Слайд 2
Петр I подавал пример неустанного овладения знаниями и
требовал того же от других. Он владел 14 ремеслами,
в Голландии он получил звание корабельного плотника, в Англии – инженера, был прекрасным полководцем и флотоводцем, выдающимся дипломатом.
Слайд 3
Для учебы и практического освоения наук россиян посылали
за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий.
По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.
Слайд 4
Царь – реформатор понимал, что школа, основанная лишь
на церковном знании, так же как и посылка талантливой
молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата, поэтому в стране начала формироваться система профессионального образования.
Слайд 5
Поначалу в школах могли учиться дети из разных
слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения
стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.
Слайд 6
Учебные заведения:
Низшая ступень:
цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения,
письма, счета.
Цифирные школы открылись более чем в 40
городах России. (1714 г.)
гарнизонные школы для детей солдат
адмиралтейские школы для детей матросов.
Слайд 7
Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия,
черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа
математических и навигационных наук в Москве.
Слайд 8
В 1715 г. часть классов перевели в Петербург
и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы
открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.
Слайд 9
В 1707 г. были основаны медицинские школы в
Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в
Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.
Слайд 10
Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников,
справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в
России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.
Слайд 11
В 1711 г. была основана первая типография в
Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была
«Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон
Слайд 12
Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело
введение в 1710 г. гражданской азбуки. Как отмечал позже
М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Слайд 13
С 1703 г. начала издаваться первая печатная книга
– «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.
Слайд 14
Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге
в 1714 г. Кунсткамера – помещение для редкостей. В
ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов».
Слайд 15
В 1714г. в Петербурге была открыта старейшая в
нашей стране научная библиотека.
В 1724 г. Петр издал указ
об учреждении Академии наук и художеств. Открылась она уже после смерти царя.
Слайд 16
Петровское время было отмечено бурным развитием науки и
техники.
Необходимость научных знаний объяснялось практическими потребностями государства:
освоением
огромных сибирских и дальневосточных просторов страны,
поиском и использованием полезных ископаемых,
строительством новых городов,
ростом мануфактур и развитием торговли.
Слайд 17
3.Живопись и архитектура.
При Петре I художественная культура заняла
новое место в духовной жизни. Она становится светской, разнообразной,
получает поддержку со стороны государства. Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней жизни.
Слайд 18
В архитектуре наблюдается переход к регулярной планировке, для
которой характерны:
геометрическая правильность,
симметричность,
установление единых правил и приемов в
застройке улиц,
определенное соотношение размеров и высоты зданий.
Слайд 19
Архитектурный стиль, зародившийся в XVII веке и получивший
распространение в XVIII веке, получил название – барокко -
монументальность, сочетающаяся с пышностью
Слайд 20
Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали
Петропавловский собор и
Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге,
Меншикова башня в Москве, первые сооружения в Петергофе.
Здание Двенадцати коллегий.
Меншиковский дворец
Слайд 21
В изобразительном искусстве появилось новое явление – гравюра.
Свою популярность она приобрела из-за дешевизны. Известным мастером-гравером был
А.Ф.Зубов.
Зубов А. Ф. Петр Великий
Слайд 22
Популярность приобрела портретная живопись. Основоположником русской светской живописи
является Иван Никитич Никитин, обучавшийся в Италии. Его кисти
принадлежат работы: «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Ему присуще правдивое изображение героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера.
«Напольный гетман»
Слайд 23
Новшества в быту.
Новое, XVIII столетие Россия встретила необычно:
с января 1700 г.было введено новое летоисчисление от Рождества
Христова. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.
Слайд 24
Маскарад при Петре Великом в 1722 году
Слайд 25
По приказу царя для дворян было в обязательном
порядке введено ношение европейской одежды – камзолов, чулок, башмаков,
галстуков, шляп.
Слайд 26
Под страхом опалы бояре и дворяне должны были
сбрить бороды. За ослушание им грозил денежный штраф и
даже ссылка.
Слайд 27
Из Европы царь привез и новые формы общения
и развлечения: праздники с фейерверками, маскарады. С 1718 г.
специальным указом он ввел ассамблеи, устраиваемые попеременно в домах знати
Слайд 28
Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке,
флейте. Появляются любительские оркестры, на концерты которых в обязательном
порядке должны были ходить представители знати.