Виды театров:
-крепостные;
-государственные;
-частные;
-балетные.
Крупнейшие российские театры
в первой половине XIX века:
В Петербурге - дворцовый
театр в Эрмитаже, Большой, Малый Александрийский и Михайловский театры.
В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра
Слайд 21
В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который
слыл ярким приверженцем романтизма.
Слайд 23
Живопись
Основные жанры
С начала XIX
в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как
сентиментализм.
Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян.
Слайд 26
Живопись
Основные жанры
Романтическое направление живописи воплотилось в
творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой
половины XIX в.
Слайд 29
Живопись
Основные жанры
30-40-е годы XIX в. стали
временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма.
Одним из его основоположников стал П.А.Федотов.
Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.
Слайд 32
Живопись
Основные жанры
Значительным явлением художественной жизни России
первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста
И.К.Айвазовского.
А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание.
Слайд 34
Архитектура и скульптура
Первая половина XIX в.
в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта -
создание крупных ансамблей.
Слайд 37
Ампир:
характер построек - массивность, богатые украшения
по примеру архитектуры древнего Рима.
Слайд 47
Музыка
Влияние реализма складывалось и в
музыке.
Особое место в истории русского музыкального искусства занимал
композитор М.И. Глинка.
Он писал оперы ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"), романсы, этюды, хоры.
М.И. Глинка был родоначальником классической музыки.
Слайд 49
Музыка
Композиторы не стремились к
заимствованиям у немецкой, французской и итальянской школ. Многовековое народное
творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы.
Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А. Алябьев, А.Е. Варламов, АЛ. Гурилев).
Крупным представителем реализма был А.С. Даргомыжский (оперы "Русалка", "Каменный гость").